В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Иркутск. Идеология комплексной регенерации квартала № 130 исторической деревянной застройки (ул. 3-го Июля, Седова, Кожова)

Проект комплексной регенерации квартала № 130

130-ый квартал в Иркутске

Рис. 1 Квартал в границах улиц: 3-го Июля, Седова, Кожовой. Вид из космоса

Рис. 2 Предложение по организации надземного перехода через ул. Свердлова

Рис. 3. Проект площади культурного центра иркутских архитекторов 1970-х годов

Рис.4. Предпроектное предложение по реконструкции квартала № 130 с организацией надземного перехода через ул. Свердлова

Рис.5. Подземная парковка

Рис. 6. Подземное многофункциональное пространство. Разрез

Рис. 7. Опорные исторические и рекреационно-туристические «каркасы» застройки центральной части Иркутска

Рис. 8. «Ожерелье» исторических кварталов деревянной застройки вокруг Крестовоздвиженской церкви

Комплексная реконструкция квартала в границах улиц 3-го Июля, Седова, Кожова призвана на примере Иркутска продемонстрировать новую градостроительную политику в отношении деревянной застройки исторических городов России. Эта политика направлена не только на реабилитацию отдельных зданий-памятников, но прежде всего на восстановление целостных фрагментов исторической деревянной среды города с сохранением традиционной функции жилья и индивидуального ремесленнического предпринимательства, а также усилением современных функций: массового отдыха, досуга, культуры, обслуживания и т.п.

 

Продолжащаяся жизнь деревянного города

Квартал № 130 – типичный для Иркутска (рис. 1). Его характеристики и его проблемы типичны для всей исторической части города: много ветхого жилья, отсутствие централизованного водоснабжения и канализации, наличие нескольких зданий, являющихся памятниками культурного наследия и огромное количество средовой, фоновой застройки, которая не представляет ценности, но которая как раз и слагает усадебный тип членения территории с обилием зелени и формирует неповторимый облик нашего города.

Основной концептуально-методологический вопрос: что здесь должно быть? Музей? Общественное пространство? Индивидуальное жилье? Кафе, рестораны? Офисы? Мастерские ремесленников? Объекты туристической сферы?

Ответ на этот вопрос прежде всего должен учесть возможности самой среды. То есть ее способность безвредно впустить в себя новые функции. А также понимание того, какие функции сложившаяся среда обязательно отторгнет. И того, какие функции, будучи насильно внедренными, безвозвратно разрушат саму среду.

Ответ на вопрос о предназначении данного квартала дает состав использования территории и объектов недвижимости, который закладывается в проект:
а) жилье и небольшие гос-тиницы, б) офисы, в) трактиры и закусочные, г) музеи,
д) мастерские ремесленников, е) галереи (художественные и прочие), ж) выс-тавки-продажи, сувенирные лавки, з) технические сооружения, и) общественные пространства (линейные и локальные). Предлагаемое зонирование показывает, какие функции и в каком месте будут размещаться; на какую нагрузку посетителей (клиентов) они рассчитаны; какие функции могут соседствовать друг с другом (горизонтально или вертикально – на разных этажах одного и того же домостроения), а какие функции нужно развести как можно дальше друг от друга.

Наш подход в отношении деревянных зданий на территории реконструируемого квартала заключается в следующем:

а) все ценные сооружения должны сохраняться и реставрироваться – это памятники регионального, местного значения (а также вновь выявленные объекты культурного наследия, рекомендуемые к постановке на учет); б) сооружения, достойные быть включенными в список памятников того или иного масштаба, и в) здания, не являющиеся памятниками, но играющие роль средовых объектов, должны по решению органов охраны либо восстанавли-ваться как средовые, либо заменяться на другие, переносимые сюда с других мест.

Исходя из этого, предлагается выделить несколько проектных и исполнительских задач:

  • реставрация памятников;
  • реконструкция средовых объектов;
  • перенос памятников с другой стороны расширяющейся улицы 3-го Июля и, возможно, с других мест;
  • новодел (то есть изготовление деревянных домов в полном соответствии со старой технологией и в полном соответствии с внешним видом исторических построек; по чертежам, снятым с других памятников, может быть, давно уже уничтоженных);
  • новые современные строительные объемы (прежде всего, формирование подземного эксплуатируемого пространства, а также надземный переход от Музыкального театра через ул. Седова).

Улица Кожова требует целостного двустороннего обрамления исторической застройкой. Она живописна и не насыщена транспортом (согласно перспективной транспортной схеме) и вполне может стать прогулочной, пешеходной, снизить статус до местного проезда. На территории реконструируемого квартала, в зоне, примыкающей к улице Кожова, предлагается сформировать две слободы. Возможно это будут: а) слобода кузнецов с мастерскими и небольшой площадью, позволяющей всем желающим попробовать себя в кузнечном ремесле, и слобода краснодеревщиков (гончаров, резчиков или берестянщиков), тоже с мастерскими и площадью для размещения торговых лотков и верстаков для желающих взять в руки руба-нок; с удобными подъездами для загрузки необходимых материалов и повседневного обслуживания ремесленнической деятельности, дворами и надворными постройками, необходимыми для хранения сырья и материалов.

