Кузнецы Павел Денисов и Адрей Косых - слюдянские мастера художественной ковки
Категория: Слюдянский район : О районе
Предыдущая статья | Следующая статья
Мы - кузнецы. И дух наш молод...
Слова известной песни невольно вспоминаются, когда смотришь на работу мастеров кузницы Восточно-Сибирского филиала ОАО «Калуга Ремпутьмаш» (г. Слюдянка).
Вот и выяснилось, чьих рук дело - художественная ковка на вокзале Слюдянки...
А.Н. Косых работает в кузнице механического цеха, родился и вырос в Слюдянке, ему 36 лет. Окончив 50-ю школу, отслужил матросом в морской части во Владивостоке. Затем вернулся домой, устроился в ЖКХ, работал слесарем. Женат, вместе с супругой Натальей воспитывают дочь Дашу.
Жизнь его круто поменялась, когда Андрей пришел работать на железную дорогу в кузницу. И трудится кузнецом в механическом цехе уже 7 лет.
Вот как он вспоминает свои первые шаги в кузнице, в получении достаточно редкой специальности, как кузнец:
- Конечно, я ничего не знал из профессиональных навыков кузнеца. Но все постепенно можно познать. Если есть серьезное желание. И хорошо, когда рядом есть профессионал, который помогает. Кузнечному делу меня обучал Павел Николаевич Денисов, самый опытный среди кузнецов. Он и сейчас многое подсказывает по работе. Можно сказать, учусь у Павла постоянно.
- Сегодня я видел, как из печи кузнец достал длинную раскаленную «железяку» и вместе с помощником что-то выковывал на молоте.
- Это и есть кузнец Павел Денисов. Сегодня работа, можно сказать, простая - куем шестигранники для болтов. А в целом все детали, которые потом режутся на станках, мы предварительно отковываем, делаем заготовки. Все, что тяжелое, делаем на молотах, заготовки, кузнечный инструмент и по мелочи - хомуты, другое.
- На мой дилетантский взгляд, ковать можно почти любой металл, кроме чугуна, так как он хрупкий. Но прежде надо нагреть до необходимой температуры. Как кузнец определяет: хватит греть или погодить?
- По цвету. У каждого металла своя температура ковки.
- А когда кузнец клещами обратно относит тот же шестигранник в печь? Видимо, когда подстывает металл?
- Да, когда остывает, его надо снова греть в печи на горне.
- Там уголь горит? Видимо, очень жаркий уголь, так как надо же металл раскалить?
- Это кузнечный уголь, специальный.
—Я где-то читал, что уголь для ковки называют «пламенным». Он сгорает почти весь.
- Да. Кузнечный уголь дает мощный жар, можно сказать, с ним приятно, удобно работать. После него действительно практически нет золы: так что зимой нечем лед подсыпать.
- Шестигранник сейчас выкуют. Потом что с ним будет? Он из стали?
- Стальной. Потом нарежут сталь шестигранника на болты, в болтах нарежут резьбу.
- Андрей Николаевич, к годовщине Восточно-Сибирского филиала ОАО «Калуга Ремпутьмаш» проводился конкурс. Каждому цеху предлагалось сделать своеобразную визитную карточку из подручных материалов. Я видел и фотографировал все «визитки» - там и робот, и собачка из шестеренок, и наносправочник, и ослик, и дракончик. Чувствуется, что творчески и с юмором подошли к заданию все, кто принял участие. Среди победителей и Ваше произведение — корзина с цветами (розами) из металла. С чего Вы начинали, кто учил художественной ковке?
- Вот художественной ковке я обучался самостоятельно, методом проб и ошибок, где-то спрашивал, читал, узнавал. А началось все лет 7 назад, когда наш знаменитый на весь мир вокзал в Слюдянке полностью реконструировали и обновляли. Тогда поступил заказ выполнить художественную ковку: выполнить все так, как это было на вокзале сто лет назад.
