Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Кузнецы Павел Денисов и Адрей Косых - слюдянские мастера художественной ковки

Молотобоец Дмитрий Машуров и кузнец Павел Денисов

Андрей Косых

Павел Денисов

Мы - кузнецы. И дух наш молод...

Слова известной песни невольно вспоминаются, когда смотришь на работу мастеров кузницы Восточно-Сибирского филиала ОАО «Калуга Ремпутьмаш» (г. Слюдянка).

Вот и выяснилось, чьих рук дело - художественная ковка на вокзале Слюдянки...

А.Н. Косых работает в кузнице механического цеха, родился и вырос в Слюдянке, ему 36 лет. Окончив 50-ю школу, отслужил матросом в мор­ской части во Владивостоке. Затем вернулся домой, устро­ился в ЖКХ, работал слесарем. Женат, вместе с супругой На­тальей воспитывают дочь Дашу.

Жизнь его круто поменя­лась, когда Андрей пришел ра­ботать на железную дорогу в кузницу. И трудится кузнецом в механическом цехе уже 7 лет.

Вот как он вспоминает свои первые шаги в кузнице, в по­лучении достаточно редкой специальности, как кузнец:

- Конечно, я ничего не знал из профессиональных навыков кузнеца. Но все постепенно можно познать. Если есть се­рьезное желание. И хорошо, когда рядом есть профессио­нал, который помогает. Кузнеч­ному делу меня обучал Павел Николаевич Денисов, самый опытный среди кузнецов. Он и сейчас многое подсказывает по работе. Можно сказать, учусь у Павла постоянно.

- Сегодня я видел, как из печи кузнец достал длинную раскаленную «железяку» и вместе с помощником что-то выковывал на молоте.

- Это и есть кузнец Павел Денисов. Сегодня работа, мож­но сказать, простая - куем ше­стигранники для болтов. А в целом все детали, которые по­том режутся на станках, мы предварительно отковываем, делаем заготовки. Все, что тя­желое, делаем на молотах, за­готовки, кузнечный инстру­мент и по мелочи - хомуты, другое.

- На мой дилетантский взгляд, ковать можно почти любой металл, кроме чугуна, так как он хрупкий. Но прежде надо нагреть до необходимой температуры. Как кузнец оп­ределяет: хватит греть или по­годить?

- По цвету. У каждого метал­ла своя температура ковки.

- А когда кузнец клещами обратно относит тот же шес­тигранник в печь? Видимо, когда подстывает металл?

- Да, когда остывает, его надо снова греть в печи на горне.

- Там уголь горит? Видимо, очень жаркий уголь, так как надо же металл раскалить?

- Это кузнечный уголь, спе­циальный.

Я где-то читал, что уголь для ковки называют «пламенным». Он сгорает почти весь.

- Да. Кузнечный уголь дает мощный жар, можно сказать, с ним приятно, удобно работать. После него действительно прак­тически нет золы: так что зимой нечем лед подсыпать.

- Шестигранник сейчас вы­куют. Потом что с ним будет? Он из стали?

- Стальной. Потом нарежут сталь шестигранника на болты, в болтах нарежут резьбу.

- Андрей Николаевич, к го­довщине Восточно-Сибирского филиала ОАО «Калуга Рем­путьмаш» проводился конкурс. Каждому цеху предлагалось сделать своеобразную визит­ную карточку из подручных ма­териалов. Я видел и фотографи­ровал все «визитки» - там и робот, и собачка из шестеренок, и наносправочник, и ослик, и дракончик. Чувствуется, что творчески и с юмором подошли к заданию все, кто принял уча­стие. Среди победителей и Ваше произведение — корзина с цветами (розами) из металла. С чего Вы начинали, кто учил ху­дожественной ковке?

- Вот художественной ковке я обучался самостоятельно, мето­дом проб и ошибок, где-то спра­шивал, читал, узнавал. А нача­лось все лет 7 назад, когда наш знаменитый на весь мир вокзал в Слюдянке полностью реконст­руировали и обновляли. Тогда поступил заказ выполнить худо­жественную ковку: выполнить все так, как это было на вокзале сто лет назад.

- Что предстояло сделать и что было выполнено?

