Несостоявшийся музей деревянного зодчества «Илимская деревня»
Категория: Усть-Илимский район : О районе
Предыдущая статья | Следующая статья
Этнографическиемузеиподоткрытымнебомвовсеммиреявляются самойэффективнойформойспасения архитектурногонаследия, утрачиваемогопоразнымпричинам. Однаиз них - затоплениеобширныхтерриторий, связанноесостроительством гидроэлектростанций. Внашидни завершаетсявозведениечетвертой ступениАнгарскогокаскадаГЭСв Богучанах (ВосточнаяСибирь, Красноярскийкрай). ХотяподготовкаложаБогучанскоговодохранилища ведетсяс 1970-хгодовизаэто времяликвидированыпрактически всестарыенаселенныепункты, на территорииУсть-Илимскогорайона Иркутскойобластиуцелелинемногочисленныеобъектынародногодеревянногозодчества. Входеэкспедиции студенческогореставрационного отрядаИрГТУлетом 2010 годав деревнеЁдарме, в 100 кмнижепо АнгареотрайцентраУсть-Илимска, награницесКрасноярьем, был выявленрядобъектов, представляющихархитектурно-этнографическую ценность. Выполненызначительный объемобмерныхработ, детальная фотофиксацияобъектов (см. статьюобэтомвПБ31, с. 110-117).
Наосновематериаловтойэкспедициизаучебныйсезон 2010-2011 студентамиархитекторами-реставраторамиИнститутаархитектурыи строительстваИрГТУбылиразработаныкурсовыепроектынатему «Сельскаяусадьба»и«Музейнародногобыта». Крометого, втомже 2011 годуоднимизучастниковэкспедиции - дипломницейМариейБеловой -былавыполненанаучно-исследовательскаяработанатему«Историко-архитектурноеобоснованиесоздания музеядеревянногозодчества «Илимскаядеревня» (набазепереносимыхобъектовиззонызатопления БогучанскойГЭС)» (руководителикандидатархитектуры, доктористорическихнаук, профессорМ. Г. Меерович, доцентА. К. Чертилов). На Международномсмотре-конкурседипломныхпроектовиработпоархитектуре - 2011, прошедшемвЕреване, этаработаудостоенадипломапервойстепени. Статьяподготовлена наматериаледаннойработы.
Научноеобоснованиеспроектнымипредложениямикгенеральному планупланируемогомузея, ксожалению, вреальномпроектированиине былоиспользованопопричиненезаинтересованностиусть-илимских властейвсозданиивгороде, очередного, третьегопосчетунатерриторииИркутскойобластимузеядеревянногозодчества. (Напомним, что, кромеизвестногомногимв ПрибайкальеАЭМ«Тальцы», в Братскесуществуетещеодин, менее известный - архитектурно-этнографическийфилиалгородскогообъединенногомузея«Ангарскаядеревня».)
В 2012 годуадминистрацией Иркутскойобластипринятоокончательноерешениеоперемещениивсех ценныхобъектовизЁдармыв «Ангарскуюдеревню». Внастоящее времяразобранныевоктябретого жегодасрубы, конструкциидомов, хозяйственныхпостроекнаходятся натерриториимузея, ждутсвоей реставрации, музеефикации. Темни менее«усть-илимское»обоснование научносостоялось, аргументировано иостаетсяактуальным, Онопредставляетсобойнетолькопрактическую, ноиметодическуюценностьи можетбытьиспользованоприразработкенаучно-исследовательских работпородственнойтематике.
Исходнаяситуация
Город Усть-Илимск, появившийся во второй половине XX столетия в связи со строительством очередных индустриальных гигантов на Ангаре -Усть-Илимской ГЭС и Усть-Илимского лесопромышленного комплекса (ЛПК), является территориальным преемником древнего Илимска, бывшего некогда центром легендарного обширного воеводства, земли которого частично стали дном водохранилища. Единственно уцелевшая материальная память об архитектуре Илимского острога хранится под Иркутском - в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», куда вывезены из зоны затопления, отреставрированы отдельные уникальные памятники народного деревянного зодчества - острожная Спасская башня и Казанская церковь, а также две крестьянские усадьбы из деревни Ёдармы.
