Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Виртуальные симуляции и / или реалии материального мира. Диплом-2012

«Байкал. Графический комплекс идентификации места», автор Р. Золотой, руководители О. Железняк, Т. Смертина (фрагмент)

«Дизайн зимних рекреационно-досуговых пространств Иркутска», автор Д. Богдашина, руководители О. Железняк, М. Захарчук, А. Ладейщиков (фрагмент)

«Фирменный стиль фестиваля "Иркутск – столица российского дизайна – 2013"», автор М.А. Шурыгина, руководители О. Железняк, В. В. Дейкун (фрагмент)

«Байкальский тракт – информационно-коммуникативная система», автор В. Мезенцев, руководители О. Железняк, С. Мурашова, В. Дейкун (фрагмент)

«Возникнув как эмпирическое обобщение, дихотомия «реальное/виртуальное» становится парадигмой для построения моделей общественных изменений.«Виртуальность», «виртуализация» обретают все более широкое распространение, употребляясь в самых раз­нообразных контекстах, отнюдь не всегда напрямую связанных с цифровыми технологиями и компьютери­зацией, становясь, почти повседневным, общеупотре­бительным понятием, обозначающим различные явле­ния. Появляются такие словосочетания, как «виртуаль­ная экономика», «виртуальные образы», «виртуальные сообщества», «виртуальный магазин», «виртуальные развлечения», «виртуальные преступления и отпуще­ния грехов», «виртуальная епархия» и пр.

При этом не только указанные явления, но и совре­менная цивилизация в целом обнаруживают несомнен­ное «сходство логики человеческой деятельности с логикой виртуальной реальности. Сущностный прин­цип этой логики - замещение реальных вещей и поступков образами - симуляциями»2, что ведет к рас­ширяющейся системе контактов человека с образами-симуляциями, заменяющими контакты с реальными людьми и вещами, к оперированию образами вместо продуктов и конкретных личностей. Симуляции (и не только виртуальные) начинают чаще становиться това­ром, объектом купли-продажи, а, нередко, и производ­ства. Образы-бренды, их реклама и презентация, а не реальные объекты начинают играть ведущую роль, замещая симуляциями традиционно-принятые практи­ки взаимодействия.

Игровые интонации, игровые среды, присущие постмодернистской идеологии, находят благодатную почву для развития в ситуации виртуальной экспансии и в создаваемых виртуальных мирах. Особое место в формировании игровой среды и распространении принципов симулятивного замещения занимает интер­нет, который позволяет каждому игроку, с одной сто­роны, проектировать свой имидж, реализуя собствен­ные желания и имитируя всевозможные жизненные ситуации в разных игровых формах; с другой - быть анонимным при общении с виртуальными партнерами-образами. Образы-симуляции и создаваемые ими миры (имитации), бесконечное множество виртуальных игр превращают интернет в среду порождения и существо­вания бесконечных «зеркальных»/«параллельных» миров (А. Бюль)3 со своими альтернативными сообще­ствами, со своими адептами и бродягами-«киберпанками», которые не мыслят себя вне постоянного погру­жения в эти миры-симуляции.

Художники-проектировщики (архитекторы, дизай­неры, художники прикладных и монументальных искусств и пр.) в своей профессиональной деятельно­сти изначально находятся в пространстве взаимодей­ствия идеального (виртуального) и реального миров, выступая своеобразными «материализаторами» вирту­альных образов и трансляторами идеального в реалии материальной, вещественной жизни. В ситуации «вир­туализации общества», которая может служить свое­образной метафорой «развеществления общества», значительная часть «жизни» произведений, созданных художниками-проектировщиками, переводится в вир­туальный формат, начиная с процесса создания объ­екта при помощи компьютерных технологий и заканчи­вая рекламной кампанией и процедурой формирова­ния бренда, существующего виртуально в качестве образа-симуляции. По сути своей, совершается «вир­туализация творчества». Сюда же можно отнести и процесс подготовки специалистов.

Проблема «виртуализации» образовательного и творческого процессов становится одной из ключевых проблем, требующих обсуждения, так как все чаще появляются предложения и «искусы» заменить нату­ральную (материальную) модель - виртуальной, твер­дый носитель электронной версией, в которых компью­терная модель-симуляция-знак, как правило, превра­щается в самостоятельный, почти независимый объект, обладающий собственной ценностью и практически утерявший связь с реальным объектом проектирования - референтом. Происходит то, что Бодрийяр4 называет «утратой реальности», подразумевая под этим утрату различения между знаком-образом и референтом-реальностью, что в целом подталкивает нас к очеред­ной подмене, замещению «классической» профессио­нальной подготовки (несомненно, с учетом современ­ных тенденций) ее виртуальной симуляцией, подготов­кой специалистов-«виртуальщиков».

Большие возможности, которые предоставляют современные технологии процессам виртуального моделирования предметно-пространственной среды, «параллельных» виртуальных миров и сообществ делают компьютерное проектирование, электронные формы представления информации, анимационные ролики и пр. неотъемлемой частью учебного процесса и составной частью формирования художественно-проектного мышления. Объемно-пространственное моделирование с использованием графических паке­тов компьютерных программ создает вполне реали­стичные изображения проектируемых объектов. Виртуальные модели / иллюзии обретают большую натуралистичность, включая фактурно-материальные эффекты, вариации освещенности, иллюзии движения в пространстве, трансформации во времени и пр., рас­ширяя потенциальный диапазон «виртуализации твор­чества». Но превращаясь в специфический виртуаль­ный «проект», не только само произведение, но и про­цесс его создания, во многих случаях «обзаводятся» одной характерной особенностью: сформированный при этом образ начинает превалировать над референ­том-реальностью - собственно процессом реализации и реальным объектом-продуктом. Очень показатель­ным примером служит приводимый Д. В. Ивановым в своих исследованиях «комплекс PR-акций, в котором утрачиваются различия между рекламой и художе­ственными практиками в традиционном их понимании. Рекламные TV-ролики, клипы, составленные из фраг­ментов рабочего материала, репортажи в СМИ о про­екте, интервью с авторами, презентации и продажи сопутствующих товаров - сувениров, значков, футбо­лок с символикой проекта занимают больше времени и отнимают больше сил, чем само экспонирование: спек­такль, выставка, кинопремьера и т. п.»5.

Говоря о существовании профессиональной деятельности и подготовки специалистов в пространстве дихотомии «реальное/виртуальное» как о новой реальности «бытия» профессии, следует отметить новые проблемы, которые порождают погружение в иллюзии виртуальных миров и тотальная виртуализа­ция профессии. Основная проблема, возникающая при «утрате реальности», связана, на наш взгляд, с утратой реальных физических ощущений формопространства, профессионального осознания значимости тактильных ощущений, чувства реального масштаба и материала и пр., в то время как традиционно художественно-про­ектная деятельность всегда была ориентирована на тонкое чувство особенностей организации предметно-пространственной среды. Разрушение «культуры так­тильных ощущений», в реальной практике нередко выражается в отсутствии «игры фактурных сюжетов» на фасадах зданий и сооружений, когда, например, отделка ограничивается использованием квадратов/ прямоугольников композитных панелей почти одина­ковой фактуры в более или менее корректном сочета­нии со стеклом, что очень похоже на компьютерные визуализации этих и аналогичных проектов. В масшта­бах города это приводит к превращению архитектуры в подобие стандартных «упаковочных коробок» и разру­шает материальную индивидуальность среды. Или, например, совершенно удручающе (если не сказать ошеломляюще агрессивно и неуместно) выглядят отде­ланные сайдингом здания и сооружения в центральной части исторических городов России. Особенно усили­вается это недоумение от ощущения негармоничности проектного решения, их несоответствия историческому образу города при невольном сопоставлении с богатой пластикой фасадов деревянной архитектуры или с материальностью каменной архитектуры.

