В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Наши игры : Иркутск

Дома усадьбы 37 по улице Дзержинского (Иркутск). 1938 г.

Дома усадьбы 37 по улице Дзержинского (Иркутск). 1938 г.

Ребята нашего двора. Иркутск, 1940 г.

Ребята нашего двора. Иркутск, 1940 г.

Подружки: Лялька (слева) и Туська (я). Сзади мой брат Вовка. Иркутск, 1940 г.

Подружки: Лялька (слева) и Туська (я). Сзади мой брат Вовка. Иркутск, 1940 г.

В нашем дворе через много лет «после детства». Слева направо: Жужута (Е. Герасимова), Лялька (Е. Ласточкина), Севка (В. Федоренко), Дина (Д. Герасимова), Туська (Н. Михайлова). Иркутск, 2004 г.

В нашем дворе через много лет «после детства». Слева направо: Жужута (Е. Герасимова), Лялька (Е. Ласточкина), Севка (В. Федоренко), Дина (Д. Герасимова), Туська (Н. Михайлова). Иркутск, 2004 г.

Наталья Николаевна Михайлова

 

До войны у нас дома было много игрушек. Почему-то мне не покупали кукол, а были мягкие игрушки-зверушки: мишки, зайцы, тигренок. Была игрушечная мебель и посуда. У Вовки была большая педальная машина, на которой он разъезжал по двору. За военные годы игрушки состарились и поломались. Новых нам не покупали. Жена моего дяди Володи, тетя Тамара, прислала мне с Балхаша, где они жили, куклу — мальчика-казаха. У него была целлулоидная желтая головка с черными волосиками и узкими глазками. Одет он был в национальную одежду. Я его не очень любила, звала за черноту «негра». Я завидовала Лильке, у которой был настоящий целлулоидный пупс, голенький, розовый, с вращающейся головкой, руками и ногами. Его можно было купать, одевать, пеленать.

Мама купила мне набор: картонная плоская девочка, к которой прилагалось несколько бумажных платьев. Куклу можно было «переодевать», цепляя за нее различные платья с помощью имеющихся на них бумажных лепесточков. Мне нравилось это занятие. Я потом сама стала «шить» кукле новые платья — рисовала на бумаге и раскрашивала. Любила придумывать различные фасоны, рисовала платья простые и нарядные, длинные, с пышными рукавами, различными воротничками, оборками, кружевом. Став старше, я начала шить настоящие платья и всю жизнь все шила себе сама.

Мы с девчонками летом во дворе любили играть «в дом». Во дворе между нашим и соседским крыльцом устраивали навес из большого кухонного половика. Приносили у кого что было: кукол, кроватки, посудку, все это расставляли, как в настоящем доме. Любили там есть. Грызли сухие макароны, жмых (спрессованные отжимки от подсолнечных семечек), жевали серу и вар (черный, смолистый, склеивающий челюсти). Очень вкусным на улице казался хлеб с перышком зеленого лука. Мы любили разорвать лук вдоль перышек, и они завивались красивыми зелеными кудрями.

У мальчишек в военные годы были свои игры. В них играли не только в нашем дворе и городе, они были распространены в то время по всей стране. Мальчишки пинали «зоску». К маленькому кусочку меха с длинным ворсом пришивалась плоская свинцушка или тяжелая пуговица. Боковой внутренней поверхностью стопы «зоска» подбивалась и взлетала навоздух. Нужно было не дать ей упасть и, переступив с ноги на ногу, снова подбить ее той же ногой. И так много раз. Выигрывал тот, кто насчитал большее количество ударов ногой, пока «зоска» не упала. Мальчишки собирались группой и подолгу «гоняли зоску», громко считая удары.

Еще было принято играть в «чику» и «пристенок» на металлические монеты. «Чика» заключалась в том, что сданные в игру деньги составлялись столбиком, потом кто-нибудь разбивал столбик «чикой» — плоской тяжелой круглой пластиной, монеты рассыпались. Играющие, ребром «чики» ударяя по краю лежащей на земле монеты, должны были перевернуть ее на обратную сторону. Если она переворачивалась — твоя, и бей дальше, а если нет — отдай ход другому игроку.

В «пристенке» же играли около ровной стены. Кидали по очереди монету об стену. Отскочив, она должна была упасть возле кого-нибудь на земле на расстоянии между большимпальцем и мизинцем. Тогда ты выиграл и забираешь деньги — можешь кидать дальше. Если же расстояние больше, игра переходит к другому. Бабушка запрещала Вовке играть наденьги. Правда, наши мальчишки играли в основном не из-за денег, а «кто победит».

Одной из самых популярных была игра «в войну».

Мальчишки катались на коньках, привязанных к валенкам веревками. У Вовки был один конек. Он его прикручивал к правому валенку с помощью веревки и палки. Прикручивал ссамого утра, на нем, отталкиваясь левой ногой, ехал в школу. На нем «гонял» по двору и по улице во всех играх. От постоянного натяга веревки правый валенок у Вовки всегда быстро прорывался, и мама его ругала.