- Столбы, фонари, лавочки, ограждения и другое - все из ме­талла выковано. Здесь работают опытные кузнецы, немного и художественную ковку знают, поэтому стали выполнять зада­ние. Это Василий Стариков, Ва­лерий Пахомов и я. Паша Дени­сов тогда был в отпуске. Нам предоставили чертежи, вот по ним в соответствии с размера­ми мы и делали художественную ковку для слюдянского вокзала.

- Вот выковали отдельные детали. Затем их скрепляют сваркой?

- Да, сваривают. И кроме пе­речисленного на самом здании вокзала по периметру кровли ко­ваные ограждения также мы сде­лали. Симпатичные, немного как бы декоративные. На мой взгляд, просто и со вкусом было выпол­нено 100 лет назад. А мы восста­новили вокруг вокзала все метал­лические изделия, как это и было.

- После этого и решил обу­читься художественной ковке?

- Подумалось: а почему бы и нет? Сам стал пробовать. Обу­чения как такового не было, ос­ваивал постепенно своими ру­ками.

- Художественная ковка вы­полняется вручную? Молоток на 4-5 килограммов - и впе­ред?

- Конечно, вручную. Молоток для этих целей использую где-то 2,5-3 килограмма, с короткой ручкой. Он так и называется -ручник.

- Что выковал впервые само­стоятельно?

- Сначала я, так сказать, твор­чески подошел к лавочке, кото­рую мы делали, но она оказа­лась лишней для вокзала. Я до­бавил к лавочке кое-что свое, на свой вкус. Она в глаза не броса­ется, простая, теперь стоит не­далеко от въездных ворот в «Рем­путьмаш», слева от памятника. Там стоят такие же ограждения, как на вокзале. Потом сделал ве­шалку. Просто нарисовал на бу­маге и исполнил. Рамку для зер­кала в бытовке.

- Нарисовать тоже не каждый сможет...

- Я мальчишкой 4 года оту­чился в художественной школе по классу рисования. Теперь не­много жалею, что дальше не пошел учиться. Но, в принципе, мне хватает тех знаний, навыка, чтобы нарисовать то, что задумал. У меня отец Нико­лай Иванович Ко­сых работал ди­ректором клуба железнодорож­ников, мама Зоя Игоревна Карамышева пела в хоре, поэтому, видно, что-то мне передалось. Я в Доме пионеров по улице Париж­ской Коммуны учился стучать на барабанах. Ну, и у нас дома пиани­но было, отец и сестра играли. Потому я, глядя на них, освоил игру на клавишных. Играю без нот. Как говорится, слухач: под­бираю мелодии, когда есть вре­мя. Дома у нас цифровое пиа­нино.

- В художественной школе у кого учился?

- Меня учила Лариса Алек­сандровна, прекрасный чело­век. По-моему, она сейчас в Култуке живет.

- Начальство не ругает, что делаешь художественную ков­ку? Это же не на продажу?

- Я стараюсь делать так, что­бы одно другому не мешало. В свободное от основной работы время, чаще из обрезков, остатков металла, который никуда уже не пойдет. И это делаю для души. Я дарю свои поделки. Вот кусочка металла, который нико­му не нужен, примерно 6 на 7 см мне хватит на половину бу­тона розы.

Коллектив у нас прекрасный, я, когда хочу что-то вручную отковать, подхожу, сначала дого­вариваюсь. Ребята всегда идут навстречу. Лучше коллектива, чем у нас в кузнице, я еще не видел.

- Вот выкованная из метал­ла корзина с розами на конкурс - это не первые цветы, которые удалось сделать?

- Я ковкой цветов занимаюсь недавно. А первую розу выко­вал где-то года четыре назад. И по-моему, она у меня самая лучшая. Как-то так получилось. Я ее подарил товарищу, он в Байкальске живет.

- Жена как относится к Ва­шему творчеству? Дочка?

- Хорошо относятся. Жена по­нимает, что это не так просто выполнить. Но Наташа такой человек, что ей нравятся живые цветы и те, которые дома мож­но выращивать. А дочка Даша очень творческий человек. Все у нее хорошо получается. Воз­можно, мне удастся помочь ей стать кузнечных дел мастером по художественной ковке. Если она захочет. Есть у меня такая мечта. Можно же дома, во дво­ре, на даче установить малень­кую кузницу.