Советский Усть-Илимск заложен в 1966 году у Толстого мыса. В 1973-м он получил статус города областного подчинения. Является административным центром Усть-Илимского района, расположенного на северо-западе Иркутской области. Застраивался город по генеральному плану, составленному ЛенНИПИградостроительства в соответствии с проектом районной планировки, выполненным институтом «Гипрогор» в 1962 году. Главная идея генплана - строительство современного города в тайге.
Райцентр разделен рекой Ангарой и водохранилищем на две части: более раннюю левобережную, называемую горожанами «старый город», и правобережную - «новый город». Левый берег освоен изыскателями, где изначально возник небольшой поселок, получивший дальнейшее развитие. Правобережье же застраивалось сразу по генеральному плану, имеет селитебную и промышленную территории, разделенные лесозащитной полосой. Ниже плотины расположен ЛПК. Промышленные районы с жилыми кварталами соединяют широкие магистрали, пересекающие город с севера на юг. Административный центр размещается на возвышенности между двумя логами. С поперечных улиц, идущих с востока на запад, раскрывается захватывающая дух панорама на водохранилище и таежные дали. При строительстве между микрорайонами были оставлены участки многовековой тайги, также как и включенные в застройку зеленые островки.
Являясь примером современного урбанизированного города, Усть-Илимск лишен памятников истории и культуры, в том числе деревянного зодчества. Чего не скажешь о его соседе - Братске, возникшем также со строительством ГЭС, который сохранил свои исторические корни: здесь создан небольшой, но привлекательный музей деревянного зодчества «Ангарская деревня». Попытки создания подобного музея в Усть-Илимске также предпринимались. Первая была в 1988-1990 годах, когда по заказу Усть-Илимского ЛПК известными московскими исследователями, реставраторами русского деревянного зодчества А. В. и Е. А. Ополовниковыми был выполнен проект историко-музейного комплекса «Илимская крепость». Проект, оставшийся нереализованным, в силу своей добротности достоин отдельной публикации. Здесь же необходимо отметить, что его основная идея - разместить исторические постройки внутри острожных стен, причем все, включая башни, стены, выполнить в так называемом новоделе, - коренным образом отличается от предлагаемой нами.
Предпосылкидлясозданиямузея. Толчком для идеи создания нового музея деревянного зодчества на Ангаре послужили материалы экспедиции студенческого реставрационного отряда ИрГТУ, состоявшейся в 2010 году в единственно тогда еще сохранившуюся, но брошенную (а сегодня уже затопляемую) деревню Ёдарму (100 км ниже Усть-Илимска).
С целью выявления принципов определения музейной планировочной, экспозиционной структуры было проанализировано около сорока примеров организации аналогичных музеев, как западных, так и отечественных, в том числе сибирских. Зарубежные страны - Белоруссия, Грузия, Дания, Латвия, Украина, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония. Российский музейный опыт проанализирован в Архангельской, Вологодской, Иркутской, Кемеровской, Костромской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Московской, Пермской, Свердловской, Суздальской, Тверской областях, республиках Бурятия, Карелия, Удмуртия, Якутия, Красноярском крае.
