В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Студенты Байкальского университета встретились с актером Драматического театра им. Охлопкова Геннадием Гущиным

Место встречи – БГУЭП

Что отличает университетское сообщество от других учебных заведений? Конечно же, огромное количество специальностей, блестящий преподавательский состав и вселенная возможностей для студентов. Но также важны университетские традиции. Те, вроде бы, мелочи, которые делают существование нескольких тысяч людей взаимосвязанным живым организмом. Ежегодно мы отмечаем студенческие праздники: Посвящение, Татьянин день, Экватор – золотую середину, юбилеи кафедр и факультетов и многое-многое другое.  Эти мероприятия чрезвычайно важны как для студентов, так и для преподавателей, которые, приходя каждый день из года в год в наш университет, чувствуют себя здесь как дома. В такие дни наша университетская братия может ощутить себя единой семьей. И чем больше таких, настоящих семейных традиций, тем сильнее наша семья – Байкальский университет.

На днях одной такой университетской традицией стало больше – перенимаем опыт поколений. Декан факультета государственного и международного права Владимир Павлович Моисеев, будучи курсантом академии МВД, принимал участие в так называемых «встречах по пятницам», где у юных студентов была возможность пообщаться с такими видными деятелями своего времени как А. Пахмутова, Н. Добронравов, В. Пикуль, Э. Неизвестный.  Для молодых людей, которым порой сложно попасть в элиту профессиональных сообществ, это было уникальным шансом задать важные вопросы людям, уже добившимся успеха. И он предложил устроить цикл таких встреч в нашем университете.

Так идея Владимира Павловича была подхвачена Ольгой Юрьевной Оношко, и уже при поддержке ректората было решено сделать такие встречи традиционными. Уже составлен список предполагаемых гостей (всех тайн раскрывать не будем, но фамилия самого губернатора там значится). Площадкой для проведения этих встреч в неформальной обстановке стало кафе «Грот».

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. «ГРОТ»

Первым гостем стал заслуженный артист РФ, режиссер, актер Иркутского академического драматического театра им. Охлопкова Геннадий Степанович Гущин.

– Я чувствую ответственность за эту первую встречу. Ведь, как начнешь, так и пойдет, - признался в начале беседы наш первый герой. Но началось хорошо. Значит, и пойдет хорошо.

Геннадий Степанович рассказал историю своей жизни, начиная с детства, о своем главном жизненном выборе – выборе профессии. Оказывается, нынешний заслуженный артист уже в шестом классе определился, кем он будет, и в своем школьном сочинении писал: «Я чувствую, что могу быть только актером, но вряд ли получится». Пусть эта история научит наших студентов ставить перед собой цели и идти к ним, несмотря на возникаюшие преграды.

После театрального училища у Геннадия Гущина был выбор, куда пойти работать: ТЮЗ, оперетта или драмтеатр. По словам нашего героя, Господь Бог и внутренний голос помогли ему сделать правильный выбор.

– Вы верите в божественное провидение, определяющее жизнь человека?

– Я вырос в атеистическом обществе. Это уже потом начали верить во все чудеса. Я не фаталист, но знаю, что если человеку что-то предначертано, оно будет вести его всю жизнь. А с другой стороны, во что человек верит, то и будет. Своей верой человек как бы конструирует свою жизнь, и для этого нужно сформулировать свои отношения с Богом. Я не считаю себя истинно верующим, мне не хватает любви.

Возможно, здесь Геннадий Степанович несколько лукавит, ведь нам хорошо известны его режиссерские работы, полные любви, самопожертвования, поиска истины. Студенты вместе в режиссером обсудили любимые иркутской публикой спектакли «Не верь глазам своим», «Сирано де Бержерак», «Оскар и Розовая дама», «Полет над гнездом кукушки», «Соловьиная ночь» и другие.