- Смелая мысль. Очень ин­тересная. Но здесь главное, ко­нечно, — желание дочери. Анд­рей Николаевич, как быстро можно сделать одну розу из ме­талла?

- Если ничто не отвлекает, то сейчас, набравшись опыта, я один смогу выковать розу при­мерно за три часа.

- Сам процесс изготовления розы как происходит? По поряд­ку.

- Розу можно сделать по-раз­ному. А я сначала беру две пла­стины, вырезаю ножницами или зубильцем лепестки, сверлю, насаживаю на стебель, прикреп­ляю. Потом грею на горне или на газорезке (если металл тол­стый), в процессе отжимаю, вы­вожу лепестки как мне нужно. Листочки отковываю каждый отдельно, чтобы он выглядел как настоящий лист дерева, расте­ния: там есть каемочки, отводики, рубцы.

Но когда делали визитную кар­точку, и я выполнял корзину с розами, то из-за нехватки време­ни пришлось немного упрос­тить изготовление роз. На визит­ку было всего три дня. И в дан­ном случае у меня на корзинку ушло больше времени, чем на ковку всех роз, получился немного упрощенный вариант роз.

- Но все равно они выглядят очень изящно. Даже стальные. И корзинка с витой ручкой. Не зря это называется художе­ственной ковкой. Надо бы где-то выставить, может быть, на том же вокзале, в сквере - в центре города, у паровоза, что­бы люди увидели, туристы. Так я думаю. И надеюсь, у Вас еще много задумок, глядя на которые, мы будем удивлять­ся и радоваться: это произве­дения нашего земляка.

Обращаюсь к П.Н. Денисову:

-Павел Николаевич, Вы в кузнечном деле опытный про­фессионал, мне о Вас и всех коллегах-кузнецах и молото­бойцах очень добрые слова сказал Андрей Косых. Я понаб­людал за тем, как Вы с напар­ником работаете с металлом. И, несмотря на то, что теперь кузнец молотом не машет це­лый день (молот же механи­ческий), видно, что требуется хорошая физическая подготов­ка: надо щипцами орудовать с тяжелым металлом.

Вот лежат готовые к отправ­ке тяжеленные металличес­кие «блины», формой похожие на огромные таблетки. Ваших рук дело? Что с ними дальше будет?

- Сначала об Андрее скажу: он молодец, делает такие вещи, которые идут от души, от серд­ца. Мы рады за него.

А это лежат уже выкованные заготовки. К нам они поступа­ют высотой раза в три больше. По кузнечной терминологии это болванки или «чурки». Вот из них мы на молоте выковы­ваем «таблетки», которые Вы увидели. Это делается для того, чтобы металл стал более проч­ным, вязким и выдерживал ог­ромные нагрузки. Дело в том, что из этих заготовок в дальней­шем вытачиваются детали для использования их в механиз­мах, машинах на железной до­роге.

- Понятно, что в работе куз­неца множество нюансов, но хотелось бы понять: вот шес­тигранник Вы довольно быст­ро прогревали, он в диаметре небольшой. А болванку мощ­ную как греть, чтобы потом не было брака?

- Нюансов действительно много. Но при нагреве боль­ших, массивных предметов, тех же болванок, надо соблюдать постепенный нагрев со всех сторон. То есть важна равно­мерность нагрева металла, тог­да он будет готов для ковки.

- Серьезное дело — выпуск кузнечной продукции, тем бо­лее, этот металл, прошедший через кузницу, должен «рабо­тать» в любых условиях. В Си­бири перепад температуры воз­духа бывает 60 и более граду­сов, а эти детали испытывают нагрузку и нагреваются или зимой охлаждаются еще с большим перепадом.

- У нас очень хорошие спе­циалисты - кузнецы, молото­бойцы. Мы понимаем всю от­ветственность, которая возлага­ется на нас, работаем на со­весть.

 

Беседовал Владимир Полторадядько. Фото автора

Газета «Слюдянка» №5 (48) от 1 февраля 2013 года