Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Байкальский гражданский форум ставит новые задачи в деле сохранения историко-ландшафтных памятников в Иркутской области

В конце июня на площадке Восточно-Сибирской академии образования прошел III Байкальский гражданский форум, который собрал 312 участ­ников - представителей различных уровней власти, бизнес-сообществ, общественных и некоммерческих организаций. Прибыли гости из 35 тер­риторий Иркутской области, общественные деятели и представители Об­щественных палат из 11 субъектов Российской Федерации - Москвы, Новосибирской, Томской, Воронежской, Кемеровской, Смоленской, Амур­ской областей, Пермского, Забайкальского, Алтайского краев, респуб­лики Хакасия.

В рамках форума 30 июня со­стоялся круглый стол «Сохранение историко-ландшафтных и топони­мических памятников региона: со­временное видение проблемы и пути решения».

Одним из основных вопросов, обсуждаемых на круглом столе, прозвучала тема создания в Ир­кутске «Байкальского националь­ного центра изучения человека», используя тактико-географиче­ские возможности Глазковского некрополя в качестве системооб­разующей площадки. Глазковский некрополь - уникальный археоло­гический памятник Иркутской области, единственный в мире со­хранившийся в центре большого города - Иркутска. Здесь нашли захоронения и стоянки людей, живших более 7-8 тысяч лет назад (неолит), а также в поздний пе­риод древнего каменного века (верхний палеолит, более 30-35 тысяч лет). По возрасту глазковские захоронения старше египет­ских пирамид, и при хорошей ор­ганизации этот памятник археологии мог бы стать объектом мирового наследия, который при­влекал бы значительные потоки туристов.

Инициатива ученых была под­держана предыдущим губернато­ром Д.Ф. Мезенцевым, и хочется надеяться, что нынешние власти не оставят без внимания идею создания «Байкальского нацио­нального центра изучения чело­века». Хотя, по словам Германа Ивановича Медведева, ученые уже 120 лет занимаются исследова­нием этого могильника. Еще при советской власти планировали от­крыть музей археологии, но до сих пор проблема не решена.

Виталий Барышников, недавно назначенный министром культуры Иркутской области, отметил, что тема защиты объектов культур­ного наследия без тесной взаимо­связи общественных организаций, особенно регионального отделе­ния Общества охраны памятников, государственных органов и биз­нес-структур, невозможна. Это хорошо продемонстрировано на примере регенерации 130 квар­тала. Конечно, не все получилось, как хотелось бы, частично нару­шена сама историческая среда, но все памятники в этом квартале от­реставрированы, и не просто так, а по утвержденным проектам, со всеми согласованиями и экспер­тизой. Надо отметить, что все ра­боты были сделаны за счет инвесторов. Этот проект пока не имеет аналогов в России.

В прошлом году Служба по охране культурного наследия под­готовила доклад «О состоянии дел в сфере охраны объектов культур­ного наследия Иркутской обла­сти». Эта работа была проделана при активном участии региональ­ного отделения ВООпИиК. Вита­лий Владимирович отметил, что Иркутская область подготовила доклад первой в России и полу­чила широкое одобрение на X съезде Органов охраны памятни­ков, который прошел в Иркутске осенью прошлого года. Сейчас эта норма записана в федеральном законе об охране памятников, на­чиная с этого года ежегодно будет готовиться государственный до­клад о состоянии объектов куль­турного наследия, в котором каждый регион будет представ­лять свою часть.

Еще одна тема, которая была затронута и на пленарном заседа­нии, и на круглом столе - это ра­бота общественного совета при правительстве области по вопро­сам охраны объектов культурного наследия. Дело в том, что раньше существовал научно-методиче­ский совет при Службе по охране объектов культурного наследия, который, после внесения измене­ний в законодательство, должен был трансформироваться в совет при правительстве. Но этот сове­щательный орган так и не начал работать на территории нашей области, с ним происходит прямо- таки мистическая история. Стоит только губернатору принять реше­ние о создании этого органа, как его тут же снимают (или он поги­бает, как это было с Есиповским). Так продолжается с 2008 года. Д.Ф. Мезенцев несколько лет откладывал подписание этого доку­мента, и как только был создан общественный совет, сразу же подал в отставку. В. Барышников пообещал приложить все усилия, чтобы Совет все-таки начал свою работу. Губернатор С. Ерощенко также подтвердил, что не боится никакой мистики, и если такой орган нужен нашей области, то он будет действовать.