Базой для комплексного анализа послужили библиографические (текстовые и графические) источники, материалы периодической печати, нормативно-методическая документация, некоторые проектные разработки, данные натурных и экспедиционных исследований, а также ресурсы Интернета. В результате выявлено полутора десятка видов музейных комплексов (скансены, музеи под открытым небом, музеи деревянного зодчества, этнографические музеи и т. п.), раскрывающих принципы их зарождения и формирования. Основной причиной создания таких музеев почти всегда являлась угроза утраты памятников на изначальных местах их расположения. В России одним из факторов исчезновения объектов народного зодчества, помимо многих иных, служили и служат, возводимые гидроэлектростанции. В частности, из-за этого возникли оба архитектурно-этнографических музея в Иркутской области - «Тальцы» и «Ангарская деревня». Кроме того, в единичных случаях экспозиция развивалась на базе усадеб, первоначально использовавшихся в коммерческих целях (Белоруссия), или для усиления мемориального значения поселения (Шушенское). Инициаторами выступали как частные лица, так и общественные организации, а также правительства. Либо совместно - частные лица и правительства.
В ходе исследования выявлены три типа музея, основанных на сохраняемых на месте или переносимых памятниках: 1) музей-резерват; 2) музей из перевозимых объектов; 3) смешанный музей (на базе одного либо нескольких объектов-резерватов). Варианты выбора площадки размещения музея: а) выделение специального земельного участка; б) на территории, являющейся рекреацией или природным памятником; в) на территории уже существующего музея или рядом с ранее располагавшимся историческим поселением, или ценным архитектурным объектом. По географическому признаку музеи размещаются: а) в селе, вдали от города (на расстоянии 17-70 км), б) в пригороде, в) в городе (в центре, в рядовой застройке, на окраине). По топографическому признаку они занимают: 1) островное положение, 2) прибрежное (около реки, водохранилища, пруда, озера), а также 3) материковое или 4) смешанное (островное и прибрежное, как, например, «Кижи»).
В работе рассмотрены различные примеры создания музейных экспозиций: 1) на основе предварительно разработанного генерального плана, схемы размещения объектов; 2) при отсутствии таковых; 3) размещение первых объектов при отсутствии генплана с последующей его разработкой. Была сформирована типология музеев по их масштабу, определенному исходя из количества объектов и занимаемой площади: а) малые (5-11 объектов, 4,5-12 га), б) средние (15-46 / 30-52), в) большие (50-85 / 60-100), г) крупные (100-300 объектов, 140-390 га). Выделены разновидности музея по масштабу и структуре: 1) музей-усадьба (представлена одна усадьба-комплекс); 2) музей-поселение (характерными объектами представлено типичное либо определенное поселение); 3) музей-парк (свободная постановка характерных объектов); 4) музей-«регион» (отдельными секторами представлены определенные районы региона); 5) музей-«страна» (секторами либо единичными объектами представлены регионы страны).
Кроме того, выявлены и описаны «функционально-тематические» профили музеев в зависимости от специфики формирования экспозиций: 1) историко-этнографический (по регионам); 2) архитектурный (преобладает композиционный принцип); 3) смешанный (историко-этнографический и архитектурный; историко-этнографический и тематический; историко-этнографический и хронологический, другие).
По количеству экспозиционных секторов выделяются музеи, имеющие от двух до одиннадцати различных обособленных зон; обнаружены примеры с отсутствием зонального разделения. При их размещении в большинстве случаев за основу брались особенности исторического ландшафта и планировочные характеристики местности. Подборка объектов для формирования экспозиций, как правило, проводилась по результатам специальных экспедиций или в результате целенаправленного переноса утрачиваемых памятников. Неэкспозиционные секторы, как правило, представлены лишь административно-хозяйственным и рекреационно-развлекательными функциями.
Помимо этого, статистический подсчет объектов, формирующих музейные экспозиции, позволил классифицировать постройки натри группы. Первая группа (обязательные составляющие в количестве более 20% от общего числа объектов) включает: жилой дом, амбар, баня, хлев, навес, сарай, погреб (т. е. условно - комплекс усадьбы); мельница, кузница, овин, рига, гумно (т.е. производство); церковь, часовня, колокольня, школа, торговые, питейные (т.е. общественные); далее - оборонные, промысловые, сезонные, археологические, другие. Вторая группа (вспомогательные, «не стандартные», 6-20% от общего числа) включает: общественные амбары (мангазеи), управы, тюремные, мастерские, пожарные, поварни, склады, культовые этнические, зимовья, прочие. Третья группа (редкие, менее 6% от общего числа объектов) включает: почту, медоварню, пекарню, гончарню, маслобойню, лесопилку, сукновальню, винокурню, смолокурню. Следует отметить, что в российских музеях наиболее часто встречаются (кроме жилых построек): церкви, бани, овины, оборонные сооружения, а в зарубежных - школы и сараи. Также характерной чертой российских музеев является размещение в экспозициях зимовий и тюремных построек, а для зарубежных музеев характерны: мастерские, склады и производственные сооружения (сукновальни, маслобойни и пр.).
