В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

Бизнес-центр «Академический»

В Иркутске все чаще стала появляться пусть не выдающаяся, но достаточно качественная архитектура. Одним из таких примеров является бизнес-центр «Академический», и, как нетрудно догадаться, появился он в Академгородке, на пересечении улиц Лермонтова и Улан-Баторской. Его месторасположение очень примечательно, поскольку предполагался он как отправная точка перспективной застройки обширного пустыря, на котором сейчас одиноко и заброшенно стоит недостроенный Ледовый дворец. Этой застройки еще нет даже в проекте, но здание бизнес-центра проектировалось с учетом ее постепенного возникновения в неопределенном будущем. И один из его ризалитов на фасаде, обращенном к Ангаре, полностью глухой, – для возможности стыковки с перспективной застройкой. Все формообразование здания настроено на эту будущую контекстную ситуацию. И поэтому дугообразная, динамичная форма фасада, выходящего на улицу Лермонтова, подчеркивает изгиб дороги и словно отражает свободу и движение, которое она символизирует, хотя свобода, динамика и движение гораздо больше присущи реке, природе и открытому пространству, на которое как раз выходит откровенно «городской» фасад – жесткий, статичный, структурный, очень строгий и, можно даже сказать, монументальный.

С другой стороны, планировочное решение объекта представляет довольно простую и логичную композиционную схему: прямоугольный объем с выступающими частями лестниц; в объем врезан сегмент круга, словно поворот дороги трансформирует таким образом прямоугольник. Внутреннее устройство здания стандартное, обусловленное необходимым в нашей сейсмической зоне наличием диафрагм жесткости, центральный коридор, небольшой вестибюль и связи жесткости с шагом 12 метров, но дуга, выступающие объемы лестниц и входные группы, несомненно, оживляют план. Что касается дугообразной темы, по словам авторов, она возникла сразу: сперва должна была прозвучать в объеме, но хорошо, что не прозвучала – дом подобной формы уже построен в Москве, на Ходынском поле (жилой дом «Парус», «Моспроект–4»). Хотя, прежде всего, стоит обозначить основные структурные элементы объемной композиции. Есть литой стеклянный объем, воспринимающийся как глыба, доводя аналогию до логического предела – глыба льда со своей мало заметной витражной решеткой; на него натянута кожа из светлого холодного оттенка бежевого керамогранита с мелкой клетчатой структурой, в местах наибольшего композиционного напряжения (главный вход, эвакуационная лестница, стыки с выступающими частями здания) – стеклянный объем остается обнаженным, а на центральной части здания кожа становится еще одним элементом – сеткой, монотонной структурой, созданной одинаковыми окнами, расположенными в едином метрическом порядке. Удался известный модернистский прием, когда множество одинаковых элементов, расположенных в одном и том же ритме, воспринимается единым целым. Некоторая интрига есть в том, что пока не видишь плана здания, оно воспринимается полукруглым объемом, из которого вырывается прямоугольный, меньший по форме и композиционному значению, и потому появляется некая неопределенность и хаотичность, что делает фасад интереснее и живее. Эти выступающие части прямоугольного объема обтянуты тем же самым керамогранитом, но красивого серого цвета с легчайшей нотой сиреневого теплого оттенка и графично, поэтажно расчленены тонкими горизонтальными тягами из светло-бежевого керамогранита, преобладающего на фасаде. Поскольку острый угол, образованный дугой и прямоугольником практически на всю высоту здания, выполнен из стекла, он просто звенит и является одним из самых эффектных элементов здания, – неудивительно, что здесь расположен главный вход. Приятная особенность объекта – с разных точек обзора он раскрывается новыми деталями и темами. Его интересно рассматривать, хочется обязательно обойти со всех сторон.

Вызывает сожаление только то, что весь этот большой участок на въезде в Академгородок будет почти полностью застроен и, по словам авторов, характер застройки предполагается административно-деловой, торгово-развлекательный. Если это так, то такой ход вещей будет вызывать не только сожаление, но и недоумение, и не только у архитекторов и градостроителей, но и у всех интересующихся развитием родного города жителей. Логично бы было продолжить спортивную тему, начатую многострадальным Ледовым дворцом, сохранить зеленый парковый луч, ведущий к Ангаре, создать нечто вроде спортивно-культурного парка. Задействовать обширнейший пустырь, примыкающий к Университетскому, где мог бы образоваться Технопарк, но все объекты технического, научного, культурного и спортивного характера утопали бы в зелени, и таким образом возникло бы мощное зеленое ядро Свердловского района.
Но это все слова и размышления, а бизнес-центр
уже появился. 

Татьяна Чеботарева
Журнал "проект байкал/project baikal"  
2009/20
стр.49-51