В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Иркутское Кладищевское училище: проект реставрации и приспособления под музей

Проект реставрации Кладищевского училища (НПРМ «Традиция», 2008). Главный фасад по ул. Франк-Каменецкого, слева направо: главные ворота с оградой, здание училища (музея), ограда усадебного сада с калиткой

Кладищевское училище в Иркутске. Фото 2008 г.

Усадебный комплекс каменных зданий по улице Франк-Каменкцкого, 16, в городе Иркутске имеет интересную историю. Он был специально построен как образовательное частное заведение, связан с известной иркутской купеческой фамилией – Сибиряковыми. 22 декабря 1990 года Иркутский облисполком принял Решение № 73 о постановке этого комплекса на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения. Его официальное название: «Начальная школа А.М. Кладищевой, высшее бесплатное училище, позже школа для монгольских детей (здание школы, флигель, ограда, ворота)».

Совсем недавно усадьба-памятник была передана Музею истории города Иркутска. В настоящее время завершаются работы по ее ремонту, реставрации и музейному приспособлению. Архитектурный раздел проекта реставрации разработан НПРМ «Традиция» в 2008 году, ГАП Е.М. Трескина, архитектор Е.Г. Шаргина, историк Н.Г. Торшина. Инженерное обследование здания выполнено ООО «Предприятие Иркут-Инвест» в 2006 году. Рабочая документация, ремонтно-реставрационные работы производятся ООО «Трест “Иркутскжилстрой”».

 

Мысль об открытии в Иркутске начальной школы имени Антонины Михайловны Кладищевой, урожденной Сибиряковой, возникла в 1879 году у ее брата Александра Михайловича Сибирякова, который жертвовал на это благое дело наследство, полученное от покойной сестры. 8 мая 1883 года была торжественно произведена закладка фундамента школы Кладищевой.

Главным в комплексе усадьбы является здание школы (училища). Кроме него на территории расположены: дворовый флигель, фрагмент ограды с воротами и сад. Памятник является образцом русско-византийского стиля. Автор проекта – иркутский архитектор В.А. Кудельский (по некоторым источникам – инженер В.Н. Каразин). Прослеживается связь элементов декора школьного здания с такими иркутскими постройками, как церковь Казанской Иконы Божией Матери (Рабочее предместье) и Казанский Кафедральный собор (разрушен в 1930-е), которые проектировал Кудельский, оба – примеры архитектуры того же стиля.

 

Описание облика памятника

Памятник на протяжении всего времени использовался в учебных целях. В 2006 году здание общеобразовательной школы № 2 было передано Музею истории города Иркутска для использования под новую для него функцию – музейную. Здание двухэтажное, сложной Н-образной формы в плане с габаритными размерами 26,7×27,2 и высотой 13,4 метра. Несущие стены из полнотелого глиняного кирпича на известковом растворе. Толщина наружных стен – 0,85, внутренних – 0,64–0,81 метра. Использовался разновеликий кирпич размерами (240–260)×(120–130)×(65–85) мм. Перемычки над дверными и оконными проемами арочные.

Декоративное убранство сосредоточено в основном на уличном (со стороны Франк-Каменецкого) и боковых фасадах. Фасады оштукатурены, раскрепованы лопатками по углам и межоконным простенкам. Угловые лопатки рустованы по первому и второму этажам, декорированы прямоугольными нишами и сухариками, лопатки меж окон рустованы в уровне первого этажа. Стены имеют членение по вертикали широким профилированным междуэтажным подоконным поясом первого этажа, надоконным поясом второго этажа, профилированным карнизом. В уровне кровли стены завершаются центральными и угловыми фигурными аттиковыми стенками с декоративными профилями и розетками. Стены также украшены разнообразными нишами с профилированными гранями, над оконной частью второго этажа боковых фасадов и на стене между ризалитами на главном фасаде расположены спаренные лежачие ниши (во фризовой части), в подоконной части – одиночные лежачие ниши, над каждым окном – по две фигурные ниши. Во фризовой части стены ризалитов главного фасада, между подоконными поясками и лопатками, расположены спаренные профилированные декоративные арочки, опирающиеся в центре на общую профилированную деталь. Декор дворового (южного) фасада представлен угловыми пилястрами, аналогичными описанным выше, междуэтажным поясом и карнизом с гладкой фризовой частью. Над правым входом главного фасада сохранился родной козырек.

Оконные проемы все полуциркульные, на ризалитах главного фасада обрамлены архивольтами, радиальной рустовкой и розетками в фигурных межоконных нишах. Окна первого этажа с замковым камнем на боковых фасадах и между ризалитами – на главном фасаде. Дверные проемы оформлены аналогично оконным.

Внутренние стены кирпичные с арочными проемами, завершаются на лестничных клетках и в части помещений многорядными штукатурными тягами, огибающими выступы печей. Потолки оштукатурены по драни. В коридорах первого и второго этажей – своды. Двери – лучковые двустворчатые, филенчатые, трехчастные, рисунок переплетов оконных рам – классический для полуциркульных окон – трехчастное деление створок с радиусом во фрамуге.

 

Обоснование проектных решений

Проектом предлагается реставрация памятника с восстановлением архитектурного облика на момент его строительства – конец ХIХ века. К настоящему времени выполнены мероприятия по укреплению стен и фундаментов, проведена замена кровли с ремонтом стропильной системы, устройством новых водосточных труб. Кровля металлическая с полимерным покрытием. Изначальные деревянные перекрытия по балкам заменены на монолитные железобетонные.

