Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Жители Новоснежной и Мурино обсудили с журналистами районных и областных СМИ свои проблемы

Аварийный мост через реч­ку Снежную

Аварийный мост через реч­ку Снежную

Жители п. Мурино

«Террористическая» акция не состоялась. Состоялась встреча с журналистами

О том, что эта акция должна была якобы со­стояться, журналисты из Иркутска и Слюдянки узнали сразу же по прибытии в Новоснеж­ную к назначенному времени - 12 часам 19 июля. Депутаты Думы поселения сообщили ав­тору этих строк о том, что объявления новоснежнинцев о встрече с журналистами газеты «Слюдянка» и иркутских СМИ, сотрудничающих с телеканалами «Дождь», «Общественное теле­видение России» и радио «Эхо Москвы», со­рваны. Вместо них неожиданно появились дру­гие, сообщающие о скором приезде (22 июля) в деревню терапевта ЦРБ.

Мы нисколько не ставим под сомнение при­езд специалиста, просто факт уничтожения од­них объявлений с заменой их на другие с дру­гим содержанием сам по себе заинтересовал и нас, и жителей поселка.

Еще любопытнее события стали разворачи­ваться дальше. Ожидавшие нас новоснежнин- цы сразу же сообщили, что глава поселения пре­дупредил их о том, что не стоит встречаться с журналистами, поскольку те якобы намерены провести несанкционированный митинг. И за митинг будут привлечены к ответственности и журналисты, и участники встречи.

А теперь самое время расска­зать вам, уважаемые читатели, о цели приезда журналистов в Новоснежную и Мурино.

За две недели до поездки нас пригласили в эти поселки для встречи с людьми депутаты Думы и ряд жителей. Причиной послужили годами не решае­мые проблемы обоих поселков, недовольство генеральными планами развития своих насе­лённых пунктов. Что и было выс­казано во время общения с журналистами.

«В нашем генплане указано, что часть леса отдана под тури­стическую зону, которую соби­раются здесь развивать област­ные и районные власти, - гово­рят депутаты поселения. - Мы не уверены, что здесь у нас нач­нется развитие территории. О каком туризме говорим, если вырубается вековой кедр? Что здесь увидят туристы, если лес уничтожат? И для жителей ка­кое развитие, - продолжали де­путаты, - если доступ в лес для нас перекрыли шлагбаумы? Вот вам пример развития: в Мури­но 1,5 га отдано одному извест­ному в области депутату под строительство зверофермы. Сейчас этот участок обнесен забором, а за забором бегают двуногие «норки» в купальни­ках, а за ними - «собольки». Наши власти говорят, что отдан­ные участки помогут привлечь к нам инвестиции. Но ведь ин­весторам придется эти участки выкупать у областных чиновни­ков и депутатов. Пойдут ли они на нашу территорию?»

Почему у населения нет до­верия к будущему туристичес­кому развитию поселков Ново­снежная и Мурино - вопрос для отдельного обсуждения на уров­не правительств области или РФ.

А жители поселков считают, что верить нет смысла, поскольку многие годы не решаются их на­сущные проблемы.

Зазывали нас жители Мурино и Новоснежной к себе на беседу и по другим причинам (о них мы расскажем чуть позже). Причем не только в пятницу 19 июля, но и прошедшей зимой и весной, и гораздо ранее. И причина не толь­ко в том, что накопились не реша­емые властью поселка и района проблемы, а еще и в том, что об этих проблемах жители поселения неоднократно писали в разные инстанции на уровне области, района. Ответов либо не было вовсе, либо, как они считают, вме­сто ответов отправлены «отпис­ки». Особенное недовольство но- воснежнинцев и муринцев выз­вали ответы из Законодательного собрания.

