В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Успех Иркутского театра юного зрителя им. А. Вампилова на международном театральном фестивале «ПостЕфремовское пространство (Березняки, 2013 год)

2 октября на фестивале, посвященном памяти Олега Ефремова, иркутяне показали спектакль «Дом окнами в поле» по мотивам самой первой пьесы нашего знаменитого земляка А. Вампилова.

По замыслу режиссёра Александра Лабыгина, рядом с основным сюжетом фрагментарно проходят короткие лирические встречи и расставания героев других пьес А. Вампилова: «Прощание в июне», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске».

Своеобразие спектакля в том, что эти островки объединены с пьесой «Дом окнами в поле» одним условным, но явно вампиловским героем, продвинутым во времени далеко, лет на 40 вперёд по отношению к происходящему - то ли в его снах, то ли в воспоминаниях…

Фестиваль «ПостЕфремовское пространство» с недавних пор, покинув обжитое пространство Москвы, проводится в разных регионах страны. На этот раз сцену для его проведения предоставил театр города Березняки Пермской области. Первый фестиваль "ПостЕфремовское пространство" прошел в 2002 году. С тех пор цель его неизменна - показывать то, чем живет театр за пределами двух столиц.

В течение года эксперты фестиваля отбирают лучшие постановки провинциальных театров в России и за рубежом, делая ставку на качественную отечественную драматургию.

- Мне хотелось, чтобы было новое - это в первую очередь драматургическая новизна, – подчеркивает Анастасия Ефремова, председатель Фонда, дочь Олега Ефремова.

В фестивале 2013 года участвовали театры из Москвы, Израиля, Перми, Арзамаса, Иркутска, Хабаровска, Ульяновска, Старого Оскола. Председатель жюри фестиваля "ПостЕфремовское пространство" Наталья Старосельская, ведущий российский театральный и литературный критик, главный редактор журналов "Страстной бульвар" и "Иные берега", руководитель Всероссийского фестиваля театральных критиков.

Время проведения международного фестиваля "ПостЕфремовское пространство" приурочено к 1 октября - дню рождения Олега Ефремова.

На пресс-конференции  прозвучал вопрос: как иркутяне понимают выражение «постЕфремовское пространство»? Режиссер Александр Лобыгин ответил, что мирощущение Олега Ефремова, человека и театрального деятеля, совпадает со их  взглядами. Как и он, они за добро, любовь, юмор, за русскую психологическую школу, которую не хотелось бы в нынешних условиях потерять.

Творчество Вампилова в целом выросло из чеховской традиции, и тут Иркутский ТЮЗ, опираясь на приоритеты, одновременно, хочет он того или нет, включается в общероссийскую театральную полемику насчет того, куда и как всем в «театральной лодке» дальше плыть.

Театральный критик Галина Куличкина:

- Иркутяне привезли на фестиваль спектакль самого форматного автора. «Дом окнами в поле» сделан в вековых традициях русской культуры - как на уровне духовно-нравственных ориентиров, так и на уровне театральной эстетики.

В текст постановки режиссер включил фрагменты из других пьес Вампилова, желая укрупнить проблему Дома - материального в мечтах и самого трудноуловимого - в душевной жизни героев.

Он ввел в действие нового персонажа - Третьякова через 30 лет. Тот приезжает на то место, где когда-то был влюблен и даже хотел остаться на всю жизнь. Артист Владимир Привалов достоверно проживает жизнь этого поздно прозревшего человека, вечный холод в душе, который не разогнать ни огнем в печке, ни чаем, который он машинально пьет из... подстаканника.

Вставлены в спектакль из других пьес разговоры Его и Ее в решительные минуты их жизни, подчеркивающие типичность ситуации. И вереница одиноких молодых женщин, выходящая на сцену под финал спектакля (еще одно указание тем, кто не понял), свидетельствует, что общая драматическая ситуация не разрешилась.

Пьеса трудна для исполнения в психологическом наполнении драматического действия. Два главных героя - Третьяков в молодости - В. Корионов и Лидия Васильевна - А. Маркелова обаятельны и трогательны, актеры хорошо сохраняют общий психологический рисунок роли и основные повороты их отчаянных попыток объединить свои внутренние миры в одно душевное пространство…»

Последний день фестиваля “ПостЕфремовское пространство» стал итоговым финалом творческого театрального поединка, в котором, в принципе, победили все участники, даже, несмотря на то, что не попали в наградной лист.

К счастью, Иркутский театр юного зрителя им. А. Вампилова стал лауреатом фестиваля, а  актриса театра Анжела Маркелова удостоена престижной премии имени Елены Майоровой за «Лучшую женскую роль» (Астафьева Лидия Васильевна, спектакль «Дом окнами в поле»).