Любимым развлечением мальчишек было ездить на коньках по дороге, прицепившись за машину. Они делали для этого из толстой стальной проволоки длинные крюки, загибая их определенным образом. Надо было встать у обочины, поджидая машину, потом быстро кинуться к ней, ловко ухватиться крючком за что-то там под бортом, а потом, пригнувшись,нестись по укатанной дороге, подпрыгивая на неровностях. Отцепиться от машины тоже требовало умения и ловкости. Отцепив крючок, любитель сильных ощущений еще довольнодолго несся по инерции, постепенно съезжая к обочине. Это развлечение было опасным. Но, видимо, вызывало непреодолимый азарт. Потому что Вовка, не слушаясь бабушку имаму, продолжал цепляться за машины.

Девчонки играли в «классы», начерченные на земле палкой. Прыгали через скакалку, делали это очень ловко. Обычно двое крутили скакалку из толстой веревки, а мы прыгаличерез нее и прямо, и «в котёл», когда веревка вращалась не на тебя, а от тебя, и по двое, и непрерывной цепочкой один за другим, и двумя ногами враз, и на одной ноге. Мальчишки, глядя на нас, тоже вступали в игру. Все мои сверстники всегда скакали в общую скакалку.

Любимой общей игрой были «лунки». Под нашим окном на ровной площадке по одной линии были выкопаны на небольшом расстоянии друг от друга лунки — небольшие круглыеуглубления. Каждый выбирал себе лунку и запасался «яичками» — стекляшками или камешками. Ведущий прокатывал по лункам небольшой резиновый мячик. Когда он останавливался в одной из лунок, все со смехом и криком кидались врассыпную. А владелец лунки, в которую попал мяч, должен был его хватать и «шить» разбегающихся, стараясь кого-нибудь «запятнать» мячом. «Запятнанный» клал в свою лунку «яичко», и игра продолжалась. Играли до пяти или десяти «яичек», как уж уславливались вначале.

Любили прятки. Один «голил», он закрывал глаза и громко считал: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать, кто не спрятался, я не виноват». За это время играющим надо было спрятаться, кто куда мог. Иногда уславливались: «За воротами не прятаться» или «В заднем дворе не прятаться». Нередко игра в прятки начиналась «палочками». На нижний край дощечки, положенной через упор на землю, укладывались палочки по количеству играющих и еще палочка-«застукалочка». Кто-нибудь ударял по верхнему краю дощечки, палочки разлетались в разные стороны. Голивший должен был их собрать и положить на доску, а также — на видное место «застукалочку». Все в это время прятались. Если по дощечке ударить очень удачно, то палочки разлетались далеко и времени, чтобы спрятаться, было много. Голивший искал, а спрятавшимся можно было выскочить из своего укрытия,подбежать к палочке и «застучаться». Тебе уже не грозило быть найденным. Первый, кого найдет и «застучит» голивший, сам должен был «голить».

Кому первому голить, определялось считалкой, их было много. Я запомнила такие:

Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить, все равно тебе голить.

Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет,
Пиф-паф, ой-ой-ой, погибает зайчик мой.

Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар.

Эники-беники ели вареники.
Эники-беники, бемс.

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых людей.

Из «тихих» игр были домино, лото, карты (играли в «дурака» простого и подкидного, переходного, в «пьяницу»). Играли в города, называя город на букву, которой заканчивалсяпредыдущий.

Очень любили играть в фанты. Все обычно усаживались на крыльце. Один был ведущим. Он скороговоркой произносил для каждого играющего по очереди: «Приглашая вас на бал, вам барыня прислала голик и веник, сто рублей денег. Что хотите, то берите, черное с белым не берите. „Дањ и „нетњ не говорите. Велела не смеяться, не улыбаться, губкибантиком не делать. Вы поедете на бал?» Тот, к кому обращались, должен был отвечать на разные вопросы ведущего, обязательно выполняя перечисленные условия. А ведущий старался рассмешить игравшего, заставить его проговориться. Если хоть одно из условий нарушалось, чаще всего все не выдерживали и начинали смеяться, то проигравший отдавал свой фант: платок, брошку, ленточку, заколку, фантик от конфеты. Когда у всех фанты были собраны, начинали их «разыгрывать». За спиной у кого-нибудь ведущий держал чей-то фант и спрашивал: «Что этому фанту сделать?» Ему назначалось какое-нибудь задание, которое непременно нужно было выполнить, чтобы вернуть свой фант. Обычно назначалось что-нибудь смешное: прокукарекать десять раз, захрюкать, пробежаться по двору на четвереньках, еще что-нибудь. Трудных или унизительных заданий не назначалось.

