Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

В Слюдянке завершилась 23-я автогонка - чемпионат Си­бирского федерального округа «Байкал - 2013»

Авария на трассе в 2012 году: хорошо, что автомобиль вынесло не на зрителей, а в сторону от них, где он и перевернулся...

Борис Гумниц и Амир Бектемиров

Александр Балтадонис

Мощно стартует мастер спортаАлександр Пушкарь

Александр Лапин и Эдуард Деменский

Скорость на прямых -до 220 км в час!

В Слюдянке завершилась 23-я автогонка - чемпионат Си­бирского федерального округа «Байкал - 2013», традиционно проходящий на трассе карьера «Перевал».

Отревели моторы, всех полил дождь, выглянуло солнце, вновь закапал дождь, судьи награди­ли лучших, а лучшие полили друг друга и зрителей шампанским. А что в остатке? В остат­ке - впечатления и некоторые факты, с которыми хотелось бы познакомить читателей газеты «Слюдянка».

Итак, после общения с не­сколькими десятками зрителей, с организаторами и перевальскими охранниками, начну с мне­ний работников охраны.

Работники охраны предпри­ятия (режимного, кстати, где есть склады с ВВ - взрывчаты­ми веществами), высказались в том духе, что в таком виде про­водить гонки опасно. На трассу с машиной ГИБДД заехало око­ло ста авто болельщиков (что однозначно говорит о росте по­пулярности гонок), но, соответ­ственно, на территорию пред­приятия прибыло несколько со­тен человек, а это головная боль для охраны. И отдельный разго­вор о пеших нарушителях, кото­рые, увы, пытались ходить там, где запрещено, даже по трассе... Все эти пожелания и претен­зии, разумеется, к дирекции го­нок (директор - уважаемый и авторитетный А.С. Бектеми-ров). И, заботясь исключитель­но о том, чтобы популярнейшие соревнования в Слюдянке про­должались, думаю, следует уже сейчас обратить внимание жи­телей города на обязательное соблюдение правил безопасно­сти и норм поведения на пред­приятии.

Об этом перед началом сорев­нований сказала и директор Центра спорта, культуры и до­суга Администрации города Слюдянки В.И. Бабенко: «Про­шу помнить, что мы здесь гос­ти! » Это касалось и соблюдения порядка, это и просьба не мусо­рить (впоследствии работники ЦСКД вынуждены были заме­тать и собирать в мусорные мешки сотни бычков и прочего хлама...).

Думаю, перед следующей гон­кой необходимо в газетах под­робно рассказать болельщикам, как себя вести на режимном предприятии, а каждому въезжа­ющему выдавать листовку с со­ответствующим текстом.

Потому как, выражу мнение сотен жителей Слюдянки, очень хочется, чтобы захватывающие дух соревнования, привлекающие многих ребятишек, здесь продол­жались...

Теперь - о гонке. Трасса длиной порядка 10 км, все время в гору, серпантин с крутыми поворотами. Участники соревновались в двух дивизионах, в зависимости от мощности двигателя. Дивизи­он Д-2, мощность до 1600 кубов, и Д-1 мощностью 3600. Проводи­лось три заезда, в расчет брались два лучших по времени, затем путем деления на 2 выяснялось среднее время прохождения гон­щиком трассы.

За Слюдянку в дивизионе до 1600 кубов на «восьмерке» выс­тупал гонщик А.С. Балтадонис, житель Быстрой. Он впервые проходил трассу на «Перевале», поэтому понятно, насколько ему было сложно. Тем не менее, от заезда к заезду Александр улуч­шал свое время, сумев сбросить 22 секунды, в итоге Балтадонис занял седьмое место из восьми участников. Лучшим в дивизио­не до 1600 кубов стал Роман Пушкарь (сын) из Иркутска. Он прошел трассу на минуту быст­рее нашего гонщика.

В дивизионе 3600 кубов пер­вым стал мастер спорта Борис Гумниц из Улан-Удэ, показавший в лучшем заезде время 5 минут 2 секунды. Гумниц немного недо­тянул до рекорда трассы, принад­лежащего Александру Пушкарю (отцу). Рекорд установлен не­сколько лет назад: 4 минуты, 58 секунд. В дивизионе 3600 кубов участвовало 9 спортсменов.

Мнения и комментарии

Как объяснил начальник слюдянского отделения СТК Э.В. Деменский, чтобы наш гонщик показывал более быстрые секун­ды, необходимо модифициро­вать двигатель, вместо карбюра­тора ставить инжектор. Все это требует немалых средств, кото­рых пока у нас нет. Наш автомо­биль к гонкам готовили А.А. Ла­пин, А.Г. Зорин, А.С. Балтадо­нис, В.Г. Усольцев. Александр Балтадонис - человек смелый, я бы сказал, дерзкий, надеемся, со временем наберется опыта на этой трассе. Да и автомобиль, я верю, мы сделаем более скорос­тным.

Директор гонок доктор техни­ческих наук А.С. Бектемиров выразил благодарность руковод­ству карьера «Перевал», «Ангарс-кцемента» за предоставленную возможность соревноваться, ру­ководству города Слюдянки и Центру спорта, культуры и досуга города - за помощь в организа­ции.

После награждения спрашиваю гонщиков, какую максимальную скорость они показывают на пря­мых участках трассы.

Александр Балтадонис (Слю­дянка): «Около 150 километров в час. А больше «восьмерка» не очень идет, плохо поддается уп­равлению».

Борис Гумниц, мастер спорта (Улан-Удэ): «На прямой где-то 215-220 километров в час удалось выжать на пике, в последнем за­езде. А средняя скорость была около 150 на грунте». Автомо­биль у меня «Мицубиси ланк эволюшен», движок модифици­рованный и форсированный, около 300 лошадиных сил. Здесь, в Слюдянке, одна из сложнейших трасс в России, поэтому мы едем сюда с большим удовольствием. Здесь нагрузки серьезные, зри­телей много, адреналину хвата­ешь больше... Огромное спаси­бо организаторам!»

А.А. Лапин, неоднократный победитель, призер и ветеран слюдянских гонок, рассказал о первых стартах:

- Где-то в 1979-1980 годах с поддержкой директора карьера ГГ. Шульца мы начали проводить гонки. Сначала старт был от арки, от поворота с федеральной трас­сы на «Перевал», потом сделали старт, где сейчас конечная оста­новка маршруток, в третий раз -от гаражей. После трех гонок мы с   Александром   Мутовиным трассу снимали на ТВ, в чем нам помогли иркутяне, карту делали, ездили в Москву, реги­стрировали гонку. Все это для того, чтобы внесли нас в кален­дарь чемпионата России, - это было целое дело.

Говоря о сегодняшних гон­ках, вижу, что очень большая разница в мощности автомобилей, в их комплектации. Поэто­му нам сложно попадать даже в тройку лучших. Чтобы ездить быстрее, нужен более мощный двигатель, инжектор. И будем готовить молодых гонщиков. Раньше у нас в Слюдянке было 12 спортивных машин, очень много молодых ребят ходили в ДОСААФ, занимались полез­ным делом...

Что ж, гонки завершились, через год на «Перевале» будем ждать новых стартов 24-го чем­пионата Сибирского округа. Это не только престиж, это уже фирменный знак качества горо­да Слюдянки.

 

Подготовил Владимир Полторадядько. Фото автора

Газета "Слюдянка" №24(67) от 14 июня 2013 года