Выводы. Музеи под открытым небом предназначены для сохранения, изучения народного историко-культурного наследия. Создаются они, как правило, в результате угрозы утраты памятников по различным причинам. В редких случаях встречается целенаправленный подбор экспонатов. Первоначально музеи возникали по инициативе частных лиц и обществ, поддержка государства оказывалась позднее. Как правило, они формируются из перевозимых объектов. Менее распространены музеи-резерваты, сохраняемые на исконных местах в полном составе, либо дополняемые переносимыми постройками. Музейная территория в большинстве случаев является исторически значимой, что, как правило, отражается в названии музея.
Характерно тяготение музеев к городам (размещение в застройке, на окраине, в пригородной зоне), хотя встречаются музеи и на значительном удалении от крупного населенного пункта (при условии наличия удобной транспортной доступности). Не менее важна близость водных объектов: при отсутствии естественных (рек, озер, водохранилищ) специально создаются искусственные (каналы, пруды).
Создание первых музеев осуществлялось без разработки какой-либо схемы размещения, в результате чего при дальнейшем их развитии возникали трудности экспозиции (нарушение расстояний, сочетаемости объектов, пр.). Порой доходило до переноса музея на другую площадку. Но даже при наличии генерального плана в некоторых случаях приходилось экстренно вывозить и размещать объекты «как придется», поскольку на корректировку, согласование и утверждение генплана требовалось значительное время. Таким образом, очевидно, что при проектировании генплана музея под открытым небом необходимо предусматривать перспективу его развития, пополнения новыми экспонатами.
Музеи различаются по масштабу экспозиции. Самым мелким является музей-усадьба (показ взаимосвязанных объектов в одном локальном комплексе) или ряд построек (демонстрация единичных объектов исторически, композиционно не связанных). Более полной информацией обладают музеи, представляющие характерное для региона поселение, как с отражением всех его архитектурно-планировочных особенностей, так и путем свободной расстановки уникальных и типичных зданий. Комплексный показ обеспечивают музеи, экспозиция которых рассредоточена в изолированных секторах, где каждый демонстрирует в виде модели поселения определенных районов (регионов).
Помимо экспозиционного материала, музей должен обладать сопутствующей инфраструктурой. Главными являются административно-хозяйственные (для сотрудников) и рекреационные (для посетителей) отделы. Размещение их различно: как в экспозиции, так и с выносом в отдельные сектора.
Концепциямузеядеревянногозодчества«Илимскаядеревня». На основе выявленных принципов формирования экспозиций музеев под открытым небом и с учетом особенностей народной архитектуры Среднего и Нижнего Приангарья разработана концепция создания музея деревянного зодчества «Илимская деревня» в Усть-Илимске. Определены рекомендации по общим параметрам, экспозиционным и неэкспозиционным секторам, экспонирования и использования объектов.
Расположениемузейныхобъектоввсистемегорода. Музей деревянного зодчества «Илимская деревня» в Усть-Илимске предполагается как составная часть системы рассредоточенных в городской черте объектов (филиалов) существующего городского Краеведческого музея, что подразумевает централизованное размещение основной части административно-хозяйственного комплекса на территории этого музея (фондохранилище, библиотека, служебные помещения и пр.). Площадка проектируемого музея представляет собой среднюю часть обширной лесопарковой (рекреационной)зоны на правом берегу Усть-Илимского водохранилища. Согласно генплану города, на нее выходит главный проспект, проходящий через застройку, охватывающую амфитеатром береговые склоны.