В сфере рекламной деятельности и графического дизайна несоответствие между виртуальными симуля­циями и реальностью / реальными носителями про­являются, прежде всего, в цветовых различиях и несо­вместимости масштабов, недостаточном учете фактора тиражируемости, повторяемости воздействия. Замена «материальной», печатной полиграфической продукции (в частности книг) их виртуальными версиями во многом разрушают собственно профессиональную культуру создания книги и обычаи ее использования.

Желание увидеть материальный продукт наряду с виртуальным образом на этапе проектирования приво­дит к тому, что в профессиональной сфере многие про­ектные фирмы, особенно зарубежные, сопровождают свои разработки масштабными моделями-макетами, которые выполняются в специальных мастерских и представляются заказчику. Обращение к материалу создает ощущение реальности хотя бы в таком макет-но-модельном виде, т.к. в микро-масштабе образ обре­тает материальную форму. Материализация виртуаль­ных образов-симуляций в области графического дизайна и рекламы на стадии выполнения проекта нередко осуществляется в виде предпечатной подго­товки и пробной распечатки контрольного экземпляра. (К сожалению, такую предварительную «распечатку» при создании объемно-пространственных объектов сделать значительно сложнее, разве что, используя 3D-принтер, который, пока еще не достаточно популярен.)

Принимая «виртуализацию» как неизменную пара­дигму современной культуры, кафедра дизайна НИ ИрГТУ6 в процессе обучения и в ходе дипломного про­ектирования стремится не только использовать весь арсенал профессиональных возможностей создания виртуальных миров и современные цифровые техноло­гии, но и учесть вторую составляющую дихотомии «виртуальность/ реальность» - реалии материального мира, особенности его формирования.

Одним из ключевых моментов в этом плане стано­вится обращение к реалиям места, попытке проявить своеобразие материального мира региона профессио­нальными художественно-проектными средствами. Важным инструментом позиционирования территории и / или корпорации среди других регионов и фирм является имидж, сознательно формируемый специали­стами и закрепленный в виде бренда. Рамочным кон­текстом для этого выступают системы идентификации в пространстве глобального мира и транснациональных культур. Концепции глобализации7, в основе кото­рых лежит дихотомия локальное - глобальное, задают новые представления о целом как особой логике глобализационных процессов, что также существенно для процессов формирования специалистов.

Кроме того, немаловажной частью дипломной рабо­ты становится выполнение макета или модели фраг­мента диплома, либо исполнение его в материале. С этой целью в процессе подготовки предусматриваются циклы спецкурсов, которые позволяют научить студен­тов выбирать наиболее творческие решения для созда­ния образа и его воплощения в соответствующем мате­риале. Сбалансированное сочетание дисциплин, посвя­щенных работе в различных техниках и материалах, с курсами компьютерного проектирования и компьютер­ных технологий, нахождение «материальной привязки» в пространстве виртуальных иллюзий / моделей стано­вится актуальной задачей подготовки специалистов на кафедре дизайна НИ ИрГТУ.

При выполнении дипломных работ сочетание вирту­ального моделирования с «работой в материале» про­является в компьютерном проектировании средовых объектов, графической продукции, коллекций одежды, комплексов ДПИ, создании анимационных роликов, которые сопровождаются выполнением в материале элемента оборудования либо макета, пакета рекламно-информационной и сувенирной продукции, моделей одежды, натурное изготовление объектов прикладного искусства.

Как часть такого осознания реальности, специфики «места» кафедрой дизайна разрабатывается проект «Провинциальный дизайн», в котором объект исследо­вания трактуется в качестве составляющей художе­ственно-проектной культуры региона, способа созда­ния художественно-привлекательной среды города, системы жизнедеятельности и жизнеобеспечения города, средства повышения качества жизни и особой формы идентификации и индивидуализации. Идентификация при этом определяется «как совокуп­ность различных качеств и характеристик, способных выделить территорию среди множества других и облегчить процесс ее распознавания, сделать ее уни­кальной... Понятие «идентификация города» связано с выделением особенных черт и различий, присущих данной территории»8. И роль проектировщика (архи­тектора, дизайнера, художника-прикладника и др.) заключается в умении «наделить» среду этими специ­фическими чертами, превратив территорию в «место» собирания образов и формирования идентичностей. Одна из основных задач задуманного проекта форму­лируется как намерение выявить грани идентичности «места», для чего необходимо соединить историю и современность «места», традицию и новые технологии, постигнув особую специфику того и другого, изучить и различить локальное и транснациональное и превра­тить особенности «местного» дизайна в актуальный бренд. Кроме того, предполагается выявить отличи­тельные черты самого понятия «провинциальный дизайн» и показать это на примере Иркутска и региона в целом.

Фрагментом этого исследования является диплом­ная работа «Провинциальный дизайн: экологический тренд»9. Обращение к экологической составляющей провинциального дизайна как форме проявления исключительности «места» предопределено не только актуальностью темы для художественно-проектной культуры Сибирского региона, но и современными тен­денциями в обществе с характерным стремлением к культурной самоидентификации и встроенности в гло­бальные процессы развития. И это только первый шаг по пути постановки и решения проблемы.

Набирающая силу трансформация Иркутска в тури­стический центр, приводит к тому, что Байкал, Листвянка и КБЖД испытывают все большие нагрузки от функционирования их в качестве рекреационно-досуговой зоны. Поэтому общая идеология проекта, формулирующего концепцию экологически ориентиро­ванного дизайна, состоит в осмыслении культурного ландшафта, предназначенного для рекреации и туриз­ма на Байкале, организованного таким образом, чтобы сохранить природные достоинства естественных байкальских ландшафтов, сделать их устойчивыми к рек­реационным нагрузкам и приспособить территорию к использованию в целях отдыха и экологического вос­питания населения.

В качестве объекта исследования выбрана зона Листвянки и КБЖД, по результатам изучения которых сформированы проектные концепции и предложения по созданию имиджевой продукции. Проектная кон­цепция выстроена на интерпретациях ключевых сюже­тов, так или иначе связанных с образами экологии и специфики места, которые сами по себе составляют оригинальные авторские находки. Креативность и детальность проектных предложений (макет иллюстри­рованного издания с детальной проработкой разделов, комплекты рекламно-информационной и сувенирной продукции, фрагменты оборудования среды и пр.) заслуживают особого внимания. При этом несомнен­ный интерес вызывают сочетание различных приемов макетирования, фотографики и типографики, исполь­зование реальных объектов в неожиданных контекстах.

Для выполнения работы дипломницей проведен обстоятельный предпроектный анализ и собран обширный материал о тенденциях развития экологиче­ского дизайна в России и за рубежом, о природных ресурсах территории, специфике жизни администра­тивно-территориальных единиц Иркутской области, об истории поселка Листвянка и современной роли «места» в контексте становления региона в качестве туристической территории, о Кругобайкальской желез­ной дороге как «золотой пряжке», соединяющей раз­ные традиции и регионы.

На основе проведенного исследования формули­руются проектные предложения, суть которых отраже­на в трех базовых сюжетах. Первый раздел (сюжет) «отдан» местным ресурсам как основе для понимания специфики региона и базе для формирования «природосообразного» сознания проектировщиков. Результатом, проектным продуктом и внедрением тео­ретических исследований стала книга-справочник, прообразом для названия которой послужила забавнаяминиатюрная «живность» землеройка. Макет книги имеет индивидуальную авторскую конструкцию. Параметры справочника соответствуют размерам 13,5 х 29 см, при этом страницы с разделами о подземных богатствах увеличены на 1 см по высоте, что осуществ­ляет функцию навигации, разбивая книгу-справочник на блоки; нумерация страниц отсутствует, а ее роль выполняют порядковые номера, присвоенные районам, входящим в Иркутскую область. Обложка раскладная, в качестве переплета используется сшивка пружинкой из сухой травы.

