В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Газета «Сибирь» как пример идейной областной газеты.

Газета "Сибирь", Иркутск

Газета "Сибирь", Иркутск

Если говорить о Сибири середины XIX века, то следует отметить рост интереса к печатным изданиям жителей нашего края. В 1860 году в столице Восточной Сибири Иркутске выписывалось 713 экземпляров газет и журналов 71 названия. В городе тогда проживало 23 тысячи человек. Первое место среди читателей занимали служащие, которые выписывали 286 экземпляров, затем купцы – 204, лица духовного звания – 87 и мещане – 74. Большой популярностью пользовались  прогрессивные издания «Русский вестник», «Современник», «Отечественные записки», «Искра», «Морской сборник».

В 1860 году в Иркутске появляется первая частная газета Сибири – «Амур» (1860-1862). Известный историк и общественный деятель Г. Н. Потанин писал, что «к началу 60-х вообще относится немало добрых начинаний. В Иркутске в то время, как и в других местах, началось оживление в обществе. В читальне господина Шестунова собирались образованные люди Иркутска побеседовать и поделиться мыслями. Во время таких бесед и было задумано создать в Сибири первое частное периодическое издание, деньги на которое дали иркутские купцы Белоголовый и Попов». Таким образом, на появление газеты «Амур» повлиял не экономический фактор (в плане прибыли), а интеллектуальный. Первая частная газета Сибири объединила передовую сибирскую интеллигенцию, тесно связанную с политическими ссыльными и, прежде всего, с петрашевцами. От состава редакции зависел характер печатного органа. Газета становилась универсальной по содержанию. Здесь находилось место истории и этнографии, вопросам естествознания и критическим статьям по литературе и эстетике, здесь существовали специальные разделы библиографии, фельетона, местной и областной хроники.

После «Амура» в Иркутске издавался «Сибирский вестник» (1864-1868), который также пользовался популярностью в местных кругах интеллигенции.

В 1875 году в Иркутске появляется в новой редакции третья частная газета «Сибирь» (1875-1887). Напомню, что старая «Сибирь» (1873) издавалась инженером Клиндером, имела вид совершенно безызвестного листка с 9-ю подписчиками. В 1875 году газета была приобретена за 2000 рублей группой иркутских писателей, поставивших во главе редакции В.И. Вагина. В новой «Сибири» поднимались вопросы, которые выходили далеко за рамки местных проблем, приобретая зачастую общенациональное звучание. Особое внимание газета обратила на интересы крестьянского населения Сибири и к этому неизменному своему знамени старалась приурочить обсуждение каждого затрагиваемого вопроса. Приходилось ли говорить о проектируемых путях сообщения, о северном пути, о Сибирской железной дороге, об енисейском канале, - она становилась на сторону мнения о необходимости развития местных, народных  и для народа нужных путей, разъясняла, что богатство страны и богатство ее рабочих классов могут быть совершенно разными вещами.

Высказываясь за самое широкое распространение народного образования в массах, «Сибирь» обратила особое внимание на изучение жизни сибирских крестьян, дала множество наблюдений народной жизни во всех ее формах в ряде статей М.В. Загоскина, Иоганна Петерса и др. По вопросу о ссылке на страницах «Сибири» вышел целый ряд корреспонденций, иллюстрирующих весь вред уголовной ссылки для края. Говоря о необходимости реформы суда, «Сибирь» ссылалась на окружающее бесправие и совершенную негодность старых судебных учреждений. Конечно, вопрос о земстве и о способности всей Сибири для организации в ней земских учреждений не мог не интересовать иркутскую газету. «Сибирь» доказывала, что и при отсутствии землевладельцев в Сибири не только оказываются элементы земства, но что она, при однородном составе русского населения, имеет в этом отношении даже некоторые преимущества перед европейской Россией. «Сибирь» уделяла много внимания национальному вопросу, проблемам золотопромышленности, высшего образования в Иркутске (причем доказывала необходимость открытия и высшего женского учебного заведения), На страницах газеты освещались вопросы о необходимости экономического исследования Сибири, о предельности переселенческого земельного фонда, о ненужности для Сибири частного землевладения.