- Что предстояло сделать и что было выполнено?
- Столбы, фонари, лавочки, ограждения и другое - все из металла выковано. Здесь работают опытные кузнецы, немного и художественную ковку знают, поэтому стали выполнять задание. Это Василий Стариков, Валерий Пахомов и я. Паша Денисов тогда был в отпуске. Нам предоставили чертежи, вот по ним в соответствии с размерами мы и делали художественную ковку для слюдянского вокзала.
- Вот выковали отдельные детали. Затем их скрепляют сваркой?
- Да, сваривают. И кроме перечисленного на самом здании вокзала по периметру кровли кованые ограждения также мы сделали. Симпатичные, немного как бы декоративные. На мой взгляд, просто и со вкусом было выполнено 100 лет назад. А мы восстановили вокруг вокзала все металлические изделия, как это и было.
- После этого и решил обучиться художественной ковке?
- Подумалось: а почему бы и нет? Сам стал пробовать. Обучения как такового не было, осваивал постепенно своими руками.
- Художественная ковка выполняется вручную? Молоток на 4-5 килограммов - и вперед?
- Конечно, вручную. Молоток для этих целей использую где-то 2,5-3 килограмма, с короткой ручкой. Он так и называется -ручник.
- Что выковал впервые самостоятельно?
- Сначала я, так сказать, творчески подошел к лавочке, которую мы делали, но она оказалась лишней для вокзала. Я добавил к лавочке кое-что свое, на свой вкус. Она в глаза не бросается, простая, теперь стоит недалеко от въездных ворот в «Ремпутьмаш», слева от памятника. Там стоят такие же ограждения, как на вокзале. Потом сделал вешалку. Просто нарисовал на бумаге и исполнил. Рамку для зеркала в бытовке.
- Нарисовать тоже не каждый сможет...
- Я мальчишкой 4 года отучился в художественной школе по классу рисования. Теперь немного жалею, что дальше не пошел учиться. Но, в принципе, мне хватает тех знаний, навыка, чтобы нарисовать то, что задумал. У меня отец Николай Иванович Косых работал директором клуба железнодорожников, мама Зоя Игоревна Карамышева пела в хоре, поэтому, видно, что-то мне передалось. Я в Доме пионеров по улице Парижской Коммуны учился стучать на барабанах. Ну, и у нас дома пианино было, отец и сестра играли. Потому я, глядя на них, освоил игру на клавишных. Играю без нот. Как говорится, слухач: подбираю мелодии, когда есть время. Дома у нас цифровое пианино.
- В художественной школе у кого учился?
- Меня учила Лариса Александровна, прекрасный человек. По-моему, она сейчас в Култуке живет.
- Начальство не ругает, что делаешь художественную ковку? Это же не на продажу?
- Я стараюсь делать так, чтобы одно другому не мешало. В свободное от основной работы время, чаще из обрезков, остатков металла, который никуда уже не пойдет. И это делаю для души. Я дарю свои поделки. Вот кусочка металла, который никому не нужен, примерно 6 на 7 см мне хватит на половину бутона розы.
Коллектив у нас прекрасный, я, когда хочу что-то вручную отковать, подхожу, сначала договариваюсь. Ребята всегда идут навстречу. Лучше коллектива, чем у нас в кузнице, я еще не видел.
- Вот выкованная из металла корзина с розами на конкурс - это не первые цветы, которые удалось сделать?
- Я ковкой цветов занимаюсь недавно. А первую розу выковал где-то года четыре назад. И по-моему, она у меня самая лучшая. Как-то так получилось. Я ее подарил товарищу, он в Байкальске живет.
- Жена как относится к Вашему творчеству? Дочка?
- Хорошо относятся. Жена понимает, что это не так просто выполнить. Но Наташа такой человек, что ей нравятся живые цветы и те, которые дома можно выращивать. А дочка Даша очень творческий человек. Все у нее хорошо получается. Возможно, мне удастся помочь ей стать кузнечных дел мастером по художественной ковке. Если она захочет. Есть у меня такая мечта. Можно же дома, во дворе, на даче установить маленькую кузницу.
