Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Женщины в тылу. Ольга Данилов­на Мещенкова

И нас не обошла война

По рассказам моей мамы, отец мой видел и даже подер­жал меня на руках в мой день рождения в больнице. Повестка у него из Райвоенкомата Оловяннинского района Читинской области была на руках и он уехал на фронт. Из этого же Райвоен­комата пришло извещение о ги­бели отца, Валентина Григорье­вича Гайдукова, в 1943 году. В 19 лет мама осталась с двумя ма­лолетними детьми, Людмила родилась 20.10.1940 г., я -15.10.1941 г. Правительство об­ратилось к народу: «Всё для фронта, жены замените му­жей». И мама, Ольга Данилов­на Мещенкова, заменила. Муж по профессии был шофер, и мама во время войны закончи­ла курсы шоферов. С 4 сентяб­ря 1944 года, когда мне шел все­го 3 годик, поступила вольнона­емной в воинскую часть рабо­тать на автомашине. Возила пол­ковника Плужникова - военно­го конного взвода, который эва­куировали во время войны с за­пада в наш Агинский овцесов­хоз. Лошадей выращивали всю войну, перегоняли на станцию Оловянная, грузили в поезда и отправляли в Москву, а там уже и на фронт. Стояла в нашем со­вхозе и летная часть, где мама до окончания курсов шоферов работала поваром в столовой.

Настал день Победы! Все се­ляне не шли, а просто бежали к павлению конторы совхоза, где слушали радио (большую тарел­ку), которое висело прямо на телеграфном столбе. Левитан сообщал о разгроме фашистс­ких войск нашими войсками.

Кто радовался, а кто плакал, все обнимались, целовались. Мама, обливаясь слезами, тоже бежала к правлению совхоза держа Людмилу за руку, ей уже шел 5 год, а меня несла на руках, мне шел 4-й. Ей все люди гово­рили: «Оля надо радоваться, а ты плачешь!» А она им в ответ: «Мой Валентин никогда уже не вернется!»

После войны военный конный завод эвакуировали на запад, от­куда он был и перевезен. Воинс­кая часть осталась, пригнали много японских военноплен­ных. Каждое утро их водили кон­воем на сельхозработы. Во вре­мя конвоя они иногда ловили змей, их у нас было достаточно, убивали - встряхивали резко, так что они в струнку вытягивались и больше не шевелились, и ели их на ходу. Мы - дети - жалели их. Крадучись, кусочки хлеба уносили и вечером перекидыва­ли им через колючую проволоку, где они располагались под откры­тым небом на всю ночь. Японцы, нам детям, улыбались, что-то бор­мотали и махали нам дружелюб­но руками. Через какое-то время их угнали из нашего совхоза. Пос­ле войны мама познакомилась с солдатом из воинской части, тоже шофером, Михаилом Буланцевым, вышла за него замуж, роди­ла сына. После чего мы перееха­ли в п. Кокуй Сретенского райо­на, где при тушении пожара железнодорожного состава поезда он погиб. Мама осталась с тремя детьми. Она поступила на работу на Военно-судостроительный за­вод. Возила директора завода по фамилии Гудим на немецкой тро­фейной автомашине «Эмка». Че­рез несколько лет машина вышла из строя, запчастей не было к ней. Маме выделили полуторку, на ко­торой она возила разные грузы, в том числе военные снаряды к пушкам, установленным с обеих сторон на корме военных кораб­лей. Новенькие построенные ко­рабли спускали по стапелям (рельсам) в реку Шилку - это был настоящий праздник, играл духо­вой оркестр, народ веселился. Ко­рабли уходили вниз по реке Шилке в реку Амур и дальше в Охотс­кое море - охранять восточные рубежи Родины. Затем пришли новенькие автомашины «ГАЗ-53», и маме вновь дали новую ав­томашину. Она радовалась, гово­рила: «Едешь в ней, а она гудит, как поет!» Всего мама шофером отработала 14 лет.

Подрастал сын. Троих детей одной тяжело было растить. Взя­ла на заводе ссуду. Отец мамы (мой дедушка) и её брат старший Геннадий построили на эту ссуду 5-стенный дом на две половины. В одной половине дома мы жили, в другой - её родители.

