Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Мнения студентов о новой стратегии развития Иркутского государственного университета (ИГУ)

Студенты истфака и члены научного политологического клуба «Пантеон», среди которых Скрипучий Дмитрий, Иванов Кирилл, Данилов Сергей и Топханов Алексей приняли участие в круглом столе на тему «Мнения студентов о новой стратегии развития ИГУ». На встрече присутствовал кандидат на должность ректора проректор по учебной работе Гутник И.Н., председатель профкома студентов ИГУ Манзула Александр и представители всех факультетов и институтов ИГУ. Все участники сразу же стали ссылаться на отсутствие у университета современной социальной инфраструктуры: отсутствие гардероба в корпусе у физиков и математиков, неэффективное использование задних дворов зданий ИГУ, нехватка спортивных, культурных и иных комплексов и т.д. Ребята вспомнили полуаварийное состояние некоторых объектов общежития и другие проблемы, связанные с внутренним порядком поведения и организацией общественного быта среди иногородних студентов (штрафные субботники, комендантское время). Историки признали некоторые правила атавизмами XXI века, по теме общежитий они предложили развивать практику стройотрядов внутри данного сообщества для косметического, а в некоторых случаях и капитального ремонта, чтобы руководил работами человек со строительным опытом, так называемый прораб. Члены клуба «Пантеон» пояснили, что эта идея могла бы способствовать возрождению курсов «Сделай сам», в которых студент осваивает необходимые навыки. Предложение актуально, потому что молодые люди входят во взрослую жизнь зачастую неприспособленными к производству элементарных работ.

Всё, что перечислялось студентами разных факультетов, можно в стратегии университета свести к одной группе проблем, связанных с неразвитостью материально – технической базы, для улучшения которой необходима полномасштабная ревизия и инвентаризация всех фондов, о чём упомянули студенты истфака. Каждый тянул одеяло на себя, забывая о терминологии, употреблённой в названии темы. Безусловно, внешний облик университета, состояние его интерьеров, оборудование играют важную роль в популярности ВУЗа среди абитуриентов, притягивают их, как магнит, поступить в университет, так как часто многие судят по одежке, а не по делам. Но всё-таки, когда мы говорим о стратегии, то она подразумевает больше, чем просто улучшение состояния объектов. Стратегия должна содержать ряд приоритетных проектов, которые выведут ВУЗ на кардинально новый уровень развития и сделают его выпускников конкурентоспособными как в РФ, так и за рубежом.

Историки, как и положено, начали доклад с хронологии появления вузов:

  1. Первые классические (теологические) университеты появились в Европе в XI-XII вв. и ориентировались на трансляцию универсума знаний (Болонский, Парижский, Оксфордский университеты);
  2. Исследовательские университеты возникли в XIX в. по модели Вильгельма фон Гумбольдта и предназначались для генерации научных знаний и подготовки исследователей;
  3. Индустриальные вузы (высшие профессиональные школы и политехнические училища), сложились в начале XX в. для обеспечения бурного роста промышленности после Промышленной революции, связанного сначала с изобретением парового двигателя, а затем с открытием электричества, строительством железных дорог и началом автомобилестроения на базе фордизма.

Самым принципиальным является вопрос о появлении университетов следующего поколения, отличных от приведённых трёх моделей высшего образования, о чём говорили историки.

Члены клуба «Пантеон» обозначили ряд ключевых пунктов для нового этапа в эволюции вуза. Делегаты подчеркнули, что в XXI в. ВУЗы должны принять новый облик, поэтому было предложено провести конкурс на лучшее эссе на тему «Университет нового поколения» среди всего сообщества Alma mater. Работы могли бы быть приняты во внимание всем академическим коллективом.