При проведении ландшафтного анализа площадки по крутизне уклонов и гипсометрии были выявлены оптимальные для размещения экспозиций и организации точек обзора участки. Вся территория имеет понижение от автодороги к водохранилищу (с запада на восток), а также повышение в направлении с юга на север. В диагональном направлении проходит заброшенная промышленная железная дорога, насыпь которой частично предлагается использовать в качестве эксплуатационной (неэкспозиционной) автомобильно-пешеходной дороги, остальные участки - рекультивировать. Парковая зона во многом состоит из естественного лесного массива, представленного разными сочетаниями пород деревьев, в основном - сосна, береза, осина. Вырубки потребуются в незначительном объеме с обязательной компенсацией насаждений. Впадающий в водохранилище лог с ручьем пригоден для размещения мельничной заимки. Кроме того, предполагается в старинном поселке Невон (левый берег Ангары, ниже плотины) на базе нескольких деревянных усадеб, памятников-резерватов создать центр народного творчества и ремесел. Для рекреационно-развлекательных, прогулочных целей также используется остров Нижний.
Общиепараметрыпланируемого музея. Изначально рассматривались три потенциальные площадки размещения музея. Первая - около здания городского музея, на пустыре, совсем рядом с центральным жилым микрорайоном. Вторая - островная, в буквальном смысле: этот отрезок Ангары знаменит мелководьем, многочисленными островами, на которых традиционно часто располагались русские заимки, деревни, села, их использовали как выпасы, сенокосы, поэтому логичным было бы размещение музея на ближайшем от города острове, ниже по течению. Третья - в обширной рекреации, предусмотренной генпланом города, в естественном зеленом массиве правого берега водохранилища, недалеко от оздоровительного комплекса (курорта) «Русь». Площадка должна была отвечать основным критериям: территория -вмещать семь усадеб (= 4,5 га) и другие необходимые сектора. В итоге был выбран третий вариант.
Хронологическиеграницы определились в диапазоне XVIII - середина XX столетия. Наиболее характерной планировочной схемой русских старожильческих поселений данного района являлась линейно-речная (одно- или двухрядная, реже многопорядковая, встречались гнездовая, смешанная). Целесообразно представить основные планировочные типы усадеб: одно-, двух- и трехдворные, с открытым и крытым дворами; геометрического очертания: вытянутая поперек или вдоль улицы, либо приближенная к квадрату, неправильной формы. Представить существовавшие до затопления территорий характерные типы жилых домов: клеть (одноколок), дом-связь, пятистенок, шести-стенок (крестовик), «круглый» дом. Воссоздать по материалам этнографических экспедиций интерьеры изб определенного времени. Насыщение экспонатами: предметы быта, орудия труда, пр. С усадьбами должны сочетаться («из той эпохи»): огороды, сельхозугодия, местные дикие и домашние животные. Естественный фон окружения - водоем, лесной массив («тайга»).
Экспозиция. Разделение по исто-рико-этнографическим, хронологическим, тематическим, архитектурно-функциональным, социально-экономическим принципам. Показ сравнительных и индивидуальных характеристик объектов путем формирования раздельных секторов. Построение экспозиции на основе исторических планировок поселений и исконного ландшафта. Комплектация усадеб характерными, типичными постройками, либо перевоз целиком усадебных комплексов. Допустимы реставрационные копии (макеты в натураль ную величину) и реконструкции объектов. Учитывается социальное расслоение. Обязательно отражение этнографической темы в аборигенной экспозиции (эвенки, буряты).
Экспонирование. Обязательно наличие «центральной» площади для проведения праздничных мероприятий. Комплексный показ предметов народной культуры и быта. Функционирование построек; показ традиционных ремесел и производств (действующие объекты); систематизация осмотра экспозиции; разработка маршрутов и графиков движения посетителей; применение информационных стендов; устройство постоянных и временных выставок.