Новоснежная

Перечислим основные пробле­мы, о которых нам сообщили но- воснежнинцы:

  1. Аварийный мост через реч­ку Снежную.
  2. Отсутствие фельдшера (фельдшерский пункт есть, но он на замке) и аптечного киоска.
  3. Отсутствие организации вы­воза мусора из поселка.
  4. Захламленный берег Байка­ла.
  5. Вырубка кедрача с отданных (как утверждают жители) лесных участков, где этот кедрач состав­ляет 90% леса. Жители также ут­верждали, что лесные участки были отданы против их воли и же­лания, ведь этот лес с давних пор кормил многие семьи.
  6. Заседания Думы, которые обязан собирать председатель (он же в данном случае и глава посе­ления), проводятся нерегулярно. К мнению и наказам депутатов, по словам народных избранни­ков, глава не прислушивается и многие решения принимает само­лично (отметим еще раз, что та­ково мнение жителей).
  7. Отсутствие в поселке почты и сберкассы.
  8. Отсутствие в поселке школы и детского сада.
  9. Неремонтируемые дороги.

В «качестве» новоснежнинских дорог мы немедленно убеди­лись, едва начали движение по улицам. Здесь сразу же вспоми­нается анекдот: «Дороги-дороги! Сел за руль и поскакал». Зимой эти же улицы вовремя не чистят­ся от снега, и как не вспомнить, что в декабре 2012 года в Ново­снежной по улице Ленина сгорел дом - пожарные не смогли про­ехать. «Скорая помощь» в Мури­но и Новоснежную порой не при­езжала по этой же причине.

Следует отметить, что на встре­чу с журналистами в Новоснеж­ной пришли не только жела­ющие сообщить им о своих проблемах, но и сторонники главы поселения и его бли­жайшая родственница. И дабы снять любые подозре­ния насчет несанкциониро­ванных действий, мы сооб­щили всем собравшимся, что никаких митингов здесь проводить не намерены и не будем участвовать во встре­че, если кто-либо из собрав­шихся выставит плакаты или транспаранты с любого рода призывами. В ответ жители поселения заверили нас, что они и сами против несанкци­онированных действий и что намерены только общаться. И беседы с жителями на­чались. И тут наше внимание при­влек мужчина в гражданском, бесконечно что-то докладываю­щий по телефону и фотографи­рующий всех, кто высказывался. Сам же он умело уходил от объективов камер и любопыт­ствующих взглядов. Недалеко от места встречи находилась маши­на, на которой он прибыл. Как мы выяснили, мужчину этого на встречу никто из жителей не при­глашал. И поскольку жителей Но­воснежной глава поселения пре­дупреждал о готовящемся несан­кционированном митинге, мы решили побеседовать с подозри­тельным незнакомцем во избежа­ние провокации. Но, когда подо­шли к нему, оказалось: мужчина в штатском прибыл сюда потому, что его руководству от местных властей поступил сигнал о гото­вящейся в Новоснежной терро­ристической акции.

- Я возвращался из командировки в Иркутск, и вдруг посту­пает сигнал о том, что здесь воз­можна террористическая ак­ция», - слегка улыбнулся наш со­беседник.

Честно признаюсь, я едва успе­ла захлопнуть сам собою открыв­шийся от изумления рот. А капи­тан полиции из ГУВД (так, во вся­ком случае, он отрекомендовал­ся) изъявил желание узнать, кто из журналистов прибыл в Ново­снежную и с какой целью. Жела­ние сие было немедленно удов­летворено. «Теперь понятно», - ответил капитан в штатском. И, со­общив нам, что ничего крими­нального во встрече жителей и журналистов он не находит, отзвонился руководству и покинул по­селок.

Немногочисленные противни­ки встречи (таковых явно прояви­лось трое) сразу же попытались взять инициативу в свои руки. Один мужчина (местный пред­приниматель и, как сказали жите­ли, всего год как получил участок в Новоснежной) резво продви­нулся к телекамере и стал громко возмущаться: жители-де сами во всем виноваты, они могли бы объединиться и, к примеру, очи­стить поселок от мусора. Минут десять он в разных вариациях го­ворил об этом, не давая никому и рта открыть в ответ. Но едва ус­лышал о предложении организо­вать вывоз собранного мусора на его транспорте, отпарировал: «А платить мне кто будет?» «А-а-а, ну вот и понятно все стало! - за­говорили новоснежнинцы хором. - Нас учил объединяться и самим мусор собирать, а как тебя кос­нулось, сразу плату запросил!»