Вторая концепция посвящена раскрытию возможно­стей «эко-тренда» в системе туристического бизнеса и дизайна среды в туристической зоне. Объектом иссле­дования и проектирования выбрана Листвянка. Автор рассматривает разные аспекты существования Листвянки в качестве рекреационно-досуговой зоны и предлагает профессиональные средства для решения: от реалий материальных ценностей места и способов оформления среды с учетом особенностей ее жизни к системе виртуальных образов-брендов в виде реклам­ных продуктов. Для темы питания разрабатывается экологичный многофункциональный столовый прибор, набор сувенирного чая из местных растений в авто­рской упаковке и др. Навигационная система включает комплекс пиктограмм «Орнаменталика», символизи­рующих культуру, стереотипы и особенности места; а также - спроектированные автором разнообразные вертушки, которые оказываются вполне уместными для территории, где постоянно дуют ветра. Тема одежды сопровождается созданием простой и экологичной обуви для передвижения по каменистому берегу и полифункциональной майки-сумки. В состав набора сувенирной продукции входит лампа «Крыжовник», представляющая собой своеобразный «шар природы», напоминающий крыжовник - сибирский мини-арбуз. Корпус для пишущих средств «ЭКОРПУС» выполнен из натуральной ветки, внутри которой вставлен стержень (грифель, уголь и другие материалы для графики). Еще один компонент пакета сувенирной продукции пред­ставляет собой биокалендарь «ИРКОБЛИК», который состоит из природных миров (флора и фауна Иркутской области): мир рыб, мир птиц, мир расти­тельности (ягода, лесные насаждения, грибы) и мир животных. Календарь печатается на холсте с крепле­нием на веревке, порезан на ленты по месяцам, с обратной стороны пронумерованный список названий.

Последняя третья концепция обращена к экологиче­ским тенденциям в дизайне рекламно-информацион­ной и сувенирной продукции для Кругобайкальской железной дороги. Результатом работы явилась самая подробная карта, которая охватывает все составляю­щие этого уникального «музея под открытым небом» (археологию, реки, распадки, мысы, бухты, населенные пункты, архитектурные сооружения, места для стоянок и отдыха и пр.). Карта представлена в компактном карманном варианте («раскладушка» двухсторонняя), а также автором предлагается «Кругобайкальский шарф» по типу инфографики, распечатанный на нату­ральном шелке.

Проектная часть диплома демонстрируется на 6 планшетах (6 кв. м), образцы натурные включают ком­плект полиграфической и сувенирной продукции; все это сопровождается пояснительной запиской со всеми необходимыми разделами и рефератом по теме дипло­ма. В целом работа представляет собой готовый к при­менению, конкурентоспособный продукт, в котором автор удачно сочетает профессиональное владение современными цифровыми технологиями и навыками виртуального моделирования со знанием экологичных материалов и технологий и высоким уровнем техниче­ского исполнения в материале.

Тема экодизайна как специфики проживания терри­тории находит своеобразную поддержку в разработке коллекции одежды для активного отдыха «Сорок семь». 10

Осознание гармонии окружающего мира, ощущение и сохранение потоков энергии - такова суть природо-сообразного существования человека, обеспечение которого является целью деятельности профессиона­лов, занятых формированием жизненной среды. При этом в задачу дизайнера костюма входит создание своеобразного «кокона», сохраняющего внутренний мир человека и одновременно служащего средством контакта с окружающим внешним миром. Именно такую роль играет традиционная одежда, как правило, выполняемая из натуральных материалов, авторская интерпретация которой и положена в основу диплом­ной коллекции. В частности, прообразом послужила модель зипуна, неизменной сибирской одежды с длин­ными рукавами и небольшим стоячим воротником, украшенной тесьмой (у сшива клиньев) либо кожей (иногда кумачом) по рукавам и вороту. Дипломница создает современную коллекцию верхней одежды, сохраняя достоинства и преимущества традиционной одежды, в том числе использование натуральных мате­риалов и технологию изготовления, когда швы выпол­няются встык вручную для «правильного движения жизненной силы вокруг тела человека»; женская модель традиционно одета в юбку, которая помогает накапливать энергию стихий. Базовый цвет коллекции - нейтральный серый, характеризующий состояние равновесия. Мужские модели включают в себя декори­рованные куртки - «зипуны» из шерстяного нетканого полотна (с рукавом небольшого объема, прогнутым в локте, с объемными воротниками различной формы) и стеганые брюки изо льна с хлопчатобумажными встав­ками; женская модель состоит из куртки - «зипуна» с капюшоном и стеганой юбки, выполненных из шерстя­ного нетканого полотна. В целом весь модельный ряд выдержан в тенденциях «эко-моды» и показывает при­стальное внимание и ценностное отношение автора к культурным традициям «места».

К продолжению сюжета идентификации территории как формы профессионального постижения реалий места и особенностей Сибирского региона, в частно­сти, можно отнести размышления о Байкале как о системе образов-симуляций и реальном объекте; опыты формирования брендов Байкала, различные интерпретации имиджа и отдельных его составляю­щих.

Обсуждая Байкал как территорию, требующую спе­циального внимания, наряду с экологическими пробле­мами, вероятно, следует говорить также о культурной многослойности и субкультурной множественности, которые порождают разные «чувствования» террито­рий и формы отражения этих «переживаний». При этом важно учитывать существование различий «между местным и глобальным восприятием, а также изменения взаимосвязей между подлинным или дей­ствительным опытом и восприятием, опосредованным средствами массовой информации»11. Соответственно этому проектируемые образы должны отражать «эйдос» места, строиться на реальных исследованиях специфики территории и на основе мифологических представлений, априори включая в себя постулаты экологической сообразности, идентичности и уникаль­ности, и одновременно оперировать транскультурными стереотипами, быть максимально адекватными обще­принятым имиджам.

Попыткам создать такой имидж посвящена одна из дипломных работ - «Байкал. Графический комплекс идентификации места»12. Актуальность темы предопре­делена значимостью самого объекта проектирования и общим интересом к продвижению бренда Байкала, который вызывает необходимость создания имидже­вой продукции с хорошо смоделированным образом территории. Ключевым моментом авторской концеп­ции является блок из четырех книг, своеобразных «книг мудрости», сокровенных тайн Байкала об уни­кальной живой воде и чаше Байкала, традиционной и современной жизни территории и пр. Четыре книги, предложенные автором, служат специфической фор­мой передачи образов идентичности места, рассказа об его специфике, воспитания чувства места и пр. Они задуманы как информационный и художественный продукт, включающий широкий диапазон знаний и образов Байкала, которые, собранные воедино, соз­дают целостную концепцию идентификации места. Дизайн разворотов книги, выполненный в элегантной манере и предлагаемая структура издания дают общее представление о графическом продукте. Печатная продукция сопровождается электронной версией книг, что не только делает эту имиджевую продукцию соответ­ствующей современным технологиям, но и значительно увеличивает степень доступности книг и широту рас­пространения.

Наряду с этим автор разрабатывает традиционный пакет рекламно-информационной и сувенирной про­дукции, включающей элементы фирменного блока, рекламные плакаты, растяжки, календари, уникальные сувенирные разработки и классические образцы. Особый интерес представляют наборы с байкальской водой, туристические комплекты и пр.