В целом внешний облик здания не претерпел особых изменений и утрат. Первоначально с улицы Франк-Каменецкого было два симметричных входа, позднее, в целях увеличения площадей под классы, левая дверь была заложена. Проектом предлагается восстановить второй вход, увязав его с новой планировкой под музей (или устроить «ложную» дверь). Также воссоздаются (повторяя один сохранившийся) козырьки на главном, дворовом и боковом фасадах, хотя над второстепенными входами таковых не было, но сейчас эти входы становятся более значимыми, учитывая музейную функцию здания.

Решетка ограждения кровли ранее на здании отсутствовала. В настоящее время подрядчиком работ на парапете установлена металлическая решетка без учета стилистики, характера памятника. Необходима ее замена. Водоприемные воронки водосточных труб были простой формы. Но, опять же, учитывая новый общественный статус здания, проектом предлагается заменить их на более сложные, использовав аналоги, соответствующие стилю и времени постройки памятника. На фронтоне главного фасада изначально была надпись (утрачена): «Бесплатное начальное училище Антонины Кладищевой 1885 года». Предлагается в новой надписи отобразить нынешнюю специфику здания – «Иркутск. Музей истории города», добавив изображение герба столицы Приангарья. В качестве образца взято гербовое изображение с фронтона «Ломоносовской школы» (ныне педагогический колледж
№ 3 по улице Гоголя).

Цветовое решение фасадов разработано на основе архивных описаний о производстве работ по зданию и выполненным зондажам. Из исторических источников известно, что в 1887 году подрядчик С.П. Коротаев штукатурил здание, окраска «гладких частей» производилась ало-кирпичным цветом на два раза, «выступающих частей карнизов, пилястров, поясков и отделка вокруг окон и дверей» – белым цветом.

По зондажам в нишах определены цвета кирпичных оттенков. На старых фото видна контрастная раскраска главного фасада. Более поздние фотографии говорят об одном светлом тоне. Проектом предлагается выкрасить песочным цветом цоколь и плоскости стен, карнизы, пилястры, пояски, фризовую же часть фасада выделить осветленным песочным тоном, ниши – светлые терракотово-кирпичные. По главному фасаду по низу цоколя сохранились блоки песчаника, на остальных фасадах весь песчаник закрыт торкретом, который красится в цвет песчаника. Водосточные трубы предлагается выкрасить в серый цвет теплого оттенка.

Двери выполняются обязательно традиционные – филенчатые, по типу сохранившихся в городе аналогов. Низкое качество архивных фотоизображений не позволило определить рисунок дверных полотен. На здании музея входные двери должны быть представительные. Оконные проемы заполняются современными деревянными стеклопакетами с соблюдением принципиального исторического рисунка расстекловки. Окрашиваются двери и окна под цвет дерева, окна – более светлые, двери – темные.

 

Предложения по интерьерам

Интерьеры музейных помещений выполнены в стиле здания. Восстановлены печи (имитация) в прежних габаритах, они используются для воздуховодов и вентиляции. По потолкам и стенам восстановлены штукатурные тяги. В коридорах, на лестницах и в гардеробе по стенам устроены тяги, карнизы, обрамления оконных и дверных проемов. Два зала, на первом и втором этажах, оформлены торжественно. При проектировании применены аналоги сохранившихся иркутских интерьеров конца XIX – начала XX веков.

 

Благоустройство территории

Подъезд к парадному входу осуществляется по улице Франк-Каменецкого, где организовано место временной парковки для двух экскурсионных автобусов. Служебный въезд на территорию музея организован со стороны улицы Декабрьских Событий, во дворе предусмотрены гаражи, рядом оборудована контейнерная площадка для сбора мусора. Существующие ворота со стороны улицы Франк-Каменецкого возможно использовать как пешеходные и, разобрав заложенный проем, предлагается восстановить деревянную калитку.

Парковая зона. Разбивается на месте достаточно большого участка усадебного сада училища Кладищевой, распространявшегося когда-то до улицы Большой (сегодня – неорганизованный сквер на углу улиц). Вход для посетителей обеспечивается в дневное время со стороны улиц через трое ворот, закрывающихся на ночь. Пешеходные дорожки мостятся тротуарной плиткой. Кроме соответствующего озеленения, на парковых площадках рекомендуется устройство небольших фонтанов.

Ограждение. С самого начала территория усадьбы имела капитальное ограждение, от которого на сегодня сохранился небольшой фрагмент с «парадными» воротами слева от здания вдоль улицы Франк-Каменецкого. Это дает основание для восстановления (продолжения) исторического ограждения по всему периметру территории музея. Спроектирована кирпичная ограда с металлическим заполнением: вдоль улиц – высокая (цоколь 1,7, столбы 3,5 м), со стороны двора – значительно ниже (цоколь 1,0, столбики 2,1 м). Решетки, судя по густоте узора на исторических фото, были чугунные или из просечной стали. Сегодня заполнение предлагается выполнить кованным, соблюдая первоначальный рисунок. Каменная часть ограды окрашивается в цвета аналогично фасадам.

 

Елена Трескина

Журнал "проект байкал/project baikal"  
2009/20
стр.111-112