Кроме того, студенты истфака предложили ряд прорывных идей с обоснованием их необходимости:

  1. Проблема роста экономики РФ напрямую связана с доходами её граждан. Государство крайне заинтересовано в развитии малого бизнеса и в стимулировании высокого уровня потребления продуктов, сделанных в РФ. Стране необходимо расширение внутреннего рынка, методом достижения этой задачи является создание университетского бизнес-инкубатора для коммерциализации научных изысканий. Сегодня главная проблема науки – это не её недофинансированность, хотя это важно, а её невостребованность экономикой, потребителями. Студенты истфака упомянули опыт многих стран, ВУЗы которых вводят обязательный курс бизнес-планирования, по окончании которого каждый студент обязан, вне зависимости от специальности, представить свой бизнес-проект, используя методы SWAT и PEST – анализов. Создание такой структуры позволило бы творческим студентам реализовать свои инновационные и другие идеи. Кроме того можно было бы подумать об организации серьёзных предприятий на базе ИГУ, ориентированных на достижение практических целей, например, группа по изучению проблем городской инфраструктуры Иркутска и т.д.
  2. В век IT и глобализации конкуренция на рынке труда обязывает выпускников владеть английским и ИКТ на высоком уровне, поэтому члены клуба предложили ввести непрерывные курсы обучения для всех желающих, а создание новых лингафонных кабинетов в каждом корпусе ИГУ усилило бы студенческую активность. Занятия бы велись с первого до последнего курса, и студенты могли бы освоить все современные программы, связанные с построением диаграмм, таблиц, компьютерной графикой, веб-программированием и т.д. Актуально это потому, что компьютерная грамотность, умение делать презентации ещё не достигли высокого уровня среди студентов.
  3. Задача любого ВУЗа – это расширение территории с помощью оформления права собственности и её благоустройство (квартиры для молодых сотрудников, дворцы культуры и творчества и т.д.), поэтому историки подчеркнули необходимость ухода ИГУ от арендной зависимости.
  4. Обновление устаревших учебно-методических комплексов является первостепенной задачей ВУЗа, так как прогресс не стоит на месте. Новые теории, изобретения появляются с немыслимой скоростью, поэтому было предложено адаптировать учебные планы к мировым стандартам. Так, например, когда началась «Арабская весна» на Ближнем Востоке, должен был появиться преподаватель, который бы занялся проблемой и разработал бы курс по этой теме. Гибкость учебных материалов – залог качественного образования.
  5. Вопросы о понижении степени самообразования студентов (они вынуждены сами искать материалы, в то время, как некоторые преподаватели крайне скудно дают представление о предмете), об умении быстро подобрать замену уволенным или заболевшим преподавателям – это сугубо организационные проблемы, но если к ним относиться равнодушно, то студенты не смогут получить достойное образование.
  6. Студенты истфака упомянули о проблеме оттока молодых кадров, и выразили мнение о том, что администрация должна как хищник вцепляться в каждого сотрудника, чтобы он оставался и не переходил в другой ВУЗ или не уезжал за границу.
  7. Для того, чтобы ИГУ выделился на фоне других ВУЗов города коллектив клуба «Пантеон» вспомнил существовавшие ранее военные кафедры и предложил воссоздать такую кафедру в ИГУ для подготовки офицеров запаса ВС РФ, лоббируя эту идею в Министерстве образования и Министерстве обороны. Это актуально, так как РФ, судя по Военной Доктрине, не собирается переходить на контрактную армию. Также историки ратовали за то, чтобы ИГУ ввёл свои вступительные испытания по примеру МГУ или СПБГУ, чтобы главным приоритетом университета было не количество студентов, а их знания, то есть востребованность работодателями. Качество образования падает с каждым годом, и знания выпускников не поддаются тщательному контролю. Очевидно, что в стране существует серьёзный перекос специалистов, имеющих высшее образование.  Если наш ВУЗ борется за качество, ему необходимо ввести специальные окончательные экзамены, похожие по форме на ЕГЭ, чтобы "дурь каждого была видна", как писал Пётр I. Конечно, России рано или поздно придется радикально сокращать количество студентов ВУЗов, иначе мы окажемся в тупике. И если ИГУ мыслит стратегически, то важно постепенно идти к этому, а то потом произойдет революция в образовании, и удар будет больнее для всех сотрудников ВУЗов.
  8. Университету необходима активизация международных связей для увеличения объёма выезжающих и приезжающих студентов и практика двудипломного образования.

В конце историки сделали вывод о том, что если их мнения будут учтены, то университет ждёт светлое будущее. А кандидату на пост ректора они напомнили, что главная задача руководителя любого звена – заставить работать своих коллег.

 

Cтуденты 4 курса исторического факультета ИГУ Дмитрий Скрипучий и Кирилл Иванов