Гущин раскрыл один из рецептов своего успеха – никогда не отчаиваться и не останавливаться в собственном самосовершенствовании. К примеру, когда он сам почувствовал дефицит образования, поступил заочно на филологический факультет ИГУ. Там ему удалось получить много необходимых знаний, а главное, систематизировать их в законченную картину мира. Затем, когда в нем проснулись уже режиссерские амбиции – поехал учиться в Москву, к Петру Наумовичу Фоменко. Историей своей жизни наш первый герой как бы иллюстрировал постепенное создание человеком себя, профессионального. Здесь нашему молодому поколению действительно есть чему поучиться.

Но как оказалась интересна нашим юридически и экономически ориентированным студентам тема театра! Режиссер поведал студентам закулисные тайны рождения спектакля и отвечал на вопросы студентов о театральных жанрах, о классических авторах, о любимых спектаклях, о кумирах, о провинциальном зрителе, о московских подмостках и даже о том, как побороть волнение перед выходом на сцену.

– Должен ли театр учить, как жить?

– Нет. Театр может лишь скорректировать угол зрения на жизнь. Театр, музеи, книги – это всего лишь подсказки, а понять жизнь человек может только наедине с собой. Ведь та самая старая правда – истина – она в нас самих заложена. Вот человек, профессиональный столяр, всю жизнь делает стулья. Однажды он сделает идеальный стул и тем самым поймет жизнь. Как ты живешь? Зачем твоя жизнь? Зачем ты умрешь? Нужно ответить себе на эти вопросы. Человеку необходимо быть честным самим с собой.

 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.  СПЕКТАКЛЬ

Геннадий Гущин старается быть предельно честным как с самим собой, так и со своим зрителем. Поэтому, чтобы не быть голословным, пригласил всех присутствующих на встрече через неделю на свой спектакль, поставленный со студентами театрального училища. Таким образом, наша встреча с прекрасным человеком перетекла во встречу с тем Прекрасным, которое этот человек создает.

Важность этой первой встречи была доказана уже тем, что на просмотр спектакля явились все приглашенные, никто не остался равнодушным к персоне Геннадия Гущина. В иркутском театральном училище нас принимали тепло, нас там ждали. Студенты второго курса специальности «Актер драматического театра и кино» представили композицию «Красный сон» по мотивам произведения С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Совсем юные еще актрисы стали на некоторое время воплощением тех самых девушек, которые в годы войны сражались наравне с мужчинами. Девочки, одевшие солдатские шинели и сапоги, взявшие в руки оружие, – что творилось в их душе? Что ненавидели и о чем мечтали? С каким сердцем их провожали матери? Как отцы учили их служить Родине? Откуда брались силы у хрупких сестричек выносить с поля боя раненых?

«Милосердие, – говорит герой постановки, – в одно это слово вмещается все то, что мы знаем о женщине». О них, поседевших в 22 года, раненых, с больными душами и поломанными судьбами, заставил нас задуматься Геннадий Гущин. Задуматься об этом непросто – разве можем мы хоть на миг осознать всю ту боль, что пришлось пережить этим девочкам? Что можем мы знать о войне? «Значит, нам нужна одна Победа», – подпевали в зале. И студенты-финансисты плакали вместе со студентами-актерами.

Как отметил во время беседы Владимир Павлович Моисеев, несмотря на то, что в нашем университете культивируется рациональный стиль мышления, у нас есть много людей, интересующихся театром, искусством, духовной сферой жизни. Да, нетрудно заметить,  что именно духовной составляющей в Байкальском университете всегда отводилась важная роль.

Наш университет стремится воспитать не только человека профессионального, но человека достойного. Поэтому так кстати пришлась эта новая традиция – встречи с успешными людьми. И мы надеемся, что она прочно укрепится в нашей университетской семье. Итак, встречаемся в «Гроте»!

 

Марина Абдуллина, Ж-06-2

Газета «Байкальский университет»
№ 4 (79), 28 февраля 2011 года