В своем выступлении Виталий Владимирович подчеркнул не­обходимость тесного сотрудниче­ства общественной организации по сохранению памятников и госу­дарственных органов. Так в ре­зультате совместных усилий удалось выиграть прецедентный для нашей страны процесс - ста­рейший памятник деревянного зодчества Дом Шубиных был изъят у собственников. Решение это было принято совсем недавно и вступило в силу 10 июня этого года. Теперь министерство иму­щественных отношений должно подготовить документы по выстав­лению на торги этого объекта с условием полной его реставрации в кратчайшие сроки. Следующим на очереди будет решение во­проса об изъятии у собственников доходного дома Пророковой, рас­положенного по адресу бульвар Гагарина, 30. В январе 2011 года произошло возгорание объекта культурного наследия, и никаких действий по его восстановлению собственники не предпринимают, не реагируют ни на предупрежде­ния, ни на предписания.

Продолжается судебный про­цесс и по Красным казармам, где собственники надеялись по-бы­строму снести здание, а потом каким-то образом урегулировать этот процесс. Но благодаря дей­ствиям Службы по охране культур­ного наследия и ИРО ВООПИиК эта история получила широкий ре­зонанс. Сегодня история не закон­чилась, процесс продолжается, и нельзя ослаблять общественный контроль этой ситуации.

Сдвинулась с мертвой точки работа по возвращению историче­ских названий некоторым иркут­ским улицам. По мнению специалистов, это придаст на­шему городу некую самобытность, подчеркнет еще больше историче­ский статус Иркутска. Но все-таки не надо впадать в крайности, воз­вращены должны будут имена только историческим улицам, ко­торых должно быть порядка двадцати.

Еще одна тема, которую затро­нули участники круглого стола - это подготовка реставрационных кадров. Регенерация 130 квар­тала, когда проводились масштаб­ные работы, показала, что у нас катастрофически не хватает ре­ставраторов. Та школа, которую создала Галина Геннадьевна Оран­ская, практически исчезла. Мало того, что у нас в регионе не гото­вят мастеров-реставраторов, но еще и под угрозой закрытия ока­залась специальность в НИ ИрГТУ «Реставрация и реконструкция ар­хитектурного наследия».

Вице-мэр г. Иркутска Дмитрий Валерьевич Разумов осветил си­туацию с памятниками деревян­ного зодчества в нашем городе. Дело в том, что когда начался про­цесс приватизации, жители ветхих деревянных домов не захотели оформлять в собственность свое жилье, таким образом около 80% домов в центре города оказалось в муниципальной собственности. Несколько лет назад жителей из деревянных памятников начали расселять согласно №185-ФЗ «О Фонде содействия реформиро­ванию жилищно-коммунального хозяйства». Но как выяснилось, по этому закону после расселения здание должно быть обязательно снесено, а это положение всту­пает в противоречие с законом о сохранении культурного наследия, который запрещает сносить па­мятники. В таком юридическом коллапсе оказалось 49 деревян­ных домов-памятников.

После всевозможных юриди­ческих и судебных разбирательств руководство города создало ОАО «Агентство развития памятников Иркутска» со 100-процентным му­ниципальным капиталом, которое полностью подконтрольно и под­отчетно властям.

Изюминка работы этого но­вого органа заключается в том, что изначально все права на па­мятник передаются Агентству, ко­торое ищет инвестора и параллельно занимается подго­товкой и сбором всех документов, необходимых для реставрации, что занимает порядка двух-трех лет. Инвестор на свои средства восстанавливает памятник, и только после выполнения всех работ объект передается ему в собственность со всеми обременениями по сохранению. Такая сложная процедура придумана для того, чтобы обезопасить па­мятник от привычной для Иркутска ситуации, когда деревянный дом оформляется в собственность, затем сжигается, и на его месте возводится новое строение. С другой стороны, инвестор будет освобожден от рутины по сбору всех подписей и согласованию проекта реставрации, что зани­мает уйму сил, времени и нервов. Специалисты надеются, что после того как инвестор восстановит па­мятник, уже не в его интересах будет уничтожение дома. На сего­дняшний момент все 49 расселен­ных памятников муниципальной собственности переданы агент­ству, которое занимается оформ­лением на них всех документов и поиском инвесторов.

С докладом по Кругобайкальской железной дороге выступил А.К. Чертилов: «Этот удивитель­ный природно-культурный объект расположен в Слюдянском районе Иркутской области, протянулся по южному берегу Байкала. Говоря сегодня о Кругобайкальской до­роге, мы имеем в виду только ее западную часть, протянувшуюся почти на 100 километров - от ис­тока реки Ангары, из-под мыса Баранчук, до Слюдянки, состоящей на государственной охране феде­рального значения как комплекс­ный памятник истории, культуры и природы. Исторически же вся «Зо­лотая пряжка» в начале прошлого столетия сомкнула «стальной пояс России» на отрезке в 244 версты (сегодня - 260 км) между стан­циями Байкал и Мысовая.

