В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Проект реконструкции вокзала Иркутск-Пассажирский представлен общественности

21 января 2010 года Дирекция железнодорожных вокзалов  презентовала предпроектные проработки института «Иркутскжелдорпроект» - филиала ОАО «Росжелдорпроект» по масштабной реконструкции вокзала станции Иркутск-Пассажирский. На презентации присутствовали президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, и.о. главы администрации города Иркутска Сергей Серебренников, начальник ВСЖД Анатолий Краснощек, Вице-спикер Законодательного Собрания Иркутской области Геннадий Истомин, Владыка Иркутский и Ангарский Вадим и директор проектно-изыскательского института «Иркутскжелдорпроект» Анатолий Дьяченко. 

Вокзал станции Иркутск-Пассажирский один из старейших вокзалов сибирского региона, сохранивших все архитектурные формы времён создания. Вокзалу более 100 лет. Последняя серьезная реконструкция была выполнена в 1964 году. И сегодня производственный и технологический потенциал вокзала практически исчерпан. 

Предпроектные проработки по реконструкции вокзала «Иркутск-Пассажирский» 21 января были впервые представлены на суд общественности. По заказу Дирекции железнодорожных вокзалов их выполнил профильный институт «Иркутскжелдорпроект» - филиал ОАО «Росжелдорпроект». Сейчас вокзал отправляет в сутки более 2,8 тыс. пассажиров поездов дальнего следования, в пригородном сообщении - более 5,6 тыс. Общая площадь вокзала в два раза меньше нормативной при существующем пассажиропотоке. Главная проблема сооружения состоит в том, что вокзал не разделен для пассажиров дальнего следования и пригородного сообщения; платформы связаны со зданием вокзала с помощью узких подземных переходов, в часы максимальных нагрузок в здании вокзала наблюдаются столпотворения. Это значительно снижает уровень безопасности пассажиров.

При выходе на привокзальную площадь, в 30 метрах проходит транзитная автодорога с высокой интенсивностью движения. Пробки у вокзала обычное явление. Дорожную ситуацию осложняют трамвайные пути, близко расположенные к вокзальному комплексу. В результате создаются большие неудобства для городского населения и пользователей услуг вокзала.

Существующий вокзальный комплекс не учитывает особенности обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
Чтобы решить эти проблемы, «Иркутскжелдорпроект» предлагает выполнить вокзал в виде многофункционального конкорса – здания, где будут разделяться потоки пассажиров. В рамках проекта предполагается провести реконструкцию набережной Ангары около вокзала, соорудить причал и речной вокзал с видовыми площадками– попасть на них можно будет, пройдя через конкорс. На горе, напротив вокзального комплекса, проектировщики предложили создать автостоянку, заехать на которую можно будет по специальной эстакаде. Таким образом, можно будет избежать заторов на привокзальной площади. Реализация проекта реконструкции позволит создать многофункциональный пассажирский транспортно-пересадочный узел, объединяющий железнодорожный, автомобильный (внутригородской и междугородний) и речной транспорт.  Это все позволит создать наиболее комфортные условия для пассажиров и повысить коммерческий, туристический и инвестиционно-градостроительный потенциал вокзала.
Предварительная стоимость реконструкции - 2,92 млрд. руб. 

Стоит отметить, что проектирование объектов железнодорожной инфраструктуры – приоритетное направление деятельности института «Иркутскжелдорпроект». По его проектам проводилась реконструкция и строительство десятков вокзалов и вокзальных комплексов Восточной Сибири, в их числе вокзалы на станциях Вихоревка, Слюдянка, Тайшет, Тулун, Заудинск и др. В конце 2009 года институт приступил к разработке проекта масштабной реконструкции Белорусского вокзала г. Москвы и к проведению изыскательских работ и лазерного сканирования Ярославского вокзала г. Москвы. В 2010 году институт начал работу по разработке проектной документации по реконструкции вокзала станции Падунские пороги (ВСЖД).

25.01.2010