Отдельный раздел даст ответ на вопрос, как традиционная застройка будет реагировать на ее современное использование и использование прилегающей территории.

Не следует превращать Иркутск в псевдомузей, не следует и ограничиваться лишь подкрашиванием фасадов домов вдоль туристических маршрутов. Необходимо возрождать аутентичную среду. Такую, в которой современные люди смогут комфортно жить, имея теплый туалет и ванную с горячей водой, место для парковки автомобиля и клочок земли, если захочется, для садика или грядки с зеленью. Такую, где гости города могут арендовать комнату для кратковременного проживания. Куда можно зайти перекусить домашними пирожками в частной булочной. Восстановление исторической среды Иркутска в ее новом инженерном обеспечении и обновленном техническом состоянии нужно, прежде всего, жителям города.

Празднование 350-летнего юбилея могло бы проходить на площади Музыкального театра, потому что эта площадь – одна из немногих в центре города, способных принимать большие массы людей. В перспективе ансамбль площади будет завершен за счет возведения Концертного зала (рис. 5, усл. обозн. – 8). А в дни 350-летнего юбилея на его месте может быть сформирована временная эстрада с тентовым покрытием.

Связь этих двух площадей: а) площадью между зоной Музыкального театра и будуще-го Концертного зала (рис. 2, усл. обозн. – 3) и б) площадью внутри регенерируемого квартала (рис. 2, усл. обозн. – 4) правильнее всего осуществлять за счет создания надземного перехода через ул. Седова (рис. 2, усл. обозн. – 5).

Это решение обеспечивает преемственность с проектом иркутских архитекторов 1970-х годов (рис. 3).

Оно позволяет, не прерывая движения по насыщенной транспортом ул. Седова, переводить в квартал (и в дни празднеств, и в будни) потоки туристов и народные шествия – непосредственно с Театральной площади и от парковки туристических автобусов возле него. Эта платформа-мост также станет выполнять роль видовой площадки, с которой открывается панорама левобережья. С нее можно будет наблюдать и за празднествами, проходящими на площади регенерируемого квартала (рис. 4).

Квартал должен быть насыщен разнообразными функциями. Здесь помимо
а) жилья в деревянных домах, должны располагаться:
б) музеи; в) офисы; г) трактиры, закусочные, кафе;
д) мастерские ремесленников; е) галереи (художественные и прочие); ж) помещения выставок-продаж, сувенирные и антикварные лавки, з) небольшие гостиницы; и) технические сооружения; к) общественные пространства (линейные и локальные). Уже при разработке проекта квартала необходимо дать ответы на целый ряд ключевых вопросов дальнейшей эксплуатации: на чьи плечи ляжет содержание такого «объекта», как «квартал исторической деревянной застройки» (благоустройство, озеленение, магистральные инженерные сети, внутриквартальное освещение общественных пространств и т.п.); чем можно заинтересовать частного инвестора в отношении вложения средств в реализацию этого проекта; как законодательно должно быть оформлено существование этого квартала, чтобы со временем наполняющая его среда не была искажена?

Программа эксплуатации реконструируемого квартала и активизации использования территории опорного историко-культурный каркаса, в целом, предполагает особый режим использования земли и управления недвижимостью в центральной части города. Этот факт ставит перед местным законодательством специальные задачи. Например, создания муниципальной правовой базы градорегулирования, как инструмента управления целями и действиями экономических агентов, вовлекаемых в инвестирование проектов комплексной реконструкции кварталов исторической деревянной застройки.

Новая градостроительная политика в отношении центров исторических городов требует установления «правил инвестирования» – локальных, местных, выражающих потенциал ситуации. Для того чтобы законодательно обеспечить появление подобных правил, необходимо разработать «Зональный правовой регламент квартала». Он предполагает «нарезку» в границах квартала внутренних земельных участков, исходя из «размера» функции (то есть на неделимые участки, величина которых изначально определена потребностью профильной функции в территории, необходимой для ее реализации). Эти участки получают конкретные границы (с координатами) и указанием количества и объемов строений (с привязкой), кото-рые на этих участках должны быть возведены. По отношению к каждому участку, выделенному внутри квартала, должно быть конкретно определено, в чьей собственности он может находиться (федеральной, муниципальной, частной); какими инженерными системами он будет обеспечен; каков регламент его функционального использования. И, что самое важное, какими ограничения и обременениями он отягощен. Эти основные факторы и будут опреде-лять ключевые условия будущего развития этого участка и его рыночную стоимость. В итоге формируются «объекты недвижимости», которые и станут предметом рыночных отношений в рамках инвестиционного проекта.

«Зональный правовой регламент квартала» утверждается как закон органа местного самоуправления и в дальнейшем обеспечивает градорегулирование в границах квартала, гарантируя постоянство его функционального использования в соответствии с исходным проектом, а также неизменность внешнего облика строений.