За последние два-три десятка лет это достопримечательное место приобрело известность да­леко за пределами Сибири как ис­торическая, по сути - музейная железная дорога. Кругобайкалка - это не только любимое многими место отдыха с увлекательными и познавательными туристическими маршрутами, это также уникаль­ная, не имеющая аналогов во многих отношениях и до конца еще не осмысленная естествен­ная инженерно-архитектурная, природно-ландшафтная лабора­тория, доступный и благодатный полигон не только для научных ис­следований, но и достойный при­мер для обучения будущих архитекторов, ландшафтников, дизайнеров, железнодорожников, строителей и пр.

Идея музеефикации «Золотой пряжки» давняя. Какой конкретно ей будет придан юридический ста­тус - «музей-заповедник», «музейно-туристический комплекс» или другой подобный - отдельный вопрос. Сегодня же КБЖД оста­ется действующим тупиковым звеном в составе Восточно-Си­бирской железной дороги.

Из-за особо сложной геологи­ческой ситуации, чрезвычайно пе­ресеченного характера местности, на предгорном участке Байкал - Култук в начале XX века появилось около 800 капитальных инженерных сооружений. Мысы, скальные прижимы пронизаны 39-ю тоннелями. Для защиты же­лезнодорожного полотна от гор­ных обвалов и камнепадов построено 16 отдельно стоящих и еще порядка 40 пристроенных к тоннелям галерей. Водотоки долин, распадков и ложбин - их здесь примерно 230 - пройдены водопропускными сооружениями мостами, виадуками, трубами. Всего около 470 единиц, которые, в свою очередь, в 15% случаев до­полнены самостоятельными водо­регулирующими конструкциями - различными искусственными рус­лами, лотками. Берега, полотно, скальные выемки укреплены и за­щищены более чем 200 капиталь­ными (каменными на растворе) стенками различного назначения - подпорными, предохранитель­ными, одевающими, камнеулавли- вающими,берегоукрепительными, волнобойными и пр. Кроме того, почти одна треть всей линии до­роги имеет каменное мощение от­косов полотна и нагорных склонов, выполненного методом сухой кладки.

Для обеспечения бесперебой­ного движения поездов на участке Байкал - Култук было организо­вано пять станций и столько же блокпостов, где расположены пас­сажирские и производственные здания, жилые дома и хозяйствен­ные постройки железнодорожни­ков. А на участках между ними, станциями и блокпостами уста­новлены сторожевые дома, ка­зармы и полуказармы. Практически все постройки были выполнены из дерева. На сегодня вдоль дороги сохранилось не более 200 таких зданий и соору­жений, что составляет 30-40% от построенных в начале XX столе­тия.

Сами по себе интереснейшие инженерные и архитектурные объ­екты, пожалуй, не были бы столь значительными, не будь они встроены человеческим гением в береговой рельеф озера. Безупречное сочетание рукотвор­ных объектов с живописными, разнообразными байкальскими ландшафтами делает Старую До­рогу неповторимой.

Ныне предгорный участок до­роги Байкал - Култук составляет чуть больше 85 километров - от 71/72-километрового столба в на­чале станции Байкал до столба 157/158 км за речкой Безымянка, недалеко от станции Култук. С фрагментом же от Култука до Слюдянки - 97 км. Остался также незатопленным небольшой отрезок Иркутско-Байкальской ветки в ис­токе реки Ангары (3-4 км), сты­кующийся с КБЖД. Вместе с ним дорога-памятник протянулась по берегу Священного моря на все 100 километров.

Территориально Кругобайкальская дорога входит в берего­вую зону уникального памятника природы - озера Байкал, внесен­ного ЮНЕСКО в 1996 году в Спи­сок всемирного наследия под номером 754. То есть, косвенно КБЖД входит в состав природного объекта высшей номинации. Но и без этого Старая Дорога достойна включения в качестве самостоя­тельного объекта в Список между­народных непреходящих ценностей.

На Западном участке Кругобайкальской дороги (Байкал - Култук) сохранился практически весь инженерный комплекс в пер­возданном виде. По колоссальной насыщенности только техниче­скими сооружениями «Золотую пряжку» Транссиба можно смело номинировать в Книгу рекордов Гиннесса.