Еще одним объектом, существенным для осознания специфики территории, является Байкальский тракт, который уже сегодня служит важной коммуникацион­ной связью в инфраструктуре региона, обеспечиваю­щей повседневную жизнедеятельность территории и развитие туристического бизнеса. И значимость его возрастает, обретая функции культурного и рекреационно-досугового объекта, а не только простой магистрали, связывающей ключевые пункты трассы. Сложившаяся в настоящее время информационная структура представляет собой невыразительный набор знаков, указателей, дорожных аксессуаров, остановок общественного транспорта и мест отдыха, требующих реорганизации.

Сложность проектной задачи заключается в сложно­сти самого объекта проектирования, так как процесс его создания представляет собой целый комплекс про­блем от учета градостроительных решений до форми­рования полиграфической и сувенирной продукции. Представление Байкальского тракта в виде цельной информационно-коммуникативной системы интересно само по себе и может служить основой для формули­рования проектной концепции. Поэтому целью дип­ломной работы «Байкальский тракт- информационно-коммуникативная система»13 является объединение разрозненных объектов в единый сюжет. Предложенный автором образ рыбы, «хребтом» кото­рой становится тракт с «ребрами» нанизанных на него объектов культуры и естественной природы, пунктов обслуживания, досуга и пр., и палитра синих цветов составляют основу проектного решения.

Для реализации своего замысла дипломник разра­батывает конструктор из элементов-знаков, позволяю­щих создавать различные модули и комплекты, соот­ветствующие конкретной ситуации каждого места. Разнообразие компонентного набора дает возмож­ность формировать необходимый предметно-простран­ственный комплекс, позволяющий осуществлять информационно-коммуникативную и рекреационно-досуговую функции. Предлагаемый конструктор объ­единяет Байкальский тракт в единую систему, описы­вающую достопримечательности места, его уникальные особенности. Так каждый указатель населенного пунк­та представляет собой арт-объект в виде изображения животных, например, знак Большая Речка имеет фигур­ку зверька в виде норки, учитывая наличие в селе зве­рофермы, поселок Никола - рыбу, поселок Листвянка - Нерпу и т. д.

Комплект объемно-пространственного конструктора сопровождается пакетом полиграфической продукции с информацией о привлекательности Байкальского тракта для жителей региона и туристов, о системах функционирования территории и пр. Интерес пред­ставляет образ рыбы, положенный в основу карты-схемы по всему тракту. Кроме того дипломником раз­работана серия индивидуальных информационных буклетов, сопровожденных авторскими натурными обследованиями и фотофиксациями.

Своеобразное развитие тема идентификации Байкальского тракта находит в концепции организа­ции улицы Байкальская как рекреационно-досуговой зоны для зимнего отдыха.

В дипломной работе, посвященной этой теме14, автор обращается к нестандартному использованию тради­ционного материала в формировании городской среды и авторской интерпретации обычаев проведения зим­них игр и праздников, созданию «зимней мебели» и оборудования для города. Значительный объем информации, собранный в ходе изучения отечественного и зарубежного опыта, функциональный и структурно-композиционный анализ территории позволяют дип­ломнице задать структуру праздничного оформления отдельных фрагментов улицы как целостной системы. В процессе реализации концепции, автором отработа­на серия предложений для оформления фрагментов городского пространства, представляющих собой достаточно универсальный комплект, который дает возможность получить максимально разнообразное оформление среды и ее полифункциональное исполь­зование в течение всего зимнего периода.

«Улица праздника» начинается с детской площадки у Театра кукол «Аистенок» с целой серией игрового оборудования из снега и льда, тоннелей и лабиринтов, а затем отдельными знаками-символами года направ­ляет горожан вдоль улицы Байкальской к следующим развлекательным зонам, одна из которых размещена на бульваре Постышева. От остановки вниз на основ­ную ось праздничного пространства последовательно нанизываются арочная конструкция, ледяной городок с катальными горками и лабиринтами и анфилада све­тящихся ледяных блоков. Тема Обледенения, развива­ется в пространстве «зимнего пляжа», расположенного на территории залива у микрорайона Солнечный. Естественный лед используется для организации кат­ков и создания оборудования игрового пространства; композиционным центром служит елка с системой вре­менных сооружений для обеспечения обслуживания этой рекреации; все украшено ледовыми скульптурами и неизбежным символом 2013 года - гигантской (ледяной) змеей; вход со стороны плотины зрительно соединяет площадку с транспортным кольцом, в центре которого также предусмотрено новогоднее оформле­ние. Кроме того, заложенные в проекте решения поз­воляют проводить различные пиротехнические шоу, акции, хеппенинги и пр. Учитывая короткий световой день в зимнее время, автор предусматривает варианты цветосветового дизайна для вечернего / ночного состояния улицы. Все это в целом создает яркий, пози­тивный образ, столь необходимый для праздничного города и создания запоминающегося имиджа, для пре­зентации которого автор выполняет виртуальную симуляцию - проект и фрагмент этого проекта в маке­те с разработкой варианта вечернего освещения.

Брендированию территорий, созданию имиджа города, корпораций и фирм отводится все больше места в жизни современного общества и в деятельно­сти профессиональных проектировщиков, т.к. на рынке товаров и услуг, по мнению Д. В. Иванова, теперь обращаются даже не ожидания, как ранее пред­полагал Кейнс15, а имиджи.

Частью объемного цикла разработок, посвященных формированию корпоративных имиджей и фирменных стилей, которыми занимается кафедра в рамках курсо­вого и дипломного проектирования, является работа Шурыгиной Марины «Фирменный стиль фестиваля «Иркутск - столица российского дизайна - 2013»»16.

Основная проблема, возникающая при проектирова­нии таких нетривиальных объектов, как стиль ежегод­ного Российского фестиваля дизайна, заключается в необходимости смоделировать образ универсальный, транскультурный, адекватный общим стереотипам, с одной стороны, и в то же время отражающий специфи­ку, идею конкретного фестиваля - с другой. В поисках решения этой дилеммы автором были предложены раз­нообразные варианты и концепции образа. Главный акцент в работе сделан на создании фирменного сопровождающего персонажа, последней версией которого стала неваляшка-снеговик. Такой имиджевый образ не случаен, так как «неваляшка» может тракто­ваться как идеальный дизайн-объект и одновременно традиционная игрушка. Этот выбор может быть пред­метом дискуссии, но персонаж и различные его пере­воплощения в авторской интерпретации выглядят вполне убедительно, выполняются дипломницей на хорошем профессиональном уровне, имеют широкий диапазон использования, как в рекламно-информа­ционной продукции и при создании сувениров, так и в качестве объектов городской среды. Все разработан­ные компоненты фирменного стиля выполнены в мате­риале в натуральную величину либо в макете.

К теме проявления идентичности места, поиску спо­собов и средств закрепления символов «места» обра­щена дипломная работа «Комплект памятных медалей, посвященных городу Иркутску»17. Коллекция состоит из пяти медалей, на аверсе которых изображены архи­тектурные памятники Иркутска (Драматический театр имени Н. Охлопкова, бывшее отделение Русско-Азиатского банка, Казанский кафедральный собор, Амурские ворота, Московские ворота), реверс медалей украшен гербом Иркутской губернии. Медаль как осо­бый знак события, места и материализованный образ может служить элегантным сувениром и исключитель­ным средством формирования имиджа территории и его продвижения.

Разработка и использование корпоративной айдентики, будучи неотъемлемым атрибутом стратегии раз­вития муниципальных и коммерческих компаний, фирм и учреждений, вольно или невольно превращается в очень важный инструмент, основу формирования виртуальных симуляций. Это обусловлено тем, что имидж предприятия /организации, включающий продуманную систему брендирования, во многом определяет репута­цию, успех и продвижение на рынке предлагаемых услуг и товаров, так как в соответствии с концепцией симулятивного замещения «образ фирмы не только является фактором стоимости ее продукции, этот образ обладает собственной и даже самодовлеющей стоимостью. В качестве специфического товара он выбрасывается на... рынок»18.

