В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

И не надейтесь – я не уеду... | Дмитрий Таевский

Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен!
А.Блок

Признание в любви к Иркутску многим покажется очень странным, особенно от человека, имеющего профессию журналиста. Последние годы, если не десятилетия, были не лучшими для города, системные проблемы в руководстве, далеко не всегда зависящие от субъективных причин, болью отражались на Иркутске и иркутянах, и к настоящему времени стало нормой скорее ругать столицу Прибайкалья, чем хвалить ее.

Если послушать разговоры иркутян об Иркутске, может сложиться впечатление, что мы живем в совершенно депрессивном городе, не имеющем никакого будущего. Безусловно, большую роль в формировании этих настроений играет узость мышления; многие собеседники, поездив по России или по миру, сравнивают лишь внешнюю оболочку того или иного города, обращая внимание на мелочи и малозначительные черты, либо, наоборот, видя мир лишь через экран телевизора и, не давая себе труда выглянуть за рамки Первого канала, искренне считают, что стоит выехать куда-нибудь, и все само собой изменится к лучшему. Конечно, бес в деталях, однако туризм с эмиграцией путать тоже не стоит: человек живет не в ресторанах и не в музеях, а в обществе, и сравнивать города нужно в первую очередь по обществу, а не только по уровню сервиса в злачных местах.

Впрочем, и в отношении иркутского общества часто можно услышать обвинения в пассивности, безразличии и отсутствии каких-либо гражданских инициатив. Смею утверждать, что это не так – иркутское общество весьма специфично, однако не безнадежно. Как показывает практика, Иркутск можно поднять и вывести на улицы многотысячной демонстрацией, что совершенно нереально в каком-нибудь Воронеже или Калуге – однако сибиряки, люди по своей сути спокойные и философские, предпочитают достаточно медленно запрягать, и в большинстве своем исповедуют известный восточный принцип – «если долго смотреть на реку, то когда-нибудь по ней проплывёт труп твоего врага». Благо на реку мы смотрим днем и ночью...

Если же отвлечься от сравнительно невысоких в сравнении с ценами, скажем, на жилье, зарплат, руководителей-временщиков и прочих мелочей жизни, и посмотреть на «сибирскую столицу» не сквозь личную обиду, то Иркутск оказывается далеко не худшим местом на земле. Понимание это приходит далеко не сразу – зачастую для этого надо прожить здесь много лет, попробовать уехать и даже эмигрировать, посмотреть мир, пообщаться с сотнями людей. Иркутск – чудесный город, хотя и не самый удобный для житья, но в нем существует уникальное сообщество людей, формирующий особый иркутский менталитет. 

Есть много людей, которые, в погоне за своими идеалами (или просто за деньгами) уехали в другие города и страны – однако многие из них предпочитают проводить хотя бы отпуск именно в Иркутске. Иркутск создает особый дух, примеров которому не найти ни в одном другом месте мира.

Иркутск, по сути – большая деревня, не в том смысле, что в нем все друг друга знают (хотя так оно и есть, если не напрямую, то через ближайших знакомых или родственников), а в том, что он похож на большую семью. Семью, в которой все страшно заняты, казалось бы, своими делами – но стоит одному человеку попасть в беду, как все тут же прибегут и помогут. Правда, выскажут при этом в глаза все, что про него думают... Обругают – но помогут, не претендуя при этом на имущество, внимание или просто благодарность.

Иркутск – деревня еще и потому, что здесь нет суеты. Несмотря на кажущуюся динамику, в сравнении с большими городами – даже Новосибирском – Иркутск никуда не торопится. Ни один магазин здесь не открывается раньше 10 утра, в 6 вечера продавцы, не моргнув глазом на поток покупателей, закрываются и идут по домам. Уже лет пятнадцать по всем городам России круглосуточные магазины – это норма, в Иркутске же это – полная экзотика, которая никак не может прижиться. И это тоже создает особое настроение – шаг в сторону с шумной центральной улицы, и ты уже в старинном переулке, в котором пешеход-то иногда не встретится, а машина – тем более.

Иркутские улочки – отдельная история и ностальгия. Наверное, стоит сказать на этот раз спасибо городским властям, которые не торопятся сносить эти кривые домики. Выглядят они, конечно, не очень эстетично, да и жить в них вряд ли кто захочет, кроме самих «первопоселенцев» – но гулять по ним тихим летним вечером гораздо приятнее, чем сидеть в столичном ресторане или мчаться в метро... Конечно, если не прошел дождь или не растаял только что снег.

Иркутск – город чрезвычайно эклектичный. Здесь старуха-торговка мирно уживается с племянником-эстетом, и им всегда будет о чем поговорить, пусть они и вращаются в разных мирах. При этом оба они, хотя и будут ворчать о своей жизни – но другому свой образ жизни навязывать не станут никогда.

Лет 100 назад в Иркутске жило гораздо меньше людей – наверное, раз в десять. Но, читая воспоминания старых иркутян, читая газеты тех времен, понимаешь - дух остался тем же. Те же городские сумасшедшие, одолевающие градоначальника бредовыми идеями, те же здравомыслящие, но берегущие свое спокойствие и свой бизнес депутаты, те же деловые люди, то ударяющиеся в безумный загул, то строящие церкви и приюты... Город вырос, но не изменился.

Конечно, есть у Иркутска и недостатки. У города совершенно исчезло чувство юмора – в том, дореволюционном его понимании. Он слишком серьезен – пережив войны, нашествия мигрантов, стройки века, он так и не научился той иронии по отношению к самому себе, какая есть, например, у Одессы или хотя бы Рязани.

Иркутск живет на «авось» – он ничего не планирует, не делает запасы, не мыслит стратегически. Вся иркутская деловитость направлена не на то, чтобы организовать будущее, а на то, чтобы использовать случай так, как он повернется. Во многом причиной тому – природа: Иркутск живет на затаившемся вулкане землетрясений, погода и природа здесь способны на самые невероятные фокусы. Да и люди, населяющие Иркутск – это, в прошлом, или ловцы случая, или те, против кого этот случай повернулся. И сам Иркутск, как следствие – тоже город случая...

Но недостатки – это все-таки не причина бросать родной город. Недостатки есть у всех: кривой нос у отца и привычка матери лупить ложкой по лбу – это все-таки еще не повод менять родителей. Конечно, есть люди, у которых внутреннее недовольство превосходит удерживающие узы, и они бросают все и уезжают. И не факт, кстати, что становятся счастливее. Но, наверное, можно надеяться, что те полмиллиона человек, который живут в любимом городе – это именно те, кто и является этим городом, его душой и телом. Надо лишь стереть случайные черты и радоваться жизни...

Дмитрий Таевский

Таевский Дмитрий Александрович, директор информационного портала «БАБР.РУ»,
преподаватель факультета журналистики Байкальского государственного университета экономики и права