В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Школа дизайна в Иркутске

Кафедра дизайна Иркутского государственного технического университета факультета изобразительного искусства1 сегодня – это динамичная, развивающаяся структура, обеспечивающая подготовку по двум специальностям и четырем специализациям: «Дизайн» (специализации «Дизайн среды», «Дизайн графический», «Дизайн костюма») и «Декоративно-прикладное искусство» (базовая специализация «Художественная керамика»).

Общий контингент студентов по обеим специальностям за последние годы увеличился в полтора раза и составляет свыше 350 человек.

За последние 5 лет штат кафедры значительно вырос (сегодня это – более 50 человек), при этом количество преподавателей со степенями и званиями повысилось почти в 4 раза; преподавателей – членов творческих союзов – возросло более чем в два раза.

За программы обучения дизайнеров в 2003 году кафедра представлена к Почетному знаку профессионального стандарта («Высокий дизайн»); за многолетнюю научно-педагогическую деятельность, за высокий профессионализм и большой вклад в развитие градостроительства и архитектуры Иркутска сотрудникам кафедры вручены благодарности мэра Иркутска, благодарственные письма предприятий и фирм города и области, дипломы и грамоты творческих союзов России – Союза архитекторов, Союза дизайнеров, Союза художников и др.

О качестве подготовки свидетельствуют итоги государственной аттестации, в соответствии с которой 91–95% дипломных работ традиционно защищаются на «отлично» и «хорошо». При этом большинство работ выполняется по темам, предложенным кафедрой, либо по заявкам муниципальных и частных предприятий, таких, как Институт земной коры, Лимнологический институт, ИрГТУ, Департамент образования, Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска, компании «Ларис-строй», «АверсПринт», Байкало-Ангарское ГБУ и др.

Все эти годы кафедра достойно представляет Государственный технический университет и город на международных и всероссийских художественно-проектных форумах. В частности, за последние пять лет сотрудники кафедры стали лауреатами и дипломантами 53 международных, российских и региональных выставок и конкурсов. Студенческие работы за это же время получили около 300 наград, среди которых – медаль, дипломы и грамоты Министерства образования РФ; 75 наград международных конкурсов и выставок, 69 дипломов и премий российских выставок, Дипломы и грамоты творческих союзов России. Кафедрой организованы Международный виртуальный форум «Художественно-проектная культура в эпоху новых информационных технологий», совместная с Корейским университетом художественно-проектная выставка в Корее; мастер-классы (в Казахстане и Корее) и другие мероприятия. Стали хорошей традицией постоянное участие кафедры в международных смотрах-конкурсах дипломных проектов по архитектуре и дизайну, в Международной ассамблее моды (Москва), выставках дизайна (Иркутск, Сибэкспоцентр) и пр.; а также проводимые кафедрой конкурсы «А-ля кутюр», представляющие собой яркую демонстрацию креативных решений. В 2007 году кафедра выиграла грант и стала участницей российско-британского проекта «Квест».

В целом данные последних лет свидетельствуют о достаточно высоком рейтинге школы в профессиональном сообществе.

Собственно процесс подготовки специалистов ориентирован на то, что профессия художника-проектировщика (архитектора, дизайнера либо проектирующего художника) – это, прежде всего, целостность и цельность мировидения, а также навыки художественно-проектного мышления, сформировав которые мы сможем интегрировать будущего специалиста в культуру и социум как полноценную личность. (В соответствии с государственным стандартом подготовка, в частности, дизайнера должна предусматривать возможность выполнения аналитической, художественно-проектной, экспериментально-исследовательской, производственно-управленческой и педагогической деятельности.)

В целом специфика художественно-проектного мышления, на наш взгляд, должна заключаться в необходимости совместить креативность и навыки художественно-образного композирования с концептуально-прогностическим «прозрением». Именно формирование основ такого мышления является главной задачей фундаментальной профессиональной подготовки.

Говоря об идеологии становления и развития художественно-проектного мышления, мы опираемся на представление его как особого типа мышления, соединяющего в себе образное, пространственное и конструктивно-технологическое начала, а также «способность к прогнозированию, концептуальному проектированию, выстраиванию прогностических систем». По сути своей это специфическая форма профессионального сознания и деятельности, означающая непрерывный «акт творчества», созидание новой системы образов и/или стратегий деятельности, основанных на знаниях, умениях, навыках владения профессиональным ремеслом и на «осознанном», профессиональном «видении» окружающей действительности. Такое специальное «художественное видение» предполагает осознание реалий современного мира и истории как системы образов, ситуаций, композиционных сюжетов и пр.

