В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Институт "Иркутскжелдорпроект" ведет разработки по реконструкции станции Иркутск-Пассажирский и вокзальной площади

Основная цель проекта - улучшить качество обслуживания пассажиров, увеличить пропускную способность вокзального комплекса, обустроить вокзал для людей с ограниченными физическими возможностями.

По заказу ВСЖД Институт провел анализ соответствия существующих показателей вокзального комплекса и современных нормативных требований. Сейчас в сутки вокзал Иркутск-Пассажирский отправляет в дальнем следовании более 2,2 тыс. пассажиров, в пригородном сообщении – более 6 тыс. По отраслевым нормам проектирования железнодорожный вокзал Иркутска относится к категории "больших". Следовательно, вокзальная площадь должна занимать минимум 1 гектар, сверх этого 0,15 га должна составлять  площадь остановки общественного транспорта, площадь парковки частного транспорта (по расчету – на 110 а/м) – 0,33 га., также необходимо предусмотреть место для зон отдыха и озеленения. На данный момент отведенная железной дороге площадь под благоустройство составляет 1,2 га., половина которой приходится на автомагистраль.

Для современного пассажиропотока необходима масштабная реконструкция  вокзального комплекса  ст. Иркутск – Пассажирский, которая предполагает расширение существующего участка для должного благоустройства.  В связи с тем, что  ансамбль вокзала – памятник архитектуры, который имеет ограничения по видовым точкам при расположении нового строительства, Иркутскжелдорпроект предлагает разместить дополнительные площади  на двухуровневом конкорсе, а спуск на платформы предполагается осуществлять на лифтах и эскалаторах. Кроме того было бы оптимально расширить  вокзал для пассажиров дальнего следования с западной стороны.

Для разделения вокзала на зоны предлагается обособить туристический пассажиропоток на 15-м пути станции, разделить приём и отправку  пассажиров дальнего следования и пригородного сообщения, демонтировать несколько платформ, удлинить пути и перроны. По проекту, вокзал будет оборудован эскалаторами и различными пандусами для комфорта людей с ограниченными возможностями. Для выхода на последнюю, туристическую платформу и в самом здании вокзала предлагается применить травалаторы – подьемники с движущейся дорожкой. 

Кроме этого, реконструкция вокзального комплекса подразумевает также развитие путевого хозяйства, строительство новых посадочных платформ, возведение ремонтно-экплуатационного депо (РЭД), организацию отстоя служебно-технических вагонов, улучшение технологии поездной и маневровой работы станции. 

Такие объекты, как вокзал, сосредотачивают значительные городские транспортные потоки, в связи с этим, институт "Иркутскжелдорпроект" предлагает также реконструировать автомагистраль, разделив ее на 2 уровня, которые будут отделять автодорогу от трамвайных путей.

Предварительная стоимость реконструкции станции Иркутск-Пассажирский составляет от 6 до 10 миллиардов рублей.

Сообщает www.irrdi.ru