ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ:  ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПРОЕКТ ПРИБАЙКАЛЬЕ

ЗАМЕТКИ О ТУРИЗМЕ НА БАЙКАЛЕ (с продолжением) часть III

Напомню, я начал свои «Заметки» с проблематики перспектив значительного роста объемов китайского туризма на Байкале под впечатлением своего участия в акте подписания многомиллиардного Соглашения между «Гранд Байкалом» и пулом ведущих китайских туроператоров (http://www.pribaikal.ru/obl-events/article/22782.html). Вторая часть «Заметок» называлась «Массовый туризм – зло или благо?..» (http://pribaikal.ru/organizations-item/article/22934.html)

 

Часть третья, и опять о массовом туризме

Есть информация, что этим летом по Кругобайкальской железной дороге каждую неделю будет ходить 10 (!) туристских поездов. В каждом – 400 туристов. То есть теоретически это означает, что с 17 мая по 26 октября (примерно 5 месяцев) КБЖД будут посещать до 16 тысяч туристов в месяц, и, значит, примерно 80 тыс. за сезон только железнодорожным транспортом. Плюс к тому  привозят на КБЖД туристов  и экскурсантов катерами из Листвянки (думаю, что не больше одной тысячи человек за сезон), а кто-то добирается туда самостоятельно. Оборудованная тропа (а лучше велотропа) может обеспечить, в перспективе, доступ еще от 5 до 10 тысяч туристов за летний сезон. Эта информация – серьезный повод задуматься об обеспечении экологической безопасности на этом участке побережья Байкала силами как ВСЖД и ФГУП «Заповедное Прибайкалье», так и местной власти. Я, имея опыт организации первого массового популярного пешеходного маршрута по Кругобайкалке, считаю, что эта задача вполне разрешима, и, более того, КБЖД может, в случае грамотной организации инфраструктуры, принять и в два, и в три раза больше туристов. Она должна стать не просто зоной массового туризма, а зоной, я бы сказал, демпферной, то есть способной выдерживать удар этого самого массового туризма на свою экосистему, и при этом способной не просто принимать большой объем туристов, но и отвлекать их внимание от других байкальских территорий. 

На стыке 80-х и 90-х годов я работал замдиректора Прибайкальского национального парка по туризму и внешним связям. На тот момент этот национальный парк представлял из себя, скорее, большой леспромхоз, который на кусок хлеба зарабатывал себе не столько туризмом, сколько торгуя деловой древесиной и дровами, заготавливая их под видом «санитарных рубок». Мои романтические представления о том, как бы должен был развиваться туризм на Байкале (вписанные в ландшафт кемпинги, стилизованные под сибирские русские деревни, или бурятские улусы, а также т.н. «кордоны-приюты», на базе которых развивается сеть экологических маршрутов вдоль побережья, и т.д.) быстро отрихтовала суровая проза жизни… Но кое-какой задел в этом направлении сделать тогда удалось.

И в те времена уже существовало несколько программ и концепций по развитию туризма на Байкале. Самый оптимистичный прогноз по ежегодному количеству туристов, посещающих Байкал, не превышал тогда цифры в полмиллиона, из них иностранных, предполагалось, не более 100 тыс. человек. Ни одна из этих программ, по сути, не была выполнена, и туризм на Байкале развивался, как Бог на душу положит…, самостийно, без всяких планов и Генеральных схем. Кто где урвал кусок земли – там и построился на столько, на сколько денег хватило. Вот сейчас и разбирается прокуратура с такими «предпринимателями» от туризма, а также с теми, кто продавал им земельные участки. Почему разбирается только сейчас, а не на стадии строительства?!.. – это уже вопрос риторический. Возможно, наша постсоветская государственность укрепилась уже настолько, что может себе это, наконец, позволить. Впрочем, судя по ситуации на острове Ольхон, туда эта государственность еще не добралась.