В рамках дипломного проектирования на кафедре дизайна, как правило, разрабатываются фирменные стили и бренды для муниципальных предприятий и организаций или коммерческих фирм города и обла­сти, в частности, в этом году такими заказчиками стали Комитет по социальной политике и культуре админист­рации г. Иркутска, рекламно-издательский центр «Автострада», лечебно-консультационный центр «Формула здоровья», ИП Анурьев Д.А., производствен­но-коммерческий центр «Самарка», ООО «Усть-Илимскхлеб», ООО «Дом моды», ОАО «Комекс», МОУ СОШ № 12 г. Иркутска, «Аэронавигация Восточной Сибири», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и др.

В качестве примера можно обратиться к диплому Я. А. Безбородовой,19 целью которого является создание запоминаемого имиджа лечебно-консультационного центра «Формула здоровья», отражающего характер и специфику деятельности медицинского учреждения, с одной стороны, привлекательного для потребителей и конкурентоспособного на рынке медицинских услуг -с другой. Потребность создания фирменного стиля с полным комплектом рекламно-имиджевой и сувенир­ной продукции вызвана тем, что лечебно-консульта­ционный центр постоянно развивается, расширяя сферу своей деятельности. Это требует от фирмы повышения конкурентоспособности, а наличие каче­ственно проработанного и грамотно продвигаемого на рынок бренда (даже если это только виртуальный, но искусно смоделированный образ) служит свидетель­ством достаточной надежности и стабильности фирмы и вызывает доверие к такой клинике. Основная идеология авторской концепции фирмен­ного стиля может быть выражена словами: «Здоровым быть здорово и модно». Поэтому предлагаемый лого­тип представляет собой стилизованного спортсмена, демонстрирующего свою стать и здоровье, очертания фигуры которого напоминают букву «Ф» - начальную букву названия центра. В качестве фирменных цветов выбраны оттенки зеленого, с красным акцентом в виде буквы «з». На основе фирменного знака разработан фирменный блок и создан полный пакет рекламно-имиджевых носителей. Обращает на себя особое вни­мание нестандартное решение календарей, в основу которого положено потребительское, бытовое описа­ние боли, выражаемое словами «защемило», «давит», «хрустит» и др. Для каждого типа боли, в соответствии с ее «характером» придуманы образы, зафиксирован­ные соответствующими объектами, что в целом создает своеобразную игровую ситуацию, формируя вполне позитивный имидж. Представляет интерес и неожи­данное использование довольно стереотипного эле­мента - пазла - в рекламно-информационных продук­тах, которые созданы для рекламного сопровождения процессов становления такого направления деятель­ности центра, как мануальная терапия. Проектируемая автором концепция также находит свое развитие в дизайне интерьерного пространства и проморолике. Для работы с фирменным стилем и продвижения брен­да Центра на рынок медицинских услуг автором предлагается руководство по фирменному стилю.

Аналогичный пакет проектной документации и ком­плект продукции с промороликом для создания графи­ческого и рекламного образа фирмы «КОМЭКС» разра­ботан в рамках диплома Алексея Котомцева20. Обе работы выполнены по реальному заказу, что вызвало необходимость освоения практических навыков рабо­ты с заказчиком, умения сочетать индивидуальные запросы заказчика с авторским видением.

Еще один цикл работ посвящен довольно актуальной на сегодня теме, связанной с развитием системы тех­нопарков и повлекшей за собой необходимость созда­ния брендов этих структур, строительство новых зда­ний и сооружений либо реконструкцию действующих.

Речь идет прежде всего о Технопарке НИ ИрГТУ. Для наиболее полноценного использования научно-техни­ческого потенциала ИрГТУ и формирования иннова­ционной предпринимательской среды в рамках дип­ломного проектирования на кафедре дизайна создают­ся основные компоненты корпоративного бренда: кон­цепция фирменного стиля Технопарка ИРГТУ21, проекты интерьеров и благоустройства Технопарка № 2 ИрГТУ22.

Фирменный стиль Технопарка ИрГТУ, как базовая составляющая виртуального образа, нацелен на фор­мирование узнаваемого и конкурентоспособного стиля, содействующего успешной работе, привлечению инвесторов и заказчиков. Основная проблема, с кото-рой столкнулась дипломница, состоит в том, что в рам­ках единой структуры Технопарка сконцентрированы различные научные направления. В связи с этим при­шлось погрузиться в специфику деятельности Технопарка и его подразделений, на основе анализа которых сформулирована единая концепция, представ­ляющая собой детально продуманную стратегию.

Сквозная идея использования полупрозрачных, объ­емно-пространственных конструкций (так что прочи­тываются все структуры и механизмы) позволяет объ­единить единым образным решением такие проекты как машиностроение, авиастроение, строительство, транспорт, энергетику, нанотехнологии, медицину и программирование. Результатом работы стали элегант­ные фирменные блоки для каждого подразделения, которые позволяют сформировать и поддерживать четко идентифицируемый целостный имидж. Автор разрабатывает пакет материалов, необходимых для продвижения бренда Технопарка ИрГТУ, предлагая, наряду с традиционной рекламно-информационной и сувенирной продукцией, систему выставочного обору­дования и научно-популярный журнал «Технопарк» о высоких технологиях, ориентированный на специали­стов, студентов, работников технопарка и др. Журнал проектируется как ежемесячное периодическое изда­ние, в котором рассказывается о последних новостях техники (гаджетах, комьютерах, электронных изобре­тениях и пр.), об открытиях, изменивших мир, и разра­ботках НИ ИрГТУ. Кроме того, в дипломе моделируется система навигации по зданию Технопарка, которая свидетельствует о хорошем сервисе и заботливом отношении к сотрудникам и гостям «парка». Основным элементом навигационной системы служит цвет, выполняющий дифференцирующую и ориентирующую функцию, в том числе в виде «цветных линий-указате­лей».

Для грамотного использования фирменного стиля и презентации бренда Технопарка ИрГТУ на рынке инно­вационных исследований дипломница разрабатывает руководство по фирменному стилю, в котором учиты­ваются как виртуальные формы распространения информации, так и твердые носители имиджевых характеристик.

Следующим моментом создания корпоративного стиля Технопарка ИрРГТУ является формирование его «материальной составляющей» - интерьеров и благо­устройства нового здания Технопарка-2.

Учитывая, что интерьер предприятия / фирмы игра­ет немаловажную роль в наполнении «реальным» содержанием рекламных образов и брендов, служит своеобразным «лицом» компании, проектирование имиджевого, представительского интерьера стало центральной задачей дипломного проекта Ю. А. Киргизовой23.

В поисках решения автор обращается к использова­нию довольно нестандартных и запоминающихся обра­зов, что прежде всего проявляется в создании «пре­зентационных» интерьеров второго этажа: выставоч­ных залов и помещений для проведения банкетов. Для воплощения своих замыслов дипломница использует приемы графического оформления стен, стильное цве­товое решение оборудования и деталей интерьера, сложно организованную систему обеспечения осве­щенности помещений. При этом несомненный интерес вызывают созданные автором арт-объекты, использо­вание реальных объектов в неожиданных контекстах и сочетания различных приемов графики.

Помимо того, что диплом по своему содержанию нацелен на проявление специфики конкретного «места»/ объекта, он также демонстрирует удачное сочетание использования виртуальных образов-симу­ляций с погружением в предметную реальность мате­риального мира: весь проект представлен 8 планшета­ми компьютерной графики, действующей моделью часов для помещения преподавательской, анимацион­ным видеороликом, пояснительной запиской и рефера­том по теме диплома.