Вообще, за все время своего существования «Сибирь» неустанно разрабатывала разнообразные вопросы обширного края, обсуждала со знанием дела различные проекты и предложения, касавшиеся страны; пробуждала самосознание в обществе, отличалась чуткостью к общественным нуждам и привлекала к себе симпатии всех образованных сибиряков и лучших приезжих людей. 

Газета успела объединить кружок не только талантливых людей, но и людей убежденных, преданных общему делу, связанных узами взаимного уважения и стойкой дружбы, чего совсем не было в сибирских газетных кружках 90-х годов. Главные сотрудники работали в «Сибири» все время ее существования, и не было примера, чтобы кто-нибудь из постоянных авторов оставил редакцию вследствие разных взглядов и убеждений. Сотрудников привязывало к газете внутреннее чувство, а не привлекательный гонорар, которого за 10 лет существования газеты было выдано всего 1088 рублей. Поэтому дело «Сибири» было исключительно идейным, и газета являлась отнюдь не средством для прибыли: за 10 лет она делала всего 7911 рублей прихода при 8088 рублях расхода. К 10-летнему юбилею «Сибирь» имела 1218 подписчиков (с 600 с 1875 года, между прочим, 115 дворян и чиновников и 551 купцов, промышленников и мещан – факт показывающий, какой огромный шаг вперед сделали образование и общественное самосознание в Сибири сравнительно с концом XVIII века, когда подписчиками на тобольские журналы были почти исключительно чиновники). Газета привлекала множество корреспондентов из самых отдаленных уголков края, дороживших связями с нею, и, таким образом, при соседстве с «Сибирью» зародилась внутренняя солидарность между печатью и обществом, приучавшая последнюю уважать первую и искать в ней заявления общественного мнения.

В течение шести лет «Сибирь» оставалась единственной демократической частной газетой огромного края. Отмечая ее 10-летний юбилей, «Восточное обозрение» писало: «В сибирской жизни последнего времени «Сибирь» самое светлое явление. Она приютила у себя местных писателей, которые без нее не имели бы места, где высказаться; воспитание сибирского общества немало  ей обязано, изложенные ею мнения проникли в среду сибирской администрации, некоторые местные вопросы впервые подняты и затронуты «Сибирью».

В числе главных задач «Сибири» - быть выразительницей общественного контроля над общественными деятелями. И как первый орган гласности, коснувшийся накопленных веками неустройств местной общественной жизни, «Сибирь» с  самого начала подверглась нападкам, упрекам и вызывала негодование среди представителей местной власти, хотя исследования и мнения по серьезным вопросам сибирской жизни брались из газеты нередко и для официальных отчетов чиновников. Дважды газета приостанавливалась распоряжениями местных властей. И если бы существование «Сибири» зависело от местной администрации, то газеты давно бы не существовало. И все же в 1887 году «Сибирь» закрылась по причинам, лежавшим совершенно вне воли и желания ее редакции. Главное управление по делам печати не принимало постановление о запрещении «Сибири». Это государственное ведомство отстранило от должности редактора М. В. Загоскина, и, впоследствии, отвергало одну за другой кандидатуры на должность редактора, исключая возможность возобновлять издание газеты.

Характеризуя периодику русской провинции конца XIX века, Г.Н. Потанин выделял два типа местных частных изданий: коммерческий справочный городской листок и «идейную» областную газету. Городской листок, по мнению Г.Н. Потанина,  издавался в интересах городского купечества, поэтому издатели таких газет были люди богатые, ничего общего с литературой не имевшие. А областная газета, как правило, издавалась каким-нибудь местным патриотом по большей части себе в убыток, потому что дело, в первую очередь, велось не для прибыли, а для развития умственной жизни края. Отсюда и разные ценностные ориентации этих печатных изданий. Городской листок наполовину состоял из объявлений, перепечаток, корреспонденций и фельетонов о гуляниях и театре. Областная газета, наоборот, стремилась быть органом интеллигенции края, а не печатной справкой торговых контор, она представляла собой общественное мнение по важным вопросам жизни сибиряков.

Газета «Сибирь»  - это яркий пример «идейной» областной газеты, которая всегда стремилась к всестороннему улучшению жизни сибирского народа.

Оксана Луняка

Аспирант факультета филологии и журналистики Иркутского государственного университета,  начальник отдела информационного обеспечения информационно-аналитического управления администрации города Иркутска, слушатель Иркутской Школы публичной политики 

 

Журнал Паритет, 2005 год