В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

На Иркутском авиационном заводе с официальным визитом побывал полномочный представитель Президента РФ по Сибирскому федеральному округу Виктор Толоконский

В составе делегации предприятие также посетили губернатор Иркутской области – председатель областного правительства Дмитрий Мезенцев и президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын. Сопровождал высоких гостей по цехам завода генеральный директор ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация Иркут» – Вице-президент, председатель ИРО ООО «Союз машиностроителей России» Александр Вепрев.

Гости посетили основные производственные подразделения ИАЗ. Полпред и генеральный директор ИАЗ обсудили целый спектр вопросов по организации работы предприятия по реализации проекта МС-21, внедрению lean-технологий (технологий «бережливого производства») как существенного фактора роста производительности производства, мероприятиям по энергосбережению, условиям работы сотрудников завода.

В ходе встречи был затронут ряд важнейших тем. В первую очередь, это госзаказ на производимые заводом Су-30МКИ и Як-130. Сверхманевренные многоцелевые истребители Су-30 МКИ, по отзывам властей Индии, обеспечивает безопасность границ этой страны. Модификации этого самолета успешно экспортируются и в другие страны. В то же время, от российских ВВС на Су-30МКИ до сих пор не поступило ни одного заказа. Также пока нет госзаказа на учебно-боевой самолет Як-130, который получил высокую оценку зарубежных заказчиков и который серийно производится на ИАЗ на основе цифровых технологий. «Иркутский авиазавод, безусловно, обладает достаточным потенциалом для успешного выполнения государственного заказа, – отметил по этому поводу полпред. – Поэтому предприятие обязательно должно быть включено в ряд заводов, выпускающих технику для российской армии».

Особый интерес полномочного представителя Президента вызвала информация о развитии кооперации между Иркутским авиазаводом и промышленными предприятиями Улан-Удэ, Омска, Барнаула, Красноярска и других городов СФО как по ныне действующим, так и по перспективным программам, в первую очередь – МС-21. Александр Вепрев подчеркнул, что при реализации проекта получат заказы и предприятия Приангарья. Работающие в сфере энергетики, строительства, производства оснастки. Также будет использован потенциал вузовской науки (уже реализуется ряд работ с ИрГТУ).

Еще одна очень актуальная тема – льготное налогообложение для предприятий, разрабатывающих и изготавливающих наукоемкую продукцию на основе инновационной деятельности, обеспечивающей рост эффективности производства, экономии и др. О необходимости поддержки таких предприятий (к которым, в том числе, относится Иркутский авиазавод) сказано немало, на деле же существенных подвижек практически не происходит. По мнению Виктора Толоконского, данный вопрос необходимо решить в сжатые сроки, поскольку от этого зависит как дальнейшее развитие экономики, так и социальной сферы.

В конце визита на Иркутский авиазавод Виктор Толоконский дал короткое интервью представителям СМИ Приангарья и Республики Бурятия.

– Я видел немало авиазаводов – Новосибирский (где бывал неоднократно), Улан-Удэнский, но от ИАЗ у меня впечатления особые, – поделился с журналистами полпред. –  Причем не только от просторных производственных площадей, оснащенных современнейшим высокопроизводительным оборудованием, но, прежде всего, от уровня общей культуры производства. Я уловил особую атмосферу, общность людей, которые вместе строят великолепные самолеты. Да разве может быть иначе, когда каждый рабочий заинтересован в совершенствовании процессов производства. Уверен, что у предприятия, которое поставляет комплектующие мировым лидерам авиастроения и которое само по уровню производимой техники впереди многих и многих – большое будущее. Я рад за Иркутскую область, потому что понимаю, какие возможности есть для развития всего промышленного комплекса региона в лице Иркутского авиационного завода. Таким предприятием мог бы гордиться любой регион…»