Кругобайкальская железная дорога, западная ее часть, в конце прошлого столетия совершенно заслуженно взята под государст­венную охрану, притом - трижды. Первый раз, в 1980 году, Запад­ный участок от станции Байкал до Култука стал памятником истории, науки и техники местного (област­ного) значения с формулировкой- обоснованием «...является памятником технических достиже­ний России того времени». Второй раз - в 1982 году- тот же отрезок Байкал - Култук был объявлен историко-архитектурной и ланд­шафтной заповедной территорией (заповедным местом) также ре­гионального значения. И в третий раз, в 1995 году, комплекс КБЖД объявляется памятником феде­ральной категории охраны - уча­сток от станции Байкал, теперь уже до станции Слюдянка включи­тельно, внесен в Перечень объ­ектов исторического и культурного наследия, в раздел «Памятники архитектуры и градостроитель­ства».

В 1996 году сотрудниками Центра по сохранению историко- культурного наследия Иркутской области в рамках правительствен­ной программы по уточнению со­става памятников федерального значения был составлен Список объектов, входящих в ансамбль Кругобайкальской железной до­роги, охватывающий ее Западный участок от станции Байкал до станции Слюдянка. Всего в Спи­сок включены 804 позиции, в кото­рых отражены отдельные объекты и комплексы. В действительности же только инженерные сооружения в структуре КБЖД представлены, как уже отмечалось, порядка 800 объ­ектами. В Списке некоторые из них сгруппированы в локальные инже­нерно-технические комплексы. То же и с архитектурными постройками. По­этому позиций в Списке меньше, чем общее количество исторически ценных зданий и сооружений. Фактически со­хранившиеся отдельные кругобайкальские историко-культурные объекты (инженерные, архитектурные) вместе составляют более 1000 единиц.

Кроме того, природно-ландшафтные объекты учитываются природо­охранными организациями в отдельных, постоянно обновляемых списках, так как ежегодные экспедиции приносят новые открытия. В официаль­ных списках природных и природно- ландшафтных памятников Иркутской области, озера Байкал числится не­сколько десятков объектов, располо­женных в зоне КБЖД. Ряд из них - Шаман-камень, «Ворота Байкала - исток Ангары», Белая Выемка, Слюдянские озера, мыс Шаманский и некото­рые другие - в те же 1980-е годы взят под государственную охрану в качестве самостоятельных памятников природы областного (регионального) значения. Здесь встречаются типичные, редкие и эндемичные представители раститель­ного и животного мира, в том числе ис­чезающие и внесенные в различные Красные книги - России, Иркутской области, Республики Бурятия, Монго­лии, других регионов.

Несмотря на досадные утраты и ис­кажения в архитектурном комплексе Старой Дороги, она продолжает оста­ваться неповторимым историко-куль­турным, природно-ландшафтным ансамблем. Кругобайкалка стоит особ­няком в ряду культурного наследия не только железнодорожного, не только российского, но и мирового.

Сегодня по КБЖД практически не осуществляются грузовые и пассажир­ские перевозки (за исключением не­значительного объема туристических). Изъятие дороги из производственно- транзитного оборота сказалось и на местных жителях: из-за безработицы они оставляют обжитые места. Поселки пустеют, здания, в том числе памятники деревянной архитектуры, продолжают незаконно разбираться. Это одна сто­рона. Есть и другая, более оптимистич­ная.

Снятие военизированной охраны с тупикового участка КБЖД в конце 1950-х годов дало возможность для его свободного посещения. В 1960-х до­рогу открывают первые путешествен­ники, в 1970-1980-е ее пропагандируют как культурную и национальную досто­примечательность, начинается ее тури­стическое освоение, поначалу стихийное, потом организованное. С начала 1990-х здесь появилось более десятка стационарных ведомственных и част­ных баз отдыха и турбаз, сегодня эта тенденция продолжает развиваться. Кроме того, «Золотая пряжка» входит в международные маршруты «на коле­сах» по Транссибу, сюда постоянно «за­глядывают» на день-два российские и зарубежные турпоезда.

