Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Интервью с Х.Баттулгой, кандидатом на пост Президента Монголии

- Главное – это обеспечить реальный контроль монгольского народа над своими природными богатствами, и проводить мудрую сбалансированную политику по отношению к обоим нашим соседям, стать «мостом» между ними, и получать выгоду от такого соседства, а не жаловаться постоянно на то, что «мы зажаты между Китаем и Россией». -

Х.Баттулга

В преддверие выборов президента Монголии журнал «Большая Евразия» взял интервью у одного из самых неоднозначных кандидатов, человека, имеющего большой, и в целом – позитивный, опыт работы в правительстве (дважды был министром!) и в Великом Государственном хурале, всегда смело отстаивающего свою позицию, и не боящегося идти на риск ради дела. Это Х.Баттулга, представитель Демпартии.

- Известный монгольский писатель и кинорежиссёр Д. Турмунх в своей книге “Баттулга, каким я его знаю” пишет о Вас как о парне с городских окраин, который вырос в юрточном посёлке, окончил Институт изобразительных искусств. А в 1983 году стал чемпионом мира по дзюдо среди юниоров (кажется, в связи с этим про Вас писали в газете “Советский спорт”?), и в результате перехода на рыночную экономику смог реализовать себя как удачливого предпринимателя…. В общем, человек, который сделал себя сам, self-made man, яркий пример самодостаточности. Зачем же пошли в политику?

- Действительно, благодаря демократическим преобразованиям в Монголии я стал бизнесменом. Но сразу же понял, что без реальной национально- и социально ориентированной политики государство идёт по ложному пути, и в итоге заведет страну в тупик. Вообще, пришедший в политику нормальный человек, хочешь не хочешь, должен думать не только о себе, не только о своей компании (которая, кстати, может в один день разорится, как, к примеру, одна из самых больших в США компаний Delph), а о народе, о стране, о том, что он оставит после себя.

- В бизнесе, и в политике Вам помогает то, что занимался спортом, и тем более такими видами, как самбо и дзюдо?!..

- Конечно, занятия единоборствами воспитали упорство, умение побеждать не силой, а тактикой и быстротой реакции на действия противника…. Но политика – это намного сложнее, чем спорт, чем борьба. Борцу хорошо, он борется с одним соперником. А в бизнесе, или в политике, у тебя может быть сразу несколько противников с разных сторон. Всё это я осознал, когда возглавил Монгольский Демократический Союз.

-Если народ Вас поддержит, и Вы станете Президентом, что Вы сделаете в первую очередь для улучшения монголо-российских отношений?

- Три года назад отменили визы между нашими странами, которые так долго мешали развитию двусторонних связей. За годы визового режима мы многое потеряли, многое упустили. Теперь надо всё восстанавливать. Начать с реального упрощения пограничного и таможенного режима. На монголо-китайский границе, на станции Замын-Уд, требуется всего 5 минут для оформления всех формальностей, а на монголо-российской в Кяхте нужны многие часы для пересечения границы, и это серьезный тормоз во взаимной торговле. Нам надо срочно избавиться от рудиментов прошлого. Необходимо решить вопросы неоправданно высоких таможенных пошлин на монгольские товары. Европейский Союз вообще отменил для нас таможенные пошлины, так же действует Япония. А Россия относится к Монголии не как к давнему историческому союзнику, а как к торговому конкуренту!.. Такой политикой российские ведомства «добились» того, что сегодня и торговать-то уже почти нечем, если не считать нефтепродуктов. Но кто-нибудь в российском Минпромторге подумал о том, как может развернутся ситуация, когда Монголия построит свой нефтерабатывающий завод?!.. Тогда товарооборот между нашими странами может опуститься до смешных 50-60 млн. долларов.

Есть темы, связанные с российским культурном присутствии в Монголии, с русским языком. Его жизненное пространство в Монголии необходимо сохранить, знание русского языка – это серьезное конкурентное преимущество монголов. У меня есть большой опыт по созданию объектов культуры (например, я установил огромную конную статую Чингисхана, создал исторический парк «13-й век Монголии»), и уверен, что наша совместная история также должна работать на укрепление сегодняшних связей между нашими странами. Кстати, в память о своем отце, обо всех и советских солдатах, и монгольских, воевавших с японцами в 1945-м году, хочу поставить памятник генералу армии Иссе Плиеву, под командованием которого объёдиненные советско-монгольские войска разгромили Квантунскую армию. В этом я вижу свой долг перед отцом, который был участником тех сражений.