- Смелая мысль. Очень интересная. Но здесь главное, конечно, — желание дочери. Андрей Николаевич, как быстро можно сделать одну розу из металла?
- Если ничто не отвлекает, то сейчас, набравшись опыта, я один смогу выковать розу примерно за три часа.
- Сам процесс изготовления розы как происходит? По порядку.
- Розу можно сделать по-разному. А я сначала беру две пластины, вырезаю ножницами или зубильцем лепестки, сверлю, насаживаю на стебель, прикрепляю. Потом грею на горне или на газорезке (если металл толстый), в процессе отжимаю, вывожу лепестки как мне нужно. Листочки отковываю каждый отдельно, чтобы он выглядел как настоящий лист дерева, растения: там есть каемочки, отводики, рубцы.
Но когда делали визитную карточку, и я выполнял корзину с розами, то из-за нехватки времени пришлось немного упростить изготовление роз. На визитку было всего три дня. И в данном случае у меня на корзинку ушло больше времени, чем на ковку всех роз, получился немного упрощенный вариант роз.
- Но все равно они выглядят очень изящно. Даже стальные. И корзинка с витой ручкой. Не зря это называется художественной ковкой. Надо бы где-то выставить, может быть, на том же вокзале, в сквере - в центре города, у паровоза, чтобы люди увидели, туристы. Так я думаю. И надеюсь, у Вас еще много задумок, глядя на которые, мы будем удивляться и радоваться: это произведения нашего земляка.
Обращаюсь к П.Н. Денисову:
-Павел Николаевич, Вы в кузнечном деле опытный профессионал, мне о Вас и всех коллегах-кузнецах и молотобойцах очень добрые слова сказал Андрей Косых. Я понаблюдал за тем, как Вы с напарником работаете с металлом. И, несмотря на то, что теперь кузнец молотом не машет целый день (молот же механический), видно, что требуется хорошая физическая подготовка: надо щипцами орудовать с тяжелым металлом.
Вот лежат готовые к отправке тяжеленные металлические «блины», формой похожие на огромные таблетки. Ваших рук дело? Что с ними дальше будет?
- Сначала об Андрее скажу: он молодец, делает такие вещи, которые идут от души, от сердца. Мы рады за него.
А это лежат уже выкованные заготовки. К нам они поступают высотой раза в три больше. По кузнечной терминологии это болванки или «чурки». Вот из них мы на молоте выковываем «таблетки», которые Вы увидели. Это делается для того, чтобы металл стал более прочным, вязким и выдерживал огромные нагрузки. Дело в том, что из этих заготовок в дальнейшем вытачиваются детали для использования их в механизмах, машинах на железной дороге.
- Понятно, что в работе кузнеца множество нюансов, но хотелось бы понять: вот шестигранник Вы довольно быстро прогревали, он в диаметре небольшой. А болванку мощную как греть, чтобы потом не было брака?
- Нюансов действительно много. Но при нагреве больших, массивных предметов, тех же болванок, надо соблюдать постепенный нагрев со всех сторон. То есть важна равномерность нагрева металла, тогда он будет готов для ковки.
- Серьезное дело — выпуск кузнечной продукции, тем более, этот металл, прошедший через кузницу, должен «работать» в любых условиях. В Сибири перепад температуры воздуха бывает 60 и более градусов, а эти детали испытывают нагрузку и нагреваются или зимой охлаждаются еще с большим перепадом.
- У нас очень хорошие специалисты - кузнецы, молотобойцы. Мы понимаем всю ответственность, которая возлагается на нас, работаем на совесть.
Беседовал Владимир Полторадядько. Фото автора
Газета «Слюдянка» №5 (48) от 1 февраля 2013 года