Использованиеобъектов. Музейный показ экстерьеров и интерьеров; проведение выставок; гостиницы, музейные лавки, магазины, хозяйственные нужды, временное жилье для сотрудников, фондохранилище, административные, ремесла.
Экспозиционнаяструктура (секторы). Деревенское поселение (усадьбы, отдельные общественные постройки). Комплексы: производственный (гумно, мельницы, кузница, пр.); охотничье-промысловый комплекс (станы, зимовья, лабазы, охотничья оснастка); этнический (юрты, чумы, прочая жердевая архитектура); культовый (православная церковь, часовня, молельный дом); археологический; земледельческий (пашня, покосы); животноводческий (выгоны, пастбища).
Неэкспозиционнаяструктура (секторы). Комплексы: административно-хозяйственный (кассы, служебные помещения, временное жилье для сотрудников, помещения охраны и пр.); сопутствующий (торговые лавки, кафе, рестораны, гостиницы); научный (реставрационный, библиотека, архив, фондохранилище).
Схемагенеральногопланамузея. Выбранная площадка под музей (11 га) позволяет разместить необходимые, обозначенные выше сектора, в основном изолированные друг от друга. Ядром экспозиции является комплекс XIX века, основу которого составляют перевозимые из Ёдармы объекты народного деревянного зодчества. Остальные экспозиционные сектора предполагается комплектовать подлинными объектами в дальнейшем, выявляемыми в Усть-Илимском и смежных с ним районах последующими экспедициями, и постройками, воссозданными «по образу и подобию» исторических, т.е. реставрационными копиями. Оснащение современными коммуникациями объектов предусмотрено только в неэкспозиционных зонах (входная, административно-хозяйственная, гостиничная).
Предусмотрено создание 12 секторов, экспозиционными из которых являются шесть: русский, производственный, промысловый, эвенкийский, археологический, лесной. К неэкспозиционным зонам относятся: входная, административно-хозяйственная, выставочная, детская, гостиничная, пикни-ковая.
В административно-хозяйственной и входной зонах размещены: здание администрации, трактир, касса с музейным магазином, охранный пункт, реставрационные мастерские, автомобильная парковка. Ниже по рельефу расположен детский городок, оборудованный различными историческими малыми формами типа карусели, качелей и пр.
Русскийсектор подразделяется на четыре зоны по хронологическому признаку (XVIII, XIX, XX века). Основу композиции формируют перевозимые из зоны затопления усадьбы и отдельные объекты народного деревянного зодчества из Ёдармы. Первоначальным типом застройки Приангарья был гнездовой, который представлен в зоне XVIII века усадьбой с крытым двором. Подобная структура характерна для первопоселенцев с Русского Севера. В дальнейшем, под влиянием климатических условий, надобность в крытом дворе отпала. Появляются однодворные, а затем двух- и трехдворные усадьбы с разделением на чистый и хозяйственный (+ скотный) дворы. Застройка приобретает порядковый тип с приоритетной ориентацией лицевыми фасадами на воду. Позднее образовывается уличная планировка с двусторонней застройкой. Порой складывается совмещенный тип - одно- и двусторонней планировкой, как в Ёдарме. Немаловажное значение имело ориентирование изб по сторонам света - жилой частью, окнами преимущественно на юг. Этот принцип соблюден и в зоне XIX века. С течением времени поселение развивалось и церковь, возводившаяся, как правило, на краю села, оказывалась в застройке, часто формируя главную и единственную площадь. Таким образом, культовое сооружение (по аналогу церкви из села Ката) поставлено в центральной части экспозиции, отделяя дореволюционную застройку от комплекса советского периода. С некоторым смещением от церковной площади обозначена ярмарочная зона. В советское время происходит сокращение земельных наделов (в соответствующем комплексе показаны четыре жилые усадьбы, школа), появляются новые объекты (поселковое правление, клуб, магазин, больница - также представлены в экспозиции), здесь планировка принята уличная, двусторонняя.