Незадачливый оратор покинул импровизированную трибуну у телекамеры, и теперь его место прочно заняла многочисленная группа из желающих рассказать о проблемах поселка.

Выслушав жителей, журналис­ты в их сопровождении двинулись к аварийному мосту. Благодаря этому ветхому сооружению но­воснежнинцы пока еще могут пользоваться услугами почты, сберкассы, больницы, водить де­тей в детсад и школу, покупать предметы быта и продукты пита­ния в поселке Выдрино респуб­лики Бурятия. Хотя сам по себе этот факт вводит в ступор: живут новоснежнинцы в Иркутской об­ласти, а все необходимое для жиз­ни получают в Бурятии. И, чтобы получить это, ежедневно риску­ют жизнью, ведь опоры моста, со­единяющего Новоснежную с ци­вилизацией, действительно в пла­чевном состоянии. Как и доща­тый настил, по которому нужно передвигаться с большой осто­рожностью - кое-где доски сгни­ли и обрушились, а местами го­товы обрушиться. «Малейшее наводнение, - говорили ново­снежнинцы, - и опоры поплывут по речке. По этой самой причине участники встречи просили нас задать вопрос властям: когда же они, наконец, выполнят данное много лет назад обещание пост­роить новый мост?

Кстати, когда мы приступили к съемкам на аварийном мосту и под ним, по нему немедленно с промежутками в 2-5 минут нача­лось движение велосипедов. Было понятно, что велосипедисты и ве­лосипедистки курсировали туда и обратно весьма организованно. Правда, некоторым велосипедис­ткам было все же страшновато, они покидали свое двухколесное средство передвижения и опас­ные участки на мосту преодоле­вали пешком. Улыбаясь журнали­стам, они как бы демонстрирова­ли: вот-де гляньте, мы тутова хо­дим и ездим - и ничего!

Слава Богу, что во время этой «демонстрации» ни одна доска на настиле моста не рухнула. А то б такой показушный «концерт» мог дорого обойтись. Впрочем, после проверки на предмет «организо­ванной террористической акции» нам это могло только показаться.

Мурино

Как выяснилось, муринцам тоже заранее было сказано о гос­тях-журналистах Бог весть что, и потому они прежде убедились, что к ним прибыли действитель­но журналисты, а не зачинщики несанкционированных митингов.

Кстати, и здесь, в Мурино, ак­тивная группа сторонников главы поселения из 4-х человек не дре­мала. Одна местная предприни­мательница (депутат от Мурино) прервала начавшееся до ее при­хода общение жителей с прессой: «Вы для начала представьтесь, кто такие? И почему это вы тут хо­зяйничаете? На каком основании без разрешения встречи собира­ете?» Блистая на солнце массив­ными многочисленными золоты­ми украшениями, она вопроша­ла: «Кто это вам разрешил тут со­бираться?» Ответ о том, что жур­налисты были приглашены жите­лями и депутатами поселения, ее явно не удовлетворил. «Я тоже депутат, но ничего об этом сбо­рище не знаю, - заявила предста­вительница народных избранни­ков от Мурино и продолжила, - наверно, эта Лена вас приглаша­ла». Кто такая «эта Лена», мы так и не поняли, да и некогда было выяснять, ведь муринцы напере­бой говорили о проблемах род­ного поселка. Однако представи­тельная дама зычным голосом их прервала: «Подождите, дайте я сейчас все скажу, а потом все ос­тальные!»