Формулируя основные направления подготовки, важно акцентировать внимание на необходимости воспитать у будущего специалиста интерпретационное мышление, характерное видение окружающего мира, умение выражать различные художественные образы, проектные идеи, конструктивные решения. Исходя из этого, процесс подготовки специалиста должен быть направлен на развитие объемно-пространственного воображения и специфического «отбирающего» взгляда, связанного с умением профессионально видеть существующую и создаваемую/проектируемую «натуру», и в зависимости от цели по-разному интерпретировать ее, находя соответствующую форму и технику изображения. Это в целом развивает художественное «зрение», пробуждает и взращивает подлинно творческое мышление будущего специалиста.

Основы такого художественно-проектного «видения» формируются как в блоке художественных дисциплин, так и в курсах общепрофессиональных и специальных дисциплин, например в заданиях на трансформацию в курсе «Основы композиции» (О.Е. Железняк, Т.Ю. Смертина) или в «Алфавитах города» – как новом взгляде на окружа-
ющую среду в рамках мастер-класса В.В. Дейкуна и
С.В. Мурашовой; и необходимости «увидеть» цветовую структуру стихотворения или цветовой образ запаха в курсе «Цветоведение и колористика» (О.Е. Железняк) и др.

Вместе с тем «художественно-проектное видение», преобразованное со временем в «визуальное мышление» являет собой уникальный вид художественно-образной рефлексии, служащей отправной точкой для формирования языка новых образов.

Методологическая основа для формулирования концепции художественно-проектного образования строится на четырех основополагающих, на наш взгляд, компонентах становления и развития творческой личности: развитие творческого потенциала субъекта; сложение особого «художественного видения»; приобретение базовых навыков художественно-проектного ремесла; формирование основ проектного мышления. Выделение таких направлений очень актуально для процесса воспитания творческой индивидуальности в пространстве современной художественно-проектной культуры, для раскрытия внутреннего потенциала будущего специалиста в целом и его способности к креативному мышлению в частности. Это крайне важно для личности, занятой проектированием, композированием, художественным конструированием или другим видом художественно-проектной (или просто творческой) деятельности. В то же время подобная направленность образовательного процесса дает возможность «технически» подготовить учащегося и дать ему основы профессионального ремесла.

Развитию креативного мышления посвящены не только базовые курсы проектирования со специальными заданиями и/или курсовыми работами, например декоративные «сал-фетки» – эксклюзивный арт-объект, созданный для конк-
ретного дома и индивидуального хозяина (педагоги доц.
С.В. Мурашова и М.Б. Захарчук); театральное пространство с авторской версией сценографии (доц. В.М. Акулов, ст. преп.
И.В. Дьяченко, О.В. Капустина); авторский светильник как «реакция» на интерьер дома и образ жизни обитателей (доц. В.М. Акулов, ст. преп. И.В. Дьяченко); образ исторического персонажа (доц. С.В. Мурашова, ст. преп. И.В. Дьяченко), нестандартная упаковка для хрупких предметов (доц.
А.А. Дурасов, О.А. Игнатьева). Циклы спецкурсов, такие, как «Дизайн без определенного места жительства» (В.В. Дейкун,
С.В. Мурашова), «Дизайн и рекламные технологии» (И. Мал-
кин), «Макетирование» с заданиями на формообразование и нетрадиционное использование материалов – поролона, стекла, бумаги и пр. (С.В. Мурашова, М.Б. Дагданова, О.В. Капус-
тина), концепции игрового пространства в курсах пропедевтики (О.Е. Железняк, Т.Ю. Смертина) и другие курсы и дисциплины с заданиями, предлагающими «необычный взгляд на обыкновенные вещи», также ориентированы на становление творческой индивидуальности будущего профессионала.

Целостность осознания культурного пространства профессии определяет выбор основных методов обучения, исследования и проектирования, которые интегрируются в общую систему через призму профилирующих дисциплин. По сути, в процессе обучения разговор всё время идёт (прежде всего) о профессиональном сознании: как оно формируется и что с ним происходит в различных сферах профессиональной деятельности, под влиянием различных внешних факторов, из чего складывается идеальное профессиональное сознание, как они подпитываются и/или разрушаются.