Производственныйсектор. Приангарские селения окружали разбросанные и, как правило, не связанные между собой производственные постройки и угодья. Поэтому сектор разбит на подгруппы, размещенные с учетом ландшафтных условий. Под пашню выбирались южные склоны, участки могли находиться на значительном расстоянии от деревни, поэтому нередко на заимках ставились временные сооружения (балаганы, шалаши, юрты (чумы)) или более основательные - избушки, срубные зимовья. На мельничной заимке показан мельничный комплекс: наливная мельница, ставившаяся при сооружении плотины; мельница-мутовка, наиболее распространенный тип в Приангарье; мельница-ледянка, устанавливавшаяся в зимний период на льду; и паровая мельница, появившаяся в советское время. Под дом мельника приспосабливается одно из переносимых зимовий из Ёдармы. За ручьем - сенокосная заимка с балаганом, шалашом.
Гумно традиционно находится за пределами поселения: овин, рига и подтоварник. Последнее сооружение относится уже к середине XX века, колхозному периоду, это крупный производственный навес, его можно использовать под реставрационную или ремесленную мастерскую. Рядом - колхозный комплекс: действующая конюшня с конным двором и выездкой, и скотоводческая ферма (возможно приспособить под универсальный зал, лекторий). Выгоны для скота, как им и положено, располагаются за огородами. Также за пределы жилой зоны с целью пожарной безопасности выносились такие постройки, как мангазея (общественный амбар), кузница, смолокурня, дег-тегонка, кожевня. У воды ставились бани. Размещение огородов было различным: как позади усадьбы, так и перед ней, на береговом склоне. В музее представлены все варианты, кроме того, огород усадьбы XVIII века решено расположить с отрывом от двора, на берегу реки, в целях показа льняной культуры, возделывание которой было характерно и распространено в Приангарье именно в то время.
Кпромысловомусектору относятся рыболовецкий стан с зимовьем и различными малыми формами, запроектированный напротив советского комплекса на берегу, и охотничье «ухожье», состоящее из зимовий XIX и XX столетий, лабаза, ловушек, размещенных на возвышенном участке за деревней, к нему ведет тропа через «степь» и «тайгу».
Эвенкийскийсектор. За пашенными угодьями, в отдалении обозначен этнографический сектор аборигенного населения, состоящий из зимнего стойбища и летнего юртовища. В обоих станах показаны чумы (крытые шкурами, корой), загон для оленей, лабазы, ловушки, сушилки, будки для охотничьих и ездовых собак. На зимнем стане показано лесное захоронение, на летнем - святилище. Имеется спуск к воде, где на берегу - эвенкийские лодки-плоскодонки.
С другой стороны деревенской околицы запланирована прогулочная лесная зона с экологической тропой и археологическийкомплекс, где можно показать раскопы, в павильонах разместить археологические находки. Для многодневного размещения посетителей предусмотрен гостиничный комплекс, включающий три усадьбы с «огородами», клуб для проведения конференций, других подобных мероприятий, банный комплекс. При желании гости могут ознакомиться с практикой возделывания различных старожильческих культур на огородах.
Экспозиционныемаршруты. Маршрутный план предполагает проведения экскурсий любой тематики. Маршруты разработаны таким образом, что возможен выбор очередности и полноты осмотра секторов, т.е. позволяет включать или исключать из экскурсии те или иные комплексы. Для достижения большего комфорта посетителям предоставляются музейные транспортные услуги: поездки на лошадях (верхом, на телегах), оленях, велосипедах, лодках. Минимальный маршрут включает осмотр только одного сектора, например, русского, компактно расположенного в центральной части музея.