В российской и зарубежной прак­тике наработан достаточный пакет за­конодательной, нормативной и методической документации в отноше­нии исторических и природных запо­ведных территорий, объектов градостроительного наследия, что поз­воляет принимать в отдельных случаях взвешенные проектные решения. В ос­новной набор таких инструментов вхо­дят:

 

  • комплекс предпроектных научных исследований
  • определение предметов охраны объекта наследия
  • историко-архитектурные и историко-градостроительные опорные планы
  • установление зон охраны объ­ектов наследия, исторических ланд­шафтов и зон регулирования
  • хозяйственной деятельности
  • функциональное и ланд­шафтное зонирование территорий
  • правила землепользования (зонирования)
  • специальные градострои­тельные регламенты
  • разработка научных обосно­ваний для принятия проектных ре­шений, определение проектного метода
  • выполнение специальных разделов по охране и сохранению культурного наследия при разра­ботке градостроительной и другой проектной документации
  • и наконец, историко-культур­ная экспертиза нормативной, про­ектной, землеустроительной документации.

Ни один из этих нормативно- правовых, проектных документов для КБЖД не разработан.

Только на основании перечис­ленных предпроектных, обосновы­вающих научных, экологических и градорегулирующих материалов, документов должны выполняться проекты генеральных планов, про­екты планировки, проекты рестав­рации-реконструкции, музейно-экспозиционные планы, схемы туристического и хозяй­ственного использования, освое­ния исторически ценных, природоохранных территорий и прилегающих к ним земель.

Если рассматривать Кругобайкальскую железную дорогу в каче­стве уникального достопримеча­тельного места, не имеющего ана­логов в России, как ансамблевый памятник природы и культуры, а не только лишь как производ­ственно-технический или коммер­ческий объект, становится очевидным, что дальнейшая судьба «Золотой пряжки» Транс­сиба должна быть не утилитарно- хозяйственной, однобоко туристической, но музейно-рекреационной, музейно-туристической.

По большому счету, Кругобайкальская дорога с конца 1950-х годов, после превращения ее в ту­пиковую ветку, сама по себе стала своеобразным «естественным» музеем под открытым небом. Се­годня территория КБЖД, вместе с ее природным окружением, имеет огромный музейный, рекреацион­ный и туристический потенциал. Беда в том, что при этом отсут­ствуют необходимые для подоб­ных территорий, специально разработанные для нее норматив­ные, градорегулирующие и проектно-градостроительные документы. Сложности добавляет то, что юридически территория КБЖД с природным окружением одновременно относится по факту или потенциально к разным кате­гориям земель, целевое назначе­ние которых противоречит друг другу (как тут не вспомнить посло­вицу: «У семи нянек дитя...»). Во- первых, к землям целевого (хозяйственного)назначения - транспорта и поселений. Во-вто­рых, к землям особо охраняемых территорий и объектов - природо­охранного, рекреационного и ис­торико-культурного назначения. В-третьих, к землям лесного фонда. Кроме того, не надо забы­вать, что зона КБЖД входит в бе­реговую водоохранную зону самого чистого и самого глубо­кого водоема в мире - озера Бай­кал - памятника природы всемирного наследия.

За свой «тупиковый» период Кругобайкалка оказалась в крайне сложном положении с точки зре­ния возникших противостояний: Природа и Человек; Памятник-за­поведник и действующая желез­ная дорога; Потенциальный музей под открытым небом и технокра­тический подход при первых по­пытках ее освоения; в большинстве безработные и соци­ально незащищенные местные жители и возрастающие туристи­ческие потоки, в том числе тран­зитные.

Наиболее действенным шагом, радикальной мерой сохра­нения и развития этой уникальной во всех отношениях территории может стать выделение ее в само­стоятельную административно-хо­зяйственную единицу с созданием на ее базе музея, то есть учрежде­ния культуры, притом учитывая юридический охранный статус и особую историко-культурную значимость федерального подчи­нения. Не просто железнодорож­ного музея или музея железнодорожного транспорта, но комплексного, грандиозного же­лезнодорожного, историко-куль­турного, природно-ландшафтного музея-заповедника под открытым небом «Кругобайкальская желез­ная дорога» с разными режимами пользования внутри территории. И, что очень важно, в историче­ских границах - от истока Ангары до Слюдянки, включая памятники природы вдоль дороги между ре­ками Култучной и Слюдянкой, то есть на протяжении порядка ста километров.

Для более полного осмысле­ния методики проектирования территории Кругобайкальской же­лезной дороги необходимо выра­ботать индивидуальный метод, комплексный подход к пред- проектным научным исследова­ниям, к проектированию этого неординарного объекта, этого «золотого фонда» великой желез­нодорожной державы, коей была и остается Россия. Эти методы ис­следования, проектирования, освоения должны основываться на принципах градостроительного регулирования и музейного строительства, накопленном оте­чественном и мировом опыте про­ектирования подобных ценных и сложных культурно-природных территориальных образований».

 

Татьяна Анненкова

Журнал "Строим вместе" №9, 2012