Подробная разработка благоустройства территории Технопарка № 2 ИрГТУ и ее оборудования выполняется в рамках дипломной работы А. В. Ступиной24.

Территория технопарка разделена автором на несколько функциональных зон пешеходными дорож­ками и включает в себя парковую аллею, комплекс фонтанов, крытые площадки и навесы, выставочную зону и амфитеатр. Для здания технопарка предложены стильный дизайн фасадов и цветовая подсветка. Большая роль отводится организации ландшафта, который помогает смоделировать уникальную атмо­сферу, используя естественную привлекательность природы и искусственно-созданные ландшафтные формы (например, садово-парковые аллеи и лабирин­ты). Также дипломница разрабатывает группу фонта­нов, эксклюзивные фонари, типовую скамью-фонарь для отдыха, серию арт-объектов и архитектурных форм, обеспечивающих не только реальное функцио­нирование территории, но и формирование цельного образа, соответствующего статусу территории.

Несомненно, позитивный образ фирмы и / или имидж / бренд территории во многом обеспечивают успех представляемых услуг, поэтому «неэкономиче­ские» аспекты функционирования предприятия, такие, как дизайн среды, элементы корпоративной идентифи­кации, фирменная одежда, public relations и пр., по мнению специалистов, практически превращаются в экономический фактор. При этом средовая идентифи­кация профессиональными художественно-проектны­ми средствами приобретает ведущую роль как матери­альная основа для виртуальных симуляций-образов25.

Попыткой спроектировать такой индивидуальный образ можно считать дипломный проект по разработке интерьеров Центральной районной больницы в п. Кутулик26.

Больница в течение многих лет в российской прак­тике традиционно являлась особым типом казенного учреждения, где вопрос организации интерьера опре­делялся только СНИПами. В то время как лучшие образцы современного отечественного и зарубежного опыта проектирования медицинских учреждений пока­зывают все большее движение в сторону индивидуали­зации и усложнения интерьерных пространств, не только частных, но и муниципальных клиник. Этот раз­рыв и предопределяет актуальность дипломной рабо­ты, в которой автор пытается сформировать модель районной больницы, отвечающей требованиям жизни современного человека.

На грани традиционно строгого и холодного образа \ стереотипа отечественных клиник и рафинированной индивидуальности, дипломница выстраивает свой образ за счет дозированного и остроумного введения мотивов естественной природы. Интересная концеп­ция проникновения природных образов в интерьер становится еще более актуальной в конкретной ситуа­ции, когда здание расположено буквально «в чистом поле». Автор предлагает интересные вариации разви­тия природных элементов в интерьерном простран­стве: это и графика, и объемные стилизованные деревья, и тематические объекты.

Также в процессе реализации концепции, дипломни­цей отработана серия креативных предложений для системы освещения, разнообразных и элегантных по решению. Располагаясь на полу, стенах и потолке, они не просто существуют как декоративное наполнение интерьера, но нередко выступают средством организа­ции пространства, фиксации планировочного решения и своеобразной системой навигации. Все это вместе в сочетании с деликатным цветовым решением, предла­гаемыми элементами оборудования и пр. создает целостную картину задуманного автором простран­ства.

Презентационный ролик, выполненный в трехмер­ной анимации, гармонично ложится на саму идею дип­ломного проекта.

Еще один проект, несущий идеологию кафедры, -это работа В. Кузьменко по проектированию благо­устройства набережных в Октябрьском районе Иркутска27. Актуальность темы диплома обусловлена неэффективностью использования береговой полосы реки Ангары, необходимостью обустройства водо­охранных зон, потребностью в озеленении береговых ландшафтов и формировании рекреационно-досуговых зон. В соответствии с этим, авторская концепция включает предложения по организации новой набе­режной в виде трехуровневой системы, на верхнем уровне которой планируются входные площадки, вело­дорожки, скамейки, информационные стенды; на сред­нем - беговые дорожки, цветочные клумбы, выставоч­ные пространства, скверы и детская площадка. Нижний уровень, где располагается кафе и прогулоч­ная аллея, является кульминацией всей композиции и привлекает внимание своим неожиданным расположе­нием ниже уровня воды. По функциональному зонированию проектируемая набережная разделена на четыре основных сектора. Первый предусматривает парадный вход со стороны бульвара Постышева и зону проведения культурно-зрелищных мероприятий, для чего здесь размещены смотровые площадки, площадки для пикников и глав­ная площадь, где расположено кафе, служащее компо­зиционным ядром всей набережной. Во втором секто­ре находятся вход со стороны ул. 30-й Дивизии, выста­вочные площадки под открытым небом и прогулочные аллеи. Следующий сектор образует общественный парк, в состав которого входят главный променад вдоль набережной, концертная площадка (летняя эстрада), площадка для фейерверков, кинотеатр под открытым небом и площадка для детских игр и раз­влечений; кроме того, на этой же территории распола­гается подземная парковка на 80 автомобилей. Четвертый сектор позиционируется как зона отдыха и спортивных занятий. Здесь автор предусматривает размещение благоустроенной парковой зоны, откры­тых водных аттракционов, тренировочных комплексов, клуба водных видов спорта и необходимых сервисных служб. Прогулочный парк с цветниками и общегород­ской пляж протяженностью около 700 м, входящие в состав рекреационной зоны, во многом решают про­блему организации летнего отдыха горожан.

Основным формообразующим сюжетом для созда­ния образа служит тема энергии, инициированная близким расположением проектируемой набережной к плотине ГЭС. Автор отдает предпочтение треугольным формам (своеобразным прототипам ЛЭП), используя их в планировочных и объемно- пространственных разра­ботках. Акцентом всего композиционного решения на проектируемой территории, своеобразной точкой связи города и акватории, земли и воды служит кафе. Интересно разыгранная тема взаимодействия с водой от брутального противостояния до полного растворе­ния и погружения в воду, становится ведущей, про­зрачность стекла помогает раскрыть образ, постепенно набирая силу из «осколков» фонарей на потолке зда­ния к сплошному остеклению банкетного зала; игра ритмических сюжетов подчеркивает основную тему.

Важной частью работы, завершающей создание раз­витой рекреационной зоны вдоль реки Ангары, являются предлагаемые автором система озеленения и городская мебель.

Диплом представлен в виде пакета проектных мате­риалов и 3D-моделей, а фрагмент проекта (кафе и при­легающая территория) выполнен в макете.

Идею движения от виртуального образа-концепта к его вещественной реализации как важное направле­ние образовательной идеологии кафедры дизайна НИ ИрГТУ достаточно наглядно можно проследить на при­мере дипломных работ по дизайну костюма.

Так, в коллекции женской одежды «Армейский гламур»28 автор, пройдя через сложный этап эскизирования и макетирования, используя богатство возможно­стей военного костюма, его форм и образов, конструк­тивно-композиционных решений и декоративного убранства, создает современную версию женского костюма, несущего образную стилистику историческо­го мундира. Выбор глубоких, темных цветов с одним красным акцентом, характерных для военных мунди­ров, прямоугольный силуэт с расширенной, строгой линией плеча позволяют объединить в целостную кол­лекцию милитари-тренд и эстетику военного мундира с деловым стилем 1980-х, как символом прихода силь­ной женщины. Гламур, отождествляемый с темой блес­ка и роскоши, проявляется в фантазии декоративного убранства, эффектности использования камней и живописности вышивки пагонов, отсылающих нас к разнообразию военной атрибутики исторических костюмов.