- А что вы думаете о проекте ГЭС на монгольских реках, текущих через территорию Монголии и России, впадающих в Байкал?

- Я считаю, что в целом любое насилие над природой, а тем более – реализация проектов, последствия которых затрагивают огромные территории и вызывает глобальные экологические последствия (а именно к таким относится строительство гидроэлектростанций!) – это камень, брошенный в сторону будущих поколений! Вспомните, как описывал Валентин Распутин в своей повести «Прощание с Матёрой» искалеченные судьбы людей, чьи родовые земли затопили ради дешевого электричества! Ведь тем, кого выселяли из зоны затопления Братской ГЭС, обещали золотые горы и бесплатное электричество! А что получилось на самом деле?! Сотни тысяч гектар леса, пашни, лугов ушли под воду, кардинально, насколько мне известно, изменился локальный климат, теперь там, например - в Нукутском районе на Ангаре, постоянные засухи! Мои знакомые рассказывали, что там, когда формировалось Братское море, размывало кладбища, и по воде плыли гробы… Мы тоже хотим затопить огромную территорию, но еще не очень хорошо представляем себе, что местные жители получат взамен своих пастбищ! Это же надо изучать, и не только с точки зрения экономики и экологии, но и с точки зрения нравственности, духовности! Как, например, отнеслись бы к затоплению наши предки, поклонявшиеся Вечно Синему небу, которые даже гутулы (войлочные сапоги – ред.) шили так, чтобы носки не задевали, не ранили родную землю!.. А мы её под воду хотим пустить! А ведь не секрет, что в вопросе строительства ГЭС наибольшую активность проявляют желающие продавать излишки такой электроэнергии в Китай. Но кто реально будет на этом зарабатывать?! – мы сейчас не можем сказать. Но точно, что не простые араты.

Да, понятно, нам, чтобы развиваться, нужна дешевая электроэнергия. Нам надо электрофицировать Улан-Баторскую железную дорогу, и строить новые пути сообщения, и газ здесь заменой, видимо, быть не может, как, например, предлагал глава Бурятии Цыденов – снабжать Монголию газом, если мы откажемся строить ГЭС. Но ведь это опять полная зависимость от России, от политики Газпрома. Поэтому я считаю, что сейчас в этом вопросе нельзя торопиться, а то «наломаем дров», и в итоге или сделаем страшную экологическую ошибку (и при этом еще полностью рассоримся с Россией!), или останемся экономическим карликом, который полностью зависит от настроения своих соседей. Думаю, что надо взять тайм-аут, создать, как в советские времена, совместный российско-монгольский научный коллектив (например – экспедицию), и еще раз изучить все возможные последствия. Ведь хорошо известно, что ещё в 80-ые годы именно советские учёные предлагали построить каскад ГЭС на реке Селенге. Вряд ли советские инженеры не учли бы вред Байкалу, если бы таковой ему грозил! Тем более что тогда советская наука не зависела от заказов (и, значит, денег!) отдельных олигархов. Если на самом деле строительство ГЭС не приведет к серьезным экологическим последствиям и для Монголии, и для Байкала, то тогда, наверное, надо создавать совместное предприятие, и строить ГЭС. Если же ученые подтвердят – да, действительно будет нанесен непоправимый ущерб и Байкалу, и Монголии, то надо совместно искать альтернативу, в том числе изучать возможность строительства АЭС. Тем более что сырье для них у нас есть.

А сегодня эта, и без того сложная, тема, на мой взгляд, искусственно политизирована. Российской стороне надо понять, что её сегодняшняя прямолинейная позиция (запретить ГЭС, и не возражать!..) уже задевает вопрос политического и экономического суверенитета Монголии, её права самой принимать важные решения, а не под давлением «больших соседей». Такая позиция Минприроды России вызывает осуждение даже самых ярых монгольских сторонников сотрудничества с вашей страной, и может спровоцировать антироссийские выступления.

Но ведь у нас еще и кроме ГЭС на Селенге есть серьезные экологические проблемы! Их тоже надо решать. Например, вот-вот проржавеют автоцистерны с нефтепродуктами, которые лежат на дне Хубсугула. За те годы, когда по льду озера Советский Союз снабжал ГСМ наши северные и западные аймаки, много машин провалилось под лед. Их надо срочно доставать. У нас формируются огромные проблемы на юге, в районе Таван-толгой и Оюу-толгой, где последствия от добычи угля уже начинают приобретать необратимый характер. Если посмотреть с воздуха, то видно, как черный след тянется от Таван-толгоя до границы с Китаем! Можно сказать, что это черный след наших экономических потерь. Китайцы закрывают свои шахты, потому что от них непоправимый ущерб экологии, и переносят добычу угля в отсталые страны. Я уверен, что нам надо продавать китайцам не уголь, а продукцию из него! И не только синтетический бензин - ведь новые технологии позволяют получать из этого сырья более пятисот видов продукции! Вот куда надо тратить кредиты – на покупку новых технологий и строительство самых современных фабрик по обогащению угля, по производству ультрачистого угля. Это уголь зольностью менее 0,2%, из него делают даже нано-материалы. Такие технологии есть в России, нам надо с ней создавать совместные предприятия.