Уважаемые земляки (так к ним обратилась дама в золоте) неволь­но замолчали, и народная избран­ница громко и достаточно долго внушала им, что они заблужда­ются, считая неправильным ре­шение власти выделять кому бы то ни было лесные участки. Дама убеждала собравшихся, что по­селку выделение таких участков, обозначенное в генплане, даст возможность развиваться и что их недовольство принятым решени­ем выделить землю под очеред­ной завод по розливу воды они могут оставить при себе, посколь­ку за это решение «мы все равно уже проголосовали». Пытавших­ся было возразить ей земляков она, нимало не смущаясь, «заты­кала» властным - «подождите, сначала я все скажу и объясню».

Уважаемые земляки, замолчав­шие поначалу, хором принялись останавливать народную избран­ницу и даже припомнили ей, ка­ким образом и за счет каких на­питков она сумела выиграть де­путатский мандат. На что дама от­ветила: «Да пошли вы все, да что­бы я для вас.» - и удалилась, пре­доставив возможность собрав­шимся продолжить встречу.

Но оставим в покое даму и, на­конец, предоставим слово осталь­ным участникам встречи. А го­ворили муринцы о следующем:

  1. О затягивании в течение дли­тельного времени обсуждения генплана поселения. О том, что когда этот план, наконец, был вы­несен на обсуждение жителей, лесные участки с вековым кедра­чом оказались уже кому-то отдан­ными. А выставленные шлагбау­мы не позволяют людям беспре­пятственно попадать в лес для сбо­ра дикоросов.
  2. О запрещении Санэпиднад- зором пользоваться водой из сква­жины, которую местные власти строили в 2012 году. О том, что в скважину они (власти) вложили больше миллиона денег И строи­тельство этого объекта, по утвер­ждению жителей, не стоит и тре­ти от потраченного.
  3. О большой беде на побережье Байкала - мусоре, которым зах­ламлен приезжающими туриста­ми берег.
  4. Об отсутствии в поселке фельдшерского пункта, аптечно­го киоска и почтальона.
  5. Об отсутствии организации работ по очистке дорог в зимнее время от снега;
  6. О сокращении величины льготной суммы, выделяемой се­лянам на приобретение дров (ма­шина дров стоит 5,5 тыс. рублей, а сумма льготы - около 2-х ты­сяч).
  7. О задержках в возврате льготной суммы при оплате за электричество. Раньше, как ут­верждали муринцы, они пользо­вались льготой при оплате за электричество, а теперь должны оплатить 100% стоимости израс­ходованной электроэнергии, а льготную часть оплаты им дол­жны возместить органы соцза­щиты, чего в действительности не происходит.
  8. Об отсутствии пассажирс­кого маршрута «Слюдянка - Мурино». В результате жители Мурино вынуждены из Слюдян- ки сначала добираться до Бай- кальска, а потом садиться на маршрутку «Байкальск - Ново­снежная». Причем платить за проезд им приходится, как буд­то они едут до Новоснежной.
  9. О том, что местные власти глухи к их просьбам и пробле­мам (об этом же говорили и но- воснежницы).

Кстати, говоря о всех этих про­блемах, муринцы то и дело спра­шивали: а записывают ли жур­налисты их высказывания? «По­кажите, что записываете, - тре­бовали они, - а то, может, мы зря тут распинаемся - нигде нас не покажут и никто из властей нас не услышит. А ведь вы нам нужны, чтобы власть и проку­ратура нас услышала!»

Вот такое заявление - мы им нужны, чтобы власти их услы­шали и прокуратура обратила внимание. Будем надеяться, так и произойдет.

Прощаясь с новоснежнинцами и муринцами, журналисты обещали вручить переданные им коллективные письма-обра­щения по назначению - в аппа­рат губернатора и Правитель­ство Иркутской области.

 

Марина Полторадядько
Фото автора

От редакции

Кстати. За заведомо ложное сообщение об акте терроризма установлена уголовная ответ­ственность, предусмотренная статьей 207 Уголовного кодек­са Российской Федерации (до 3- х лет лишения свободы). Выяс­нить, кто звонил 19 июля в ГУВД, не проблема.

 

Газета «Слюдянка» №30 (73) от 26 июля 2013 года