Разработка проекта коллекции с погружением в сти­листику арт-деко и последующее выполнение в мате­риале с особым вниманием к декору и его разнообра­зию, характерному для источника вдохновения, отли­чает работу «Воспоминания об арт-деко» Е. С. Гомзяковой29. Грамотная интерпретация и умелое исполнение традиционных декоративных элементов с использованием современных технологий, задуманные автором оптические иллюзии, возникающие при наложении различных материалов друг на друга - все это в целом создает выразительный образ, успешно вопло­щенный в материале.

Следующая коллекция женской одежды по мотивам моды 40-50-х годов30, выполненная в основном макет­ным способом, демонстрирует процесс движения дип­ломницы от поисков концепции-идеи, ее изобразитель­ного ряда в виде эскизных разработок к своеобразной «скульптурной лепке» формы в материале (сначала макета из аналогичных по свойствам тканей, затем чистовых моделей из натуральных тканей). Романтичная и очень женственная мода 40-60-х годов находит свое отражение в элегантных авторских интер­претациях темы, сложных формах и конструкциях, соче­таниях материалов и контрастной цветовой гамме.

Обращение к выполнению объектов в материале и макетированию в процессе подготовки специалистов позволяет найти взаимосвязь между образом-обо­значением и реальностью обозначаемого, превратить систему образов-симуляций в систему материализован­ных образов; почувствовать «сопротивление материа­ла», порою «пойти у него на поводу», поддаться его давлению, влиянию на образ. Примером такой образ­ной реализации в материале могут служить работы Г. Дадановой31 и В. Водяскиной32. Эскизные разработки в материале и графике, как наиболее характерный под­ход при работе художников декоративно-прикладного искусства, позволяют почувствовать различные свой­ства материалов еще на стадии поиска образов и найти наиболее подходящий вариант соответствия придуман­ного (виртуального) образа реальному, воплощенному.

В частности, при создании серии функциональной керамики «Следы древнего моря» дипломница еще на этапе формирования концепции провела колоссальную работу с разнообразными материалами в поисках их соответствия задуманному образу, форме объекта и технологическим возможностям. Итоговая композиция состоит из трех разноразмерных объемов шарообраз­ной формы, представляющих собой стилизованные изображения морских раковин, выполненных из белой и огнеупорной глины.

Дипломный проект «Театральные сюжеты» задуман как своеобразный арт-объект в виде скульптурной ком­позиции из трех декоративных стульев для оформления территории, прилегающей к Театру кукол «Аистенок» в Иркутске. На стадии проекта автором выполнена целая серия эскизов в цвете и графике, а также - объемные модели в различных материалах для поиска наиболее характерных образов, соответствующих месту. Окончательный вариант представляет собой стулья-образы со сказочными персонажами, которых можно найти практически в каждой сказке, - это собиратель­ные образы короля, принцессы и шута. Один стул со стилизованным персонажем - королем выполнен в реальном размере из бетона, облицованного керамиче­ской плиткой, шамота и дерева с использованием тех­нологии пескоструйной обработки дерева. Установленный у театра, стул-трон уже приобрел популярность у горожан, органично встроившись в театральную жизнь.

И еще одна дипломная работа по декоративно-при­кладному искусству, в которой материальная реаль­ность, игра «вещественности», реальное взаимодей­ствие материалов и форм, технологий обработки стано­вятся определяющими в создании образа - это серия коллекционных салонных кукол «Изобретатели и уче­ные»33.

В концепцию проекта положены идеалы свободо­мыслия и новаторства, отличающие всех персонажей коллекции, среди которых для исполнения в материале выбраны Никола Тесла, доктор Павлов, академик Курчатов, братья Райт как наиболее узнаваемые по характерным атрибутам, так как было решено создавать не реалистичных персонажей с точным портретным сходством, а художественные образы, своеобразные мифы (почти образы-симуляции, но переведенные из виртуального формата в предметно-материальный). Для воплощения этих образов-мифов используются оригинальные черты самих персонажей и знаки-симво­лы, олицетворяющие их изобретения и открытия.

В частности, Никола Тесла сопровождается конструк­циями, напоминающими резонансный трансформатор со светящимися элементами. Образ Павлова почти рефлекторно связывается с собакой: такой умный и пони­мающий спутник и сопровождает седобородого врача. Курчатов, интроверт в жизни, почти маг и волшебник в науке, занятый опасной и закрытой для большинства деятельностью, изображается в длинном плаще с высо­ким воротом, символизирующим замкнутость и отстра­ненность. В руках он держит стилизованный атом, чтобы подчеркнуть свою власть над ним. Молодые и энергичные братья Райт изображены вдвоем под крыльями самолета с раскинутыми, словно в полете, руками. В качестве основного материала применяется кожа, которая дополняется металлом, служащим осно­вой для конструкций и выполнения декоративных эле­ментов. Особую убедительность образам придают тща­тельно проработанные детали в виде пуговиц на костю­мах, шнурков в ботинках, головных уборов, индивиду­альных очков, кожаных сумок и пр., материализуя сло­жившиеся мифы-образы.

Таким образом, «утрата реальности» (как акт потери различения и соотнесенности обозначающего с обо­значаемым, знака-образа (симуляции) с референтом-реальным носителем материальности) в ситуации «вир­туализации общества» нередко приводит к экспансии симулятивных образов, утверждению приоритета вир­туального образа над реальностью. Учитывая же тот факт, что целью профессиональной деятельности архи­тектора, дизайнера и художника является создание реальных «миров», объектов и сред либо сознательное моделирование образов-симуляций, то актуальными задачами профессиональной подготовки, на наш взгляд, становятся формирование навыков различения знака-образа и референта-реальности, с одной сторо­ны; и развитие способности профессионально работать как с симулятивными виртуальными образами, так и со спецификой реального пространства, принципами фор­мирования материальной среды и ее проживания - с другой.

Осознавая дихотомию «виртуальное / реальное» как пространство / данность современного существования профессии, дипломное и курсовое проектирование кафедрой дизайна НИ ИрГТУ ориентируется на решение задач, выдвигаемых новыми тенденциями развития художественно-проектной культуры.

1.    Д. В. Иванов. Виртуализация общества. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2000. С.80; см. также: Иванов Д.В. К пониманию совре­менности: критический вызов // Проблемы теоре­тической социологии. СПб., 1996. Вып. 2.

2.    Д. В. Иванов. Виртуализация общества. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2000. С. 96.

3.    А. Бюль. Виртуальное общество (Buhl A. Die vir-tuelle Gesellschaft. Okonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen, 1997).

4.    Baudrillard J. Simulacres et simulation. Paris, 1981.

5.    Д. В. Иванов. Виртуализация общества. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2000. С. 57.

