Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Сотрудники ИрГТУ провели археологические и этнографические исследования в Бодайбинском районе

15 августа археологи всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Накануне Дня археолога мы встретились с представителями этой профессии в Техническом университете, недавно вернувшимися из экспедиции.

В июле-августе археологи ИрГТУ побывали на севере Бодайбинского района в районе Патомского нагорья, где провели археологические и этнографические исследования. В экспедиции приняли участие сотрудники и аспиранты научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии Евгений Инешин и Алексей Тетенькин, профессор кафедры истории Павел Новиков, кандидат геолого-минералогических наук Виталий Рупосов, а также сотрудник кафедры археологии и этноэкологии ИГУ Александр Уваров. Участники экспедиции проехали более 300 км на автомобиле «Урал», а при отсутствии дорог шли пешком.

Экспедиция прошла в районе речной системы Большого Патома с притоками Хаверга, Кэвахта, Кабали. Это труднодоступные таежные места, попасть в которые крайне проблематично. Данная территория начала осваиваться в середине XIX в. Современная трасса прошла по пути, который в 1866 г. проделал исследователь Сибири Петр Кропоткин. На составленной им карте видно, что весь этот путь был разбит на старательские участки. Ученым удалось увидеть признаки русской золотопромышленной деятельности конца XIX - начала XX века, в частности, были найдены руслоотводная канава и крепкая пятистенная изба. В поисках археологических находок были выкопаны более 80 разведочных шурфов.

Начало исследованиям в районе реки Большой Патом было положено в 1988 году. Тогда Алексей Тетенькин и Евгений Инешин впервые встретили несколько стоянок эвенков-оленеводов, познакомились с жизнью и бытом малочисленного кочевого народа. Спустя 15 лет археологи оказались в тех же местах и посетили те же стоянки. «За эти годы произошли процессы археологизации (медленного разрушения) стоянок. Некоторые постройки пришли в упадок или были использованы в виде дров», - отметил А. Тетенькин.

По словам А. Тетенькина, участники экспедиции описали систему жизнедеятельности эвенков, которая значительно отличается от традиционно изученной. «Это вымирающая, «мерцающая» культура, - говорит кандидат исторических наук. - Кочевой образ жизни, присущий этому малому народу, в значительной степени редуцировался, но культура транспортного оленеводства еще сохраняется. На всем длинном пути нам встретились лишь две эвенкийские семьи, разделенные друг от друга большими пространствами тайги. Люди живут в трудных, порой экстремальных условиях, при полном отсутствии благ цивилизации и медицинского обслуживания».

По словам археологов, чтобы выжить, эвенки используют инфрастуктуру геологических партий (брошенные балки, зимовья), пускают на дрова разрушенные постройки, пользуются печками-буржуйками, поддерживают контакты с изыскателями. Например, они могут устроиться работать каюрами у геологов-разведчиков.

В ходе экспедиции ученые встретились с семьей эвенков из пяти человек, проживающей в брошенном поселке у реки Хаверга в двух балках (старательских домиках). Мужчины традиционно большее время проводят в тайге на рыбалке и охоте, а женщина присматривает за детьми. В местечке Малые Ковыли обосновалась еще одна семья. Все эвенки проводят полгода на летних стоянках (летниках), а зимой перебираются в более утепленные домики в глубине леса. У каждой семьи есть небольшие стада в 25-30 оленей, которых используют как транспортное средство.

В летниках иркутские археологи познакомились с бытом местных жителей. Эвенки показали свои седла, сани и кожемялки для обработки оленьих шкур. Ученые увидели белого тарагайка (молодого оленя-альбиноса), к которому в семье эвенков относятся с особым почитанием. Однако выяснить вопросы верования в этих эвенкийских семьях не удалось.

«Эвенки очень закрыты и не спешат посвящать случайных людей в тонкости своих культов. Любые прямые вопросы были бы неэтичными и не привели бы к результатам. Очевидно, что традиционная культура, которую застали русские в начале XIX века, уже не существует, остались лишь ее элементы. В частности, на дверях избы были обнаружены медвежьи лапы и подковы, служившие, по всей видимости, оберегами», - отметил А. Тетенькин.

По результатам экспедиции археологи подготовят научный отчет.

Наталья Розова

Фото предоставлены участниками экспедиции 

Национальный исследовательский иркутский государственный технический университет