Заключение
Музей деревянного зодчества «Илимская деревня» в Усть-Илимске посредством показа как подлинных памятников, так и реставрационных копий в окружении естественной для них среды, был задуман нами как значимая местная достопримечательность, способная продемонстрировать региональное своеобразие практически утраченного народного архитектурного наследия этой части Приангарья. Он мог стать посещаемым местными жителями, в первую очередь школьниками, молодежью, которые, скорее всего, уже никогда не увидят, не узнают деревенской жизни ангарских первопоселенцев, своих предков. Кроме того, несомненно, это был бы единственный в городе туристический объект такого рода, основу которого составляют оригинальные ретрообъекты. Увы, последние свидетели минувшей эпохи Илимского воеводства переехали в другой город, в соседний Братск. Как ни печально констатировать, но историческая нить в Усть-Илимске прервана...
Литература
Ангара - дочь Байкала. - Иркутск, 1994. Бубис Н. Г. Село «у Невона-камня»// Мозаика Иркутской губернии. Старинные селения Приангарья: очерки истории и быта XVIII-XX вв. - Иркутск, 2007. - С. 324-337. Бубнов А. С. Илимская пашня. Время перемен. - Иркутск, 2002.
Вагнер Г. К. Деревянное зодчество русских старожилов в Среднем Приангарье// Советская этнография. - 1956. - № 3. - С. 54-68.
Вилков О. Н., Резун Д. Я. Историко-архитек-турные особенности Илимского края в XVII в. // Известия СО АН СССР. - 1978. - № 1. -Серия общественных наук. Вып. 1. - С. 92-97.
Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в ХVII в. // Труды ИЭ им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Новая серия. Т. 55. -М, 1960.
Ковалев А.Я. Ангарский каскад. - М, 1975. Колгушкин В. Д. Развитие деревянного зодчества Нижнего Приангарья в процессе заселения и освоения района // Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII - начало XX в.). - Новосибирск, 1983. - С. 44-56.
Маковецкий И. В. Деревянное зодчество Среднего Приангарья XVI-XX вв. // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Ч. 1. Приангарье. - Новосибирск, 1971. - С. 106-143. Маслова Г. С., Сабурова Л. М. Этнографическое изучение русского колхозного крестьянства Восточной Сибири в 1957-1959 гг.// Советская этнография. -1960. - № 5. - С. 118-128. Маслова Г. С., Сабурова Л. М. Этнографическое изучение русского населения Восточной Сибири// Советская этнография. - 1958. - № 3. - С. 154-167. Нефедьева А. К. Мукомольный промысел в Среднем Приангарье (конец XIX - начало XX в.) // Тальцы. - 1997. - № 1(2). - С. 3-9. Нефедьева А. К. Памятники Илимска в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы»// Земля Иркутская. - 2006. - № 2(30). - С. 89-93.
Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Земля Иркутская деревянная. - М, 2004. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Избяная литургия: книга о русской избе. - М, 2002.
Роговской Е. О., Лохов Д. Н. Исследования древних культур Илима// Земля Иркутская. - 2006. - № 2(30). - С. 3-9. Сабурова Л. М. Культура и быт русского населения Приангарья. - Л, 1967. Тихонов В. В. Усадьба крестьянина Зарубина Среднего Приангарья начала XX века// Тальцы. - 2001. - № 1(12). - С. 66-70. Чертилов А. К. Объекты народного деревянного зодчества в зоне затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС (участок Иркутской области) // Проект Байкал. -2012.-№31.-С. 110-117.
Чертилов А. К. Прощание с Ёдармой // Наследие народов Российской Федерации. - 2011.-№3-4. -С. 79-82.
Шерстобоев В. Н. Илимская пашня. В 2 т. - Иркутск, 1949,1957.
Шмелев В. Г. Музеи под открытым небом: очерки истории возникновения и развития. - Киев, 1983.
текст: Мария Белова, Марк Меерович, Алексей Чертилов
фото: Алексей Чертилов
графика: Мария Белова
Журнал "Проект Байкал/Project Baikal" №35, 2012 год