Далеко не все современные технологии торговли, досуга, питания, отдыха, времяпрепровождения способны вместиться в небольшие объемы деревянных исторических зданий. Для них недостаточно места на поверхности земли. Особенностью данного участка земли является то, что перепад рельефа квартала в районе ул. Кожова составляет 15 метров. Этот факт ставит вопрос об использовании подземного пространства. Постановка задач подземной урбанистики вызвана также необходимостью производства крупномасштабных земляных работ по террасированию части территории под центральную площадь комплекса. Это позволит определиться с размещением так остро необходимых комплексу парковочных мест. В подземной и полуподземной части предлагается разместить: а) парковку (рис. 5) и б) многофункциональное общественное пространство с расположением в нем всех тех функций, которые требуют постоянного подъезда грузового транспорта или нуждаются в больших про-странствах для развертывания современных технологий обслуживания и сервиса (рис. 6). Здесь же, кстати, можно будет разместить все технические и диспетчерские службы, а также общественные туалеты, причем рассчитанные не только на посетителей квартала, но и на транзитные потоки людей с Театральной площади.

Общественные пространства в Иркутске – больная тема. За последние десятилетия они оказались серьезно уничтожены точечной застройкой. Общественное пространство данного квартала предназначено для транзита в цепочке площадей и развертывания разного масштаба локальных массовых действий – по всей территории квартала и на его центральной площади. Для этого предлагается пронизать квартал сетью внутренних общественных пространств: а) линейных (променады),
б) локальных (сквер, расширения пешеходной улицы, центральная площадь и небольшие площадки внутри ремесленных слобод – кузнецов, гончаров, краснодеревщиков и берестянщиков).

Внутренняя площадь квартала включается в единый каркас общественных пространств и в единый сценарий, как празднования 350-летия Иркутска, так и круглогодичного проведения общегородских мероприятий (и светских, и религиозных), разворачивающихся также и на других площадках. В частности, на: а) специально спроектированной для этого, площади культурного центра возле Музыкального театра (Театральной площади), б) площади перед Дворцом Спорта, в) спортивной зоне стадиона «Динамо», г) прогулочной зоне набережной, д) острове Юности, е) строящегося здания торгово-развлекательного центра «Континенталь-Сибирь».

Предполагается, что на территории квартала № 130 будут регулярно происходить культурные события – ярмарки, выставки, художественные акции, исторические действа, эстрадные шоу, народные гуляния, Масленица и т.п. Жизнь здесь не должна замирать после окончания работы музеев и офисов.

Реконструируемый квартал не должен остаться лишь островком истории и культуры в окружении современной диссонирующей застройки. Он должен стать одним из элементов структуры опорного каркаса исторической среды города. Он должен быть связан с туристическими и образовательными (для школьников) краеведческими маршрутами: а) пешим, б) автобусным, в) водным, г) трамвайным. В частности, с ул. Тимирязева, по которой планируется движение трамвайного познавательно-туристического маршрута (от железнодорожного вокзала до Музейного комплекса декабристов), предназначенного и для школьников, изу-чающих краеведение, и для гостей города. Три опорных исторических и рекреационно-туристических каркаса центральной части Иркутска: а) каменный Иркутск, б) деревянный Иркутск, в) общественно-пешеходный, сливаясь воедино, формируют систему познаватель-но-туристических маршрутов, привлекательных для гостей города и комфортных для горожан (рис. 7).

Квартал № 130, в силу своего расположения, становится ключевым элементом того «ожерелья» деревянных кварталов, которые обнимают Крестовоздвиженскую церковь, по линии пешеходной связи с Иерусалимской церковью, а также с заповедной улицей Грязнова, улицей Лапина, которые, в свою очередь, с неизбежностью будут принимать потоки людей, покидающих площадь культурного центра после проведения массовых мероприятий.

Каркас общественных пространств вокруг композиционной и смысловой доминанты – Крестовоздвиженской церкви – должен быть поддержан отреставрированным и восстановленным поясом кварталов деревянной застройки, протянувшихся до Входо-Иерусалимской церкви. А также ансамблями деревянной застройки исторических улиц: Тимирязева, Грязнова, Лапина, Богдана Хмельницкого, Бабушкина и др. Именно формирование «ожерелья» исторических кварталов деревянной застройки вокруг Крестовоздвиженской церкви (от Входо-Иерусалимской церкви до ул. Кожова) должно стать первой очередью формирования ансамбля традиционной усадебной застройки возрождающегося исторического Иркутска (рис. 8).

Поиск подходов к комплексной регенерации кварталов между Крестовоздвиженской и Входо-Иерусалимской церквями (№ 131 и № 133), учитывающий зарубежный опыт восстановления целостных фрагментов исторической среды, станет темой проведения Международного Байкальского зимнего градостроительного университета, который пройдет в стенах Иркутского государственного технического университета в феврале 2010 года.

Комплексная программа регенерации исторического квартала № 130 города Иркутска способна стать моделью выработки новой градостроительной политики в решении проблем, типичных для многих исторических городов России, сохранивших бесценное национальное сокровище – человечную, живую, теплую, исконно русскую деревянную идентичную городскую среду.

Елена Григорьева
Марк Меерович

Журнал "проект байкал/project baikal"  
2009/22
стр.90-94