6.    Кафедра дизайна Иркутского государствен­ного технического универ­ситета Института изобра­зительного искусства и социально-гуманитарных наук - ведущая школа подготовки специалистов в регионе, зав. кафедрой -Железняк О. Е. (кандидат искусствоведения, про­фессор кафедры дизайнд, академик Международной академии наук о природе и обществе («Художественный и инду­стриальный дизайн»); член Союза архитекторов России; член Союза дизай­неров России; член Международной ассоциа­ции искусствоведов; автор более 220 научных и мето­дических публикаций и художественно-проектных разработок; лауреат и дипломант 57 междуна­родных, российских, региональных выставок и конкурсов).
Кафедра готовит специа­листов по дизайну (спе­циализации «дизайн среды», «дизайн графиче­ский», «дизайн костюма») и декоративно-прикладно­му искусству. За програм­мы обучения дизайнеров кафедра представлена к Почетному знаку профес­сионального стандарта (Высокий дизайн); за мно­голетнюю научно-педаго­гическую деятельность, за высокий профессиона­лизм и большой вклад в развитие градостроитель­ства и архитектуры Иркутска сотрудникам кафедры вручены благо­дарности мэра Иркутска, юбилейные медали Иркутска, благодарствен­ные письма предприятий и фирм города и области, дипломы и грамоты твор­ческих союзов России -Союза архитекторов, Союза дизайнеров, Союза художников и др. О качестве подготовки свидетельствуют итоги государственных аттеста­ций, в соответствии с которыми - 91-95 % дип­ломных работ традицион­но защищаются на отлич­но и хорошо. При этом большинство работ выполняется по темам, предложенным кафедрой, либо по заявкам муници­пальных и частных пред­приятий. Руководство дипломным проектирова­нием осуществляется ведущими преподавателя­ми кафедры, кандидатами наук, членами творческих союзов России: В.М. Акуловым, Н.В. Грогуль, М.Б. Дагдановой, В.В. Дейкуном, И.В. Дьяченко, О.А. Игнатьевой, О.Е. Железняк, А.Ч. Зандраевым, М.Г. Захарчук, О.Ю. Копенкиной, М.В. Корелиной, Е.Н. Курочкиной,, А.Ю. Ладейщиковым, А.В. Лукьяновой, С.В. Мурашовой, А.А. и Д.В. Новопашиными, Т.П. Петровой, Н.М. Поповой, А.Н. Прокудиным, Е.В. Пуляевской, Т.Ю. Смертиной, А.В. Шолоховым, Е.В. Шубабой.
Все эти годы кафедра дизайна достойно пред­ставляет Государственный технический университет и город на международ­ных и всероссийских художественно-проектных форумах. В частности, за последние пять лет сотрудники кафедры стали лауреатами и дип­ломантами более 90 меж­дународных, российских и региональных выставок и конкурсов; свыше 400 студенческих работ отмечены медалями, дип­ломами и грамотами, среди которых - медаль, дипломы и грамоты Министерства образова­ния РФ; около 100 наград международных конкур-сов и выставок, более 200 дипломов, грамот и пре­мий межрегиональных и российских фестивалей и выставок, дипломы и гра­моты творческих Союзов России.
В целом, данные послед­них лет свидетельствуют о достаточно высоком рей­тинге школы в профессио­нальном сообществе.

7.    Robertson R. Globalization: Social theory and global culture. London, 1992; Waters М. Globalization. London and N.Y., 1995.

8.    Жердева О. В. Роль маркетинга в идентифика­ции территорий. -http://www.mavriz.ru/articles/2006/2/ 4071.html

9.    «Провинциальный дизайн:экологический тренд», автор Ю. А. Корниенко, руководители: проф. О. Е. Железняк, доц. Т. Ю. Смертина.

10.  Разработка молодеж­ной коллекции для актив­ного отдыха «Сорок семь», автор М. С. Демкова, руко­водитель доц. С. В. Мурашова.

11.  Жердева О. В. Роль маркетинга в идентифика­ции территорий. - http:// www.mavriz.ru/artic-les/2006/2/4071.html

12.  «Байкал. Графический комплекс идентификации места», автор Р. Г. Золотой, руководители: проф. О. Е. Железняк, доц. Т. Ю. Смертина.

13.  «Байкальский тракт -информационно-коммуни­кативная система», автор В. В. Мезенцев, руководи­тели: О. Е., Железняк, С. В. Мурашова, В. В. Дейкун.

14.  «Дизайн зимних рек-реационно-досуговых про­странств г. Иркутска», автор Д.В. Богдашина, руководители О.Е. Железняк, М.Г. Захарчук, А.Ю. Ладейщиков.

15.  Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процен­та и денег / пер. с англ. проф. Н.Н. Любимова; под ред. Л. П. Куракова. М. : Гелиос АРВ, 2002.

16.  «Фирменный стиль фестиваля "Иркутск - сто­лица российского дизайна - 2013"», автор М.А. Шурыгина, руководители О.Е.Железняк, В. В. Дейкун.

17.  Комплект памятных медалей, посвященных городу Иркутску, автор А. Свидзинская, руководите­ли Т.А. Ерошенко, О.В. Пономарева, А.А. Новопашина.

18.  Д. В. Иванов. Виртуализация общества. СПб: Петербургское Востоковедение, 2000. С. 46.

19.  «Фирменный стиль лечебно-консультационно­го центра "Формула здо­ровья"», автор Я. Безбородова, руководите­ли О.А. Игнатьева, Т. Ю. Смертина, консультант В.В. Дейкун.

20.  Разработка фирмен­ного стиля и рекламной концепции для фирмы «КОМЭКС» (отделение ветеринарных аптек)», автор А. А. Котомцев, руководители А.В. Шолохов, О.Е. Железняк, Т.Ю. Смертина.

21.  Концепция фирменно­го стиля Технопарка ИРГТУ с разработкой системы визуальной навигации, автор А. Ю. Никифорова, руководители О.Е. Железняк, В.В. Дейкун, консультант А.В. Шолохов.

22.  Дизайн-проект интер­ьеров Технопарка ИрГТУ №2, автор Ю.А. Киргизова, руководители О.Е. Железняк, С.В. Мурашова, В.М. Акулов; Благоустройство террито­рии Технопарка №2 ИрГТУ с разработкой оборудова­ния, автор А.В. Ступина, руководители О.Е. Железняк, В.М. Акулов, М.В. Корелина.

23.  Дизайн-проект интер­ьеров Технопарка ИрГТУ № 2, автор Ю. А. Киргизова, руководители О. Е.Железняк, С.В. Мурашова, В.М. Акулов.

24.  Благоустройство тер­ритории Технопарка № 2 ИрГТУ с разработкой обо­рудования, автор А.В. Ступина, руководители О.Е.Железняк, В.М. Акулов, М.В. Корелина.

25.  Дихотомия «виртуаль­ное-реальное» при фор­мировании предметно-пространственной среды и конкретных объектов в ходе дипломного проекти­рования раскрывается через непрерывный про­цесс преобразования вир­туальных образов в реаль­ные и наоборот и включает: создание эскизных макетов, виртуальное моделирование, чистовое макетирование, выполне­ние фрагмента оборудова­ния либо изготовление изделий в натуральную величину из материалов, задуманных автором. В отдельных случаях средовой макет и \ или изделие \ оборудование в мате­риале может быть замене­но анимационным роли­ком, демонстрирующим «путешествие» по объекту.

26.  Дизайн-проект интер­ьеров центральной район­ной больницы п. Кутулик, автор Зыбцева А.О., руко­водители О.Е. Железняк, С. В. Мурашова, А.Н. Прокудин.

27.  «Благоустройство тер­риторий набережных в Октябрьском районе Иркутска», автор В. Кузьменко, руководители С. В., Мурашова, М. Г. Захарчук.

28.  Коллекция женской одежды «Армейский гламур», автор Р. Галстян руководитель М. Б. Дагданова, консультант И. И. Котоманова.

29.  «Воспоминания об Арт-деко», автор Е. С. Гомзякова руководитель М.Б. Дагданова, консуль­тант И.И. Котоманова.

30.  Женская вечерняя коллекция по мотивам моды 40-50-х годов, автор Е.А. Середкина, руководи­тель М.Б. Дагданова, кон­сультант И.И. Котоманова.

31.  Серия функциональной керамики для вестибюля школы (МАОУ «Физико-математическая школа № 56»)«Следы древнего моря», автор Г. Ж. Даданова, руководитель О. Ю. Копенкина.

32.  Городская скульптура «Театральные сюжеты», автор В. Водяскина, руко­водители О.Е. Железняк, И.В.Дьяченко, А.В. Лукьянова.

33.  Серия коллекционных кукол «Изобретатели и ученые», автор Е. Кузнецова, руководители И.В. Дьяченко, А.В. Лукьянова, О.В. Пономарева.

 

Ольга Железняк

Журнал "Проект Байкал", 2012