Нам надо восстанавливать наши леса, создавать «зелёный пояс», который отгородит нас от пустыни Гоби. И в этом надо обязательно использовать китайский опыт! Китайцы добились огромных успехов в этом. Здесь мы с благодарностью примем их помощь, тем более, что Китай тоже заинтересован в том, чтобы зона лесов наступала на пустыню с севера.

- Какие изменения в первую очередь надо осуществить в Монголии после Вашего избрания Президентом?

- Знаете ли, необходимость перемен в Монголии давно назрела, и новый президент будет вынужден будет проводить реформы вне зависимости от того, кто им будет избран. Сегодня народ выдвинул лозунг: “Монголия для трёх миллионов монголов, а не для тридцать семей олигархов» (думаю, россиянам тоже близок такой лозунг!..), также назрели преобразования в системе правохранительных органов, в медицине и в образовании. Нам приступить к строительству студенческих городков-кампусов под Улан-Батором. В столице 150 тысяч студентов, если разместим их за городом – серьезно разгрузим столицу, да и молодым это тоже пойдет на пользу. Думаю, стоит вернуться к теме строительства метро в Улан-Баторе, нужен и новый стадион. Первоочередных задач много, всё не перечислишь. Но главное – это обеспечить реальный контроль монгольского народа над своими природными богатствами, и проводить мудрую сбалансированную политику по отношению к обоим нашим соседям, стать «мостом» между ними, и получать выгоду от такого соседства, а не жаловаться постоянно на то, что «мы зажаты между Китаем и Россией». При этом научиться быть благодарными тому, кто обеспечил нашу независимость, без чьей поддержки монголы бы вымерли от сифилиса и чумы, а вместо этого стали одной из самых образованных наций в Центральной Азии (и, кстати, такой высокий уровень образования – серьезный ресурс монгольского народа!). А то мне сегодня крайне неудобно читать, или слышать, как какой-нибудь очередной монгольский олигарх «кидает камень» в сторону России, называя её «отсталой страной, считающей себя сверхдержавой». Ведь если бы не Советский Союз, не Россия, то этот бы человек сегодня вряд ли был бы олигархом, а может быть - даже уже и не монголом, а говорил бы или на японском языке, или на китайском…. Кстати, проблемы у Советского Союза начались именно тогда, когда его лидеры поверили тем, кого мы сегодня называем «третьим соседом». Хорошо, что сегодня руководит Россией человек, который, как истинный дзюдоист, способен разгадывать те действия, которые задумал его противник. При этом, я уверен, Россия и не стремится сегодня стать супердержавой, подчинить себе всех соседей, и навязывать силой свои представления о том, как должен быть устроен мир. Но то, что она сегодня успешно защищает свои интересы – это серьезная гарантия и для Монголии.

Поэтому хочу уточнить – именно восстановление в полном объеме нормальных экономических и политических отношений с Россией, проведение мудрой, осторожной и сбалансированной политики в отношении с нашим «южным соседом» – это то, чем должен заниматься новый президент Монголии, кого бы в итоге наш народ не избрал. Он также должен укрепить государственную дисциплину, объединить все политические силы для решения главной задачи, а именно – правильно реализовать наш минерально-ресурсный потенциал в интересах всего нашего народа, а не только тех, кто использует близость к власти в своих корыстных интересах. Нам надо сохранить нашу природу-матушку, и тогда за счет туризма, без уродования нашей земли, мы будем обеспечивать значительную часть наших потребностей. Нам надо не кичиться своим далеким историческим прошлым, а сегодня строить дееспособное, управляемое, и при этом демократическое не на словах, а на деле, государство. Ведь демократия – это же не только право голосовать за ту, или иную политическую партию! Демократия – это когда простой человек уверен в том, что государство, в ответ на его честный труд, не бросит его в беде, что оно обеспечит бесплатное образование его детям и достойную пенсию в старости, и что оно обеспечит главное – чувство искренней гордости за свою страну!