Так вот, те смелые прогнозы по туризму, которые фигурировали, например, в ТерКСОПе (Территориальной комплексной схеме охраны природы бассейна озера Байкал), давно уже перекрыты, и без каких-либо заметных усилий со стороны государства. В то же время фактическое отсутствие госконтроля над сферой туризма в условиях появления частной собственности на землю привело к тому, что самые перспективные места для формирования современных туристских комплексов (и даже кластеров) заняты хаотичной застройкой, естественная природная среда (главный туристский ресурс Байкала) угнетена, а местами вообще уничтожена, никак не решается проблема мусора на Байкале. Сегодня многие предлагают (при этом, как ни странно, и люди, к Байкалу никакого отношения не имеющие)  если не запретить въезд туристов на Байкал, то значительно повысить стоимость его посещения. При этом, естественно, забыв о том, что далеко за половину населения России живут на грани нищеты (и не всегда по собственной вине…), и тем ни менее тоже, как граждане Российской Федерации, считают себя вправе побывать на Байкале за разумные деньги; сторонники запретов при этом обычно полагают, что эти запреты их самих, конечно, не касаются…. В том числе, и запрет на вылов омуля, на посещение заповеданных территорий.

Я, слава Богу, еще успел посмотреть на Байкал в те времена, когда его берега были безлюдны, и не засраны, извините за непарламентское выражение… Будь моя воля, я бы забронировал такую ситуацию и на будущее –  для детей, для внуков. Но понимаю, что ситуация, да и времена – тоже,  изменились, при этом кардинально. Сегодня невозможно ограничить посещение Байкала ни силами особо охраняемых природных территорий, ни Росгвардией, и тем более – скромными возможностями  местных органов власти. На любой запрет найдется народный ответ, вполне возможно – катастрофический…

Сегодня нет реальной возможности (да и целесообразности – тоже) запретить приезд в Иркутск, или в Улан-Удэ, а далее – на Байкал, ни китайским туристам, ни российским, ни каким другим. Аэропорты и авиакомпании заинтересованы в росте туристского потока, в увеличении числа рейсов и пассажиров. В том же самом заинтересованы владельцы и персонал гостиниц, транспортных компаний, изготовители и продавцы сувениров, торговые сети и так далее. Все они будут выступать против любых запретов, направленных на ограничение ростов объемов туризма. Да и граждане России, когда поймут, что такие запреты могут коснуться любого из них, тоже вряд ли поддержат такие инициативы. Впрочем, не только российские граждане будут, не без оснований, возмущены в таком случае.

Что же, в итоге, делать?! Как быть?!..

Выход только один, а именно – укреплять на Байкальской природной территории государственность! Ведь все  те негативные явления, формирующие сегодня страхи и опасения по поводу массового туризма на Байкале, вызваны именно невыполнением существующего российского законодательства, или его непродуманностью, отставанием от реалий сегодняшнего дня. Так, безнаказанно в течение многих лет, пользуясь отсутствием кадастровых границ земельных участков, налево и направо распродавалось побережье Байкала в Ольхонском районе, включая и святые для бурятского народа места (там, где раньше камлали шаманы, теперь настроены объекты под глупыми названиями типа «Байкал-Флорида»), а ведь местная традиционная культура тоже должна бы стать важным туристским ресурсом. До сих пор под видом санитарных рубок, а то и вообще без всяких оснований, внаглую, вырубается лес в верховьях рек, впадающих в Байкал, тем самым обезвоживая озеро; без очистки, или с неудовлетворительным её уровнем до сих пор сбрасываются стоки предприятий и поселений. При этом нас пытаются убедить, что главные риски для Байкала формируются сейчас в Монголии. Проблемы с уровнем обеспечения государственности в нашем регионе проявляются и в том, что практически нет никаких особых признаков выполнения Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы». Деньги, выделенные в рамках этой ФЦП, не использованы, или использованы неэффективно, порою за сотни километров от Байкала, и на цели, совершенно неочевидно приносящие заявленные результаты. Кстати, обнадеживает тот факт, что полномочия по реализации этой Программы будут переданы Правительству Иркутской области, и, видимо, Республике Бурятия.

Именно на обеспечение государственности, на улучшение  действующего законодательства, прямо или косвенно регулирующего ситуацию на Байкале, на формирование дееспособной власти, на развитие инфраструктуры индустрии туризма должны быть направлены усилия общественности, в том числе – и экологической, и околотуристской, и «Общенародного фронта», и другой. А вовсе не на борьбу с туризмом, и с туристами.

 

Владимир Бережных

 

 

 

 

 

 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"