Поехала мама хлопотать доку­менты в совхоз, где работала в войну, для оформления пенсии сыну и встретила там Ивана Демидовича Ткачева, с которым во время войны закончила курсы шоферов. Он успел повоевать на фронте 2 года и по ранению ног был комиссован. После войны женился, а жена умерла оставив ему 2 девочек двойняшек. Вот Иван Демидович и сказал маме: «У тебя 3 детей, у меня 2 сирот. Давай, Оля, их вместе растить бу­дем!» И мама согласилась. Про­дала дом в п. Кокуй, внесла ссуду, и мы переехали снова в тот же со­вхоз, где были всю войну. Мама устроилась на «ГАЗ-53», возила молоко. Так и называли автома­шину - молоковозка. До станции Оловянная, т.е. государству сда­вали молоко из совхоза. Двойняш­ки пошли только в 1 класс, а когда закончили 7 классов, дальше не­где было учить­ся. Я уже работа­ла (несовершен­нолетняя) в со­вхозе: доила ко­ров, пасла верхом на лошади телят, стригла электри­ческими машин­ками овец,грузи­ла на току мешки с зерном. Сестра училась в Сре­тенском педучи­лище, брат закон­чил 7 классов. Из-за того, что негде было учить детей, переехала наша семья к дяде И.Д. Ткачева в посе­лок Култук Слюдянского района. Здесь дети нашли свой путь. Без родительской помощи, а нас было пятеро, всех обуть, одеть и про­кормить с профессией шофера не легко было, но все выучились.

Говорят, в семье не без урода, у нас уродов не было! Мы не по­нимали, что от трех отцов, все были родные и одинаково люби­мы, различий и разногласий меж­ду нами никогда не было. Все были дружными. Старшая сест­ра, Людмила Валентиновна Краузе после Сретенского педучили­ща закончила Иркутский Госуни­верситет, она по специальности историк-филолог, умерла в 1990 году. Я закончила Иркутский учет-но-кредитный техникум по специ­альности «инспектор по бюдже­ту и госдоходам - финансист». Брат закончил летное училище - капитан-интернационалист, со­вершил 360 боевых вылетов в Афганистан. Летал он и раньше, были у него награды, в том числе за отвагу. Сводная сестра Раиса Ивановна Ткачева живет в Крас­нодарском крае в г. Темрюк, ста­ла заслуженным врачом России, уже на пенсии. Закончила Иркут­ский мединститут на отлично, получила «красный» диплом. Ее сестра Нина Ивановна Ткачева за­кончила Иркутское педучилище, позднее медучилище и работает медсестрой в Иркутском военном госпитале.

Мы всегда гордились своими родственниками. Дед - красный партизан Данил Николаевич Мещенков, персональный пенсио­нер. Отлично играл на скрипке. Трое летчиков, которые охраняли границы нашей Родины до самой пенсии - это брат мамы, полков­ник Военно-морской авиации, который с отличием закончил Академию им. Жуковского в Москве, учился одновременно с Юрием Гагариным. Владимир Данилович Мещенков скончался 14 января 2013 года в возрасте 75 лет, его сын, подполковник Воен­но-морской авиации - Игорь Владимирович Мещенков и мой брат Олег Михайлович Буланцев - капитан авиации КГБ (ФСБ), скончался в 51 год. В его похоронах большую помощь оказали ФСБ, наш Райвоенко­мат и Слюдянская районная ад­министрация, за что мы им бла­годарны.

Мама очень любила петь, от­дельные слова из песни приве­ду : «Я всю тебя от края и до края сыновьим сердцем берегу». Сын-то всю жизнь охранял наши северные границы, то на Диксоне, то на острова Фран­ция Иосифа летал, да и всю гра­ницу вдоль и поперек облетел на вертолетах.

Все родственники любили вместе встречать наши советс­кие праздники, играли на раз­ных инструментах. На скрипке дед играл левой рукой, несколь­ко раз выступал в Чите по теле­видению, на мандалине сестра играла, на гитаре - мама, на пи­анино и баяне - сводная сестра, брат - на гармошке, мамин брат - на балалайке и баяне и т.д. Все хорошо пели и танцевали. И я тоже пела, исполняла песни Людмилы Зыкиной, а сестра мамы - песни Лидии Руслано­вой.

Иван Демидович Ткачев, уча­стник ВОВ, всю жизнь прора­ботал шофером в култукском райпо, был ветераном труда, его уважали не только на работе, а все култучане. Мама тоже вете­ран труда, ушла на пенсию из култукского «Автонештранса», где работала заведующей скла­дом запасных частей к автома­шинам. Оба имели медали «За Победу над Японией». Их все уважали в Култуке, но нет их уже с нами. И.Д. Ткачев умер в 1995 году, мама в 2003 году. Мы, дети, им благодарны. Несмотря на все военные перепетии, они вырастили нас честными, доб­рыми по отношению к себе и людям, грамотными, хотя вой­на им очень укоротила жизнь.

Мама с большим уважением относилась ко всем работникам Култукского «Автонешстранса», добрыми словами отзыва­лась о его руководителях П. Ситникове, Р.З. Луцике.

Вечная память моим родите­лям и отчиму тоже. Всю жизнь маме перевернула война. Ей пришлось пережить смерть трех мужей и двух детей.

Т.В. Андреева
Фото из семейного архива автора
Василий Забелло

Газета «Слюдянка» №19(62) от 8 мая 2013 года