В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

О пользе малых дел | Владимир Кочетов

Весенним апрельским днем выпал снег. А меня попросили написать о молодежи. Сел. Пишу.

Сначала думал написать о том, какими молодыми были мы сами на излете развитого социализма и становления дикого капитализма, а какая была молодежь накануне и после дефолта, а какою она стала теперь - в годы путинской суверенной демократии. Но это, пожалуй, больше тема разговоров за кружкой пива в кругу друзей. Сегодня хочется написать о другом.

Иркутск, город молодежный и студенческий. Штамп, с которого начинают свои статьи и речи многие. Молодежный – это правда. Студенческий – несомненно. Но есть и другая правда: Иркутск город деградирующий. Прежде всего, деградирующий в глазах самих иркутян. И у молодых это ощущение окружающей их деградации особенно обострено, болезненно.

Нет, конечно, и у нас происходит что-то хорошее и значимое, жизнь меняется, и чаще, даже в лучшую сторону. Но эти изменения, какие то не знаковые, местечковые и видны они только в сравнении с еще худшим прошлым. Как любили писать в советские времена «по сравнению с 1913 годом».

И как только мы начинаем сравнивать нашу жизнь, наши темпы и наши результаты с темпом изменений в стране, у тех же соседей в Красноярске, Новосибирске, Томске, становится грустно.

Событийно и ментально мы все дальше проваливаемся в провинциальность, в самом худшем понимании этого слова. Для нас понятие современного города (не то, что наше захолустье) подразумевает уже не только Москву и Питер с Новосибирском, но те же Красноярск, Томск.

Тезисы об Иркутске, как о культурной и интеллектуальной столице Восточной Сибири остались в лексиконе только старшего поколения и официальных выступлений.

Кто из молодых скажет эти слова в кругу друзей? Кто будет искренне спорить с обратным суждением?

В тоже время, за год работы в агентстве по молодежной политике я увидел десятки, сотни талантливых молодых ребят. И не только в Иркутске. Они есть везде: в Тайшете и Тулуне, в Балаганске и Братске, в Зиме и Байкальске. Они активны, талантливы, целеустремленны. Они хотят быть успешными и счастливыми. И они подтверждают свою талантливость и свою востребованность как личности и как профессионалы, когда вырастают. Но все чаще и чаще, уже не в Иркутске. На зависть тем, кто остаются, кто не сумел вырваться?

И вот еще одно, страшное по своей сути наблюдение, чем старше становятся оставшиеся, и чем меньше их городок, тем меньше они отличаются от окружающего большинства.

А интеллектуальный и нравственный уровень этого большинства удручает. С каждым годом все сильнее. Тенденций последних лет стала общая ускоренная «дебилизация» населения. Сегодня, к сожалению, уже даже классическое университетское образование не может гарантировать определенного базиса знаний. Ниже которого, в наше время, образованному человеку опускаться было недопустимо.

Главной проблемой Иркутска является не то, что у нас инфантильная, равнодушная, не талантливая молодежь. Проблема в нас, взрослых.

Причем на всех уровнях. Власть «утонула» в решении задач «текущего момента» и не понимает (вернее понимает, но занята решением сиюминутных задач) что сегодняшняя политика направлена на выталкивание молодого таланта из окружающей среды, а значит и из города. Бизнес не осознает глубину проблемы и не идет дальше создания курсов по переобучению молодых специалистов. Родители не понимают, что именно они должны быть движущей силой необходимых изменений. Общественники как класс – малочисленны, и разобщены.

О последних поподробнее. Наивно, причем не безобидно, а вредоносно-наивно было бы считать, что молодежь сама сможет самоорганизоваться (простите за тавтологию). Ей для этого нужна среда. Или как теперь модно называть – инфраструктура.

Ей нужны помещения, в которых можно проводить мероприятия, ресурсы для проведения этих мероприятий. Но самое главное нужны люди, которые умеют и хотят работать с молодежными инициативами. Которые любят эту работу. И сегодня все усилия нужно направить на поиск, выявление, поддержку этих людей, создания вокруг них благоприятной атмосферы, создания материальных предпосылок для того, чтобы они могли комфортно жить и работать. В глазах подрастающего поколения общественник должен быть не чудаком-энтузиастом, милым, но по сути своей неудачником, а успешным человеком, состоявшейся личностью, которая имеет возможность (в том числе и материальную) заниматься любимым делом, которая пользуется уважением окружающих.

Вся молодежная инициатива идет от личности наставника, как бы мы его не назвали – учитель, тренер, старший товарищ, председатель профкома.

Дети не любят просто историю – они любит историю, которую им преподает их учитель. Дети не любят театр, как абстрактное понятие – они влюблены в своего художественного руководителя. Дети не просто занимаются спортом – они подражают своему тренеру.

Будут у нас сотни энтузиастов-общественников, будет создана инфраструктура для существования полноценной общественной жизни и наш родной город начнет возрождаться.

И было бы неправильно уповать в этом вопросе только на власть. Даже если она завтра вдруг осознает глубину проблемы, ее ресурсы ограничены, она скована множеством ограничений и необходимостью согласовывать свои действия в бесконечном множестве кабинетов. Да и надежды на скорое «прозрение» призрачны. Власть поддержит тренд. Но создавать его придется всем нам самим. Не надо страдать глобализмом.

Пусть родители в классе станут из своих средств доплачивать любимому учителю или тренеру их малыша. Пусть сосед по лестничной площадке поможет с деньгами на билет на конкурс талантливой юной певице. Пусть мелкий бизнесмен поможет с костюмами школьному драмкружку, а директор школы разрешит собираться по вечерам старшеклассникам в стенах родной школы. Пусть соседи по дому искренне порадуются успеху девочки из соседнего подъезда и поздравят ее мать.

Это делается. Но пока еще редко. Пока еще это не стало в обществе нормой. А пора. Большое начинается с малого. Банальность, которую мы, почему-то, забываем применять в жизни.

Вот сижу и гадаю. О молодежи ли написал. Или о нас и нашей жизни.

Владимир Кочетов