Важной методологической основой образования является органичное сочетание художественно-проектных, гуманитарных и технических знаний и перевод их в плоскость профессионального языка. Так, особенностью современной подготовки – процесса формирования художественно-проектного мышления – является учет общей дигитализации профессионального проектного сознания. Этот факт, став реальностью современной изни и культуры, имеет свои положительные и отрицательные стороны, но их обсуждение требует отдельного разговора.

Отражая внутренние истоки становления новой ментальности, основную суть влияния (или вторжения?) цифровых технологий на художественно-проектное сознание, сегодня образовательная система, связанная с формированием навыков художественно-проектной деятельности (будь то архитекторы, дизайнеры, и/или художники), с одной стороны, должна вести речь о необходимости и востребованности традиционной художественно-проектной подготовки в целом, с другой стороны, – о системах сосуществования классической художественной подготовки с современными технологиями и общей «дигитализацией» художественно-проектного сознания. И, вероятно, это тоже нужно обсуждать в профессиональной печати.

Обращение к «интуиции» как важному акту творческой деятельности также представляет интерес для методики развития художественно-проектного мышления.

В то же время высшая школа представляется как часть профессиональной реальности; как одна из определяющих структур этой системы, которая формирует профессиональный менталитет будущих специалистов, несет художественно-проектную идеологию, задает нормы профессионального осмысления социо-культурной, экономической и политической реальности и методы профессиональной работы с ней. Для Иркутска такую роль в профессиональной художественно-проектной реальности города играет школа дизайна ИрГТУ. Подобная интерпретация во многом порождена тем фактом, что наша школа – наиболее комплексная и целостная в Иркутске и области система подготовки специалистов по дизайну и прикладному искусству.

И мы говорим о тождественности и общих позициях, объединяющих задачи образования при подготовке архитекторов и дизайнеров, – и это, прежде всего, формирование художественно-проектного мышления, которое сопровождает процесс становления и последующего развития художественно-проектной культуры в целом и различных сфер и областей деятельности, ее составляющей, в частности.

Иллюстративная часть, демонстрируемая здесь, раскрывает широкий диапазон возможностей, представляемых предлагаемыми методиками, техническую оснащенность авторов-студентов, творческий потенциал и способность к нестандартному мышлению-видению, оригинальным авторским интерпретациям. Полученная в процессе обучения подготовка охватывает все возможные сферы проектной деятельности и открывает для выпускников широкие перспективы в современном профессиональном мире.

1. Преподавание по блоку художественных дисциплин (рисунок, живопись, скульптура) осуществляется квалифицированными педагогами – членами творческих союзов, заслуженными работниками культуры, доцентами кафедры: Воронько М.Д., Соломатиным П.Г., Захарчук М.Г., Малкиной Л.Н., Хомуненко В.И., Сысоевой Н.С., Аносовой С.В., Зандраевым А.Ч., Подгорным А.В., Е.В. Асалхановой – и молодыми талантливыми сотрудниками (В. Михайловым, А. Билькиной, А. Чимитдоржиевой и др). Профессорско-преподавательский состав, обеспечивающий подготовку по общепрофессиональным и специальным дисциплинам включает докторов наук и профессоров, кандидатов наук, Академиков и Чл.-корреспондентов Международной Академии Наук о Природе и Обществе (отделение Дизайна), членов Союза Архитекторов России, Союза Дизайнеров России, Союза Художников России, ведущих специалистов-практиков в области дизайна и деко ративно-прикладного искусства г. Иркутска и др., в их числе – В.М. Акулов, О.В. Беседин, Т.А. Вотякова, Н.В. Грогуль, М.Б. Дагданова, В.В. Дейкун, С.Б. Демков, А.А. Дурасов, Т.А. Ерошенко, О.Е. Железняк, О.А. Игнатьева, А.Д. Калих-ман, О.Ю. Копенкина, И.И. Котоманова, А.Ю. Ладейщиков, И. Малкин, М.Г. Меерович, С.В. Мурашова, Г.И. Охрименко, Т.П. Петрова, А.В. Поляница, Н.М.Попова,
А.Н. Прокудин, Е.В. Пуляевская, Т.Ю.Смертина, И.А.Ширшков, Е.В. Шубаба, а также молодые перспективные педагоги – аспиранты и члены  молодежных секций творческих союзов России (И. Дьяченко, Е. Курочкина, М. Корелина, О. Капустина, О. Пономарева и др.)

Ольга Железняк

Журнал "проект байуал/project baikal"
№22/2009
стр.142-145