Город Иркутск Иркутская область
В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Статьи

“Спутник-Байкал”. Курс - на инновации.

Константин Мамаджанов, директор «Спутник-Байкал»

Константин Мамаджанов, директор «Спутник-Байкал»

Отвечаю на вопрос: в Иркутской области «Спутник» и «Спутник-Байкал» - это два самостоятельных предприятия, входящих в одну и ту же систему, ранее известную как Бюро международного молодежного туризма ЦК ВЛКСМ, сейчас просто холдинг «Спутник».

Туркомпания «Спутник – Байкал» была образована в 1992 г. в результате реорганизации БММТ «Спутник» Иркутского обкома ВЛКСМ. В то время, когда по всей стране «Спутники» (даже такие крепкие, как Ленинградский) вымирали, как мамонты, Иркутский БММТ снова учудил – он не только не вымер, но и породил еще одно предприятие. Это случилось в результате того, что в то смутное время Отдел развития активных форм туризма был отпущен в свободное плавание под названием «Байкальское предприятие путешествий и приключений», в то же время оставаясь в системе Центрального «Спутника» (правда, вскоре центральное руководство настояло на возврате к историческому названию, но с приставкой «Байкал», чтобы отличаться). В приданное было дано кой-какое имущество, накопленное к тому времени отделом активных форм туризма. Рискнули, выделились и... не померли. В свое время отдел развития активных форм туризма успешно продавал (первыми в то время!) туры, которые сегодня называют приключенческими, экологическими, спортивными и т.д. – сплавы по рекам, маршруты в горных и таежных районах, парусные круизы, спуски в пещеры, спортивные погружения с аквалангом, организовал международную парусную регату и т.д. До «перестройки» и БППП развивалось на том же турпродукте, начало строить яхту, но вот благосостояние советского народа рухнуло. Вместе с ним рухнул и внутренний туризм. Но мы выжили, сохранили традиции «Спутника». Выручил, как и многих, Китай. Когда и это направление исчерпало возможности интенсивного роста, «Спутник – Байкал» вновь обратился к тому, с чего начинал – к разработке эксклюзивного турпродукта, который на этот раз приобрел форму крупных событийных мероприятий областного масштаба, а также предлагает туристскому рынку уникальную услугу – путешествия по Байкальскому региону на СВП (судах на воздушной подушке) «Хивус». Зарабатывает сегодня «Спутник-Байкал» и на традиционных экскурсионных турах,  и направлением российских граждан на отдых в различные бананово-кокосовые государства, но по прежнему остается верен себе – не конкурировать с соседями по туррынку, а предлагать то, чего не могут другие. Т.е. в каждом нашем турпродукте заложена какая-то инновация, какая-нибудь изюминка, и именно это позволяет нам идти своим путем, не мешая другим. Понятно – риск в новизне велик, но ни кто в спину не дышит. Потому – чувствуем себя свободнее. 

 

А начиналось все с КБЖД

А сейчас самое время вспомнить древнейшую историю нашего предприятия. Начиналась она в 1985-м году, когда был разработан и запущен в эксплуатацию маршрут по Кругобайкальской железной дороге. Вскоре объемы обслуживаемых на нем туристов увеличились настолько, что один человек уже не справлялся, потребовалось создать отдел. Отдел создали и назвали его Отделом активных форм туризма, потому что кроме маршрута по Кругобайкалке появился еще и маршрут по долине реки Голоустной с выходом к Байкалу. Завершался этот маршрут в пади Семениха. Сотни школьников прошли по этому маршруту, а вскоре и более взрослая молодежь, и даже иностранная. Помню, первыми из импортных были чехи. Все, как один, инструктора горного туризма. А им – детский маршрут! Пришлось после этого их еще тащить на Хамар-Дабан и в Саяны. Делали мы и сплавы по Иркуту, по Лене, начали коммерческий парус, водолазные погружения, совместно с клубом сверхлегкой авиации работал лагерь на Малом Море и много еще чего. Сегодня забавно слышать от очередных бойких новичков, что вот они впервые предлагают то-то и то-то, а на самом деле это то, что успешно продавалось 20 лет назад! И не только нами. К примеру.- была такая компания «Сталкер». Поверьте, как ни упирайся, а лучше и надежнее экспедиции на снегоходах ни кто не делал и уже не сделает. Почему? А школы нет! Всяк хочет быть «крутым экстремалом», а желания посвятить поэтапной напряженной спортивной подготовке (причем не из-под палки, а с удовольствием) лет эдак 5 (для начала) – нет. Так что, народ, учите историю регионального туризма, и будет меньше ошибок!

Но вернемся в конец 80-х.  К тому времени маршрут по Кругобайкальской дороге из нас всю кровь выпил. Четыре вагона-базы, тысячи туристов – при копеечной стоимости путевки заработать мы могли только на объемах, поэтому работали на пределе всех сил. Вскоре поняли: зарабатывать можно больше, и по другому. Наверное, еще и поэтому маршрут, просуществовав четыре года, тихо ушел в классику байкальского туризма.  Но главной причиной, повторюсь, была «перестройка»...

 

Перспективы

Стало сложнее. Во-первых, потому, что эта самая перестройка с демократией уничтожила четкие принципы, сложившиеся в туризме за много лет (в России с 1924г. - со дня организации Общества Пролетарского Туризма и Экскурсий - ОПТЭ). Сейчас появилось туристское законодательство, но оно, во-первых, не смогло даже частично установить ту четкость и понятность, что была раньше, во-вторых,- внесло массу противоречий. Конкуренция, безусловно, ощущается, но вариантов развития все равно остается много. Другое дело – все они не дают былой массовости, какого-то потока, но они есть, имеют право на жизнь и должны развиваться.

Все эти вещи лежат на стыке туризма и культуры, туризма и спорта и т.д. Это как в науке – развиваются те направления, которые лежат на стыках каких-то областей знания. Собственно, туризм и является способностью создать и продать впечатления. К примеру - «Зимниада» - смесь спорта, туризма и шоу. Именно такие мероприятия и востребованы сейяас!

Так что думайте, творите!

 

"Туризм и отдых в Байкало-Монгольской Азии", 2008 год

 

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2020  All rights reserved