Самой любимой игрой дворовой детворы была лапта, мы ее называли «в выжигалы». В ней обычно принимало участие много народу, возраст при этом значения не имел.Принимался каждый, кто мог быстро бегать, кидать мяч и ударять по нему. Играющие разделялись на две команды. Для этого выбирались две «матки» из самых авторитетных,обычно самых ловких мальчишек. Остальные, выбрав себе пару и загадав для себя какое-нибудь слово или предмет, подходили и спрашивали: «Матка, матка, чей допрос?» Получив ответ, предлагали на выбор: «самолет или танк» (или «вода или огонь», «красное или белое» и пр.). Выбрав вариант, матка получала в команду соответствующего игрока. Каждый в пару себе подбирал равного игрока, поэтому команды по силам тоже получались равными. Потом разыгрывалось, какой команде быть в «нарывалах» (от слова «нарываться» — бежать), а какой — в «выжигалах» («выжигать» игрока — попасть в него мячом). «Выжигалы» равномерно распределялись по всей игровой площадке двора, а «нарывалы» выстраивались друг за другом в самом начале площадки за чертой, прорисованной на земле. Матка «выжигал» подавала мяч, подбрасывая его в воздух, а первый в очереди игрок из «нарывал» бил по нему, стараясь ударить как можно сильнее и выше — запустить свечу. Мальчишки били лаптой-палкой, а девчонки — простой ладошкой. Все «нарывалы» кидались бегом к противоположной стороне площадки за другую черту. Задача «выжигал» была — поймать (или уж поднять) мяч и стараться «выжечь» из игры кого-нибудь из бегущих. В кого мяч попал, тот выходит из игры и становится запасным. Снова — подача и удар по мячу. «Нарывалы» несутся через поле к переднему краю. Их опять стараются «выжечь». При обратном беге «нарывалы» имели право ловить летящий мяч (бьющий старался подать высокую свечку, ее легко было ловить). Если мяч был пойман «нарывалами», то один из выбывших возвращался в игру. Играли до тех пор, пока все «нарывалы» не были выбиты из игры. Тогда команды менялись местами. Игра увлекала. Смеялись над неловкостями, кричали «Ура!» при удачах, громко спорили. Шум и крик стоял во дворе. То и дело слышалось: «Лови!», «Мазила!», «Здорово!», «Наша взяла!» Бывало, что кто-то падал, обдирая коленки, или получал больно мячом. Но по этой причине никто не хныкал и никогда не выходил из игры. Этому учились и самые маленькие. Мы могли играть целый день, заканчиваяигру уже в сумерках, когда мяч был виден только высоко в воздухе. Нередко, особенно вечерами после работы, игра привлекала и взрослых, они «болели» за свои команды. Тетя Таня Федоренко всегда высовывалась из своего окна над лестницей, в открытые окна наблюдали Елена Яковлевна и Елена Романовна, бабушка и Калерия Яковлевна любили сидеть на крыльце. Наш шум и беготня во дворе никого не раздражали. Все смеялись и радовались вместе с нами.

Второй любимой игрой был круговой дворовый волейбол, куда принимались тоже все поколения. Постепенно все ребята, подрастая, начинали ловко играть. В более взросломвозрасте играли по правилам, через сетку. Тут было больше болельщиков, чем игроков.

Да, у нас было хорошее и дружное дворовое сообщество. Здесь мы учились силе, ловкости, выдержке, а также взаимовыручке, доброте, умению радоваться друг за друга.

От автора: Я родилась в декабре 1936 года в городе Иркутске. Со дня рождения я жила в семье деда, отца моей мамы Николая Николаевича Бессонова, в доме 37 по улицеДзержинского. Дед был врачом, очень известным в Иркутске в 1920–1930-х годах. Он умер в начале войны в 1941 году.

Мое детство пришлось на военные и первые послевоенные годы. Мы жили тогда впятером: бабушка Анна Викторовна Бессонова, моя мама Наталья Николаевна Бессонова и трое ее детей — мой старший брат Володя, я и моя младшая сестра Ира. Дом, в котором мы жили, входил в состав бывшей усадьбы владельца Бромзона, состоящей из трех двухэтажных деревянных, с резьбой под крышей домов. Они сохранились и стоят до сих пор. Между домами — двор, где и проходили все наши детские игры.

В нашем дворе народу жило много. По-соседски жили разные люди: разных национальностей, интеллигентные и совсем простые, состоятельные и победнее, образованные и не очень, рабочие, служащие, много жило врачей различных специальностей. Всегда было много детей, не менее 10–15 человек разных возрастов. Приходили к нам играть и ребята из соседних дворов. В отношениях людей национальные и социальные различия не подчеркивались. Жили дружно, поддерживая и помогая друг другу. Дети тоже дружили между собой, не зная никаких различий. Я вспоминаю о своих дворовых друзьях с теплотой и благодарностью. Если мы сейчас видимся, то встречаем друг друга почти как родные.

Настоящая публикация является отрывком из моей книги воспоминаний о детстве «Земля и корни» (Иркутск, 2007).

 

Журнал "Тальцы" №1 (31), 2008 год