Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Взгляд в прошлое. История водворения белорусских семей в Восточной Сибири

История, этнография, архитектура переселенческих сел периода столыпинской реформы: материалы научно-практической конференции 3 июля 2008 г., пос. Залари Иркутской области. Иркутск, 2011.

Колонизация Сибири в течение минувшего 400-летия — от Ермака до наших дней — результат усилий этнически разнообразного люда, ка­заков, коренного населения и крестьян-переселенцев. Заметное место среди них занимают выходцы с западных окраин Российской империи — русские, украинцы, белорусы, поляки и представители других этнических групп.

Исторические предпосылки переселения из земель княжества Ли­товского в Россию, а затем в Сибирь формировались с XVI в. и служили естественным фактором зарождения переселенческого движения.

Частые кровавые войны на территории княжества Литовского, от Припяти, Днепра до земель Прибалтики, между Россией, Великим кня­жеством Литовским и Речью Посполитой, Швецией и Наполеоном при­вели к разорению, опустошению края, голоду и вымиранию коренного этноса, белорусов. Так, в период Смоленских войн (1654-1667 гг.) по­гиб, умер от голода и болезней каждый второй белорус, а в восточной части — каждые восемьдесят человек из ста. В северных войнах Пе­тра Первого со Швецией погибли, умерли более 800 тыс. белорусов, или каждый третий житель. В период нашествия наполеоновской армии Беларусь потеряла около миллиона жителей, что составляло 25 % на­селения (1).

Сотни тысяч белорусов, вовлеченных молохом войны, мигрировали вместе с армиями как захватчиков, так и «освободителей», где добро­вольно, где вынужденно, как на запад и север, так и на восток. Наиболее активно осуществлялась миграция «литвинов — белорусов» в Россию, отчасти и по принуждению, после пленения. Известно, что Российское го­сударство всячески поддерживало процесс миграции белорусов, вплоть до предоставления полной свободы крепостным крестьянам княжества Литовского. Ну, а свободные люди могли мигрировать и дальше, вплоть до Сибири.

Объективно востребованы временем глобальные экономические, внешнеполитические, социальные предпосылки переселения белорусов в Сибирь в XVIII—XIX вв., в начале ХХ в. Важнейшая из них — восточная внешняя политика самодержавной России.

Окно в Европу прорублено Петром Первым. Но приоткрыв его, Рос­сия убедилась, что никто нас там не ждет с объятиями. В России воз­никает и набирает силу новый вектор внешней политики — Азиатско- Тихоокеанский регион. Основная составляющая вектора — Сибирь и Дальний Восток. Именно сибирское и дальневосточное притяжение глу­боко и мощно воздействовало на самодержавную Великую Русь, на сла­вянское население западных окраин России.

Неудача в Русско-японской войне сыграла мобилизующую роль, так как правительство России осознало необходимость заселения отдален­ных районов Сибири и Дальнего Востока для прикрытия своих сибирских и дальневосточных окраин. Основной технической и экономической ба­зой для освоения Сибири и Дальнего Востока должны были стать транс­портная система и создание жизнеспособной инфраструктуры вдоль все­го коридора движения от Урала до Тихого океана.

Вопрос о строительстве Великого железнодорожного пути до Тихого океана настойчиво обсуждался в государстве, и прежде всего по инициа­тиве генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского. В феврале 1891 г. вышел высочайший указ о строительстве дороги от Челябинска до Владивостока. Цесаревич Николай Александрович 19 мая 1891 г. объявил во Владивостоке о начале строительства Транссибир­ской магистрали, одновременно со стороны Челябинска и Владивостока. И наконец, в кратчайший период, с 1896 по 1898 г., был построен участок от Красноярска до Иркутска протяженностью 1004,45 версты.

16 августа 1898 г. в Иркутск прибыл первый железнодорожный со­став. Встречал его инициатор строительства дороги через Иркутск, идео­лог и практик землеустроительства и водворения крестьян в Иркутской гу­бернии губернатор Александр Дмитриевич Горемыкин. После известного подавления польского восстания 1864 г. он занимался административной деятельностью в северо-западном крае империи, возглавлял комиссию по крестьянским делам, был хорошо осведомлен об экономических и со­циальных проблемах и острых нарастающих противоречиях в среде без­земельных и обездоленных крестьян.

Личность почетного гражданина г. Иркутска А.Д. Горемыкина весьма знаменательна и в истории Сибири. Он активно содействовал переселен­ческому движению, под его руководством в 1889 г. издано постановление о переселениях в Восточную Сибирь, в 1893 г. разработано «Положение о поземельном устройстве в Иркутской и Енисейской губерниях», приняты землеустроительные законы 1896-1898 гг., созданы первые переселен­ческие пункты, осуществлялось водворение переселенцев в Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ в.

Строительство и ввод железной дороги, пристанционных поселе­ний, организация переселенческих пунктов на железнодорожных стан­циях Тайшет, Нижнеудинск, Тулун, Зима, Залари, Черемхово, Иркутск, Мысовая создали технические, организационные и экономические пред­посылки и возможности организации массового переселенческого движе­ния в Иркутскую губернию в начале прошлого века, заложили прочную основу для осуществления аграрных реформ в России. В порядке общего подтверждения массовости переселения в Сибирь следует вспомнить слова председателя Совета министров и главноуправ­ляющего землеустройством и земледелием П.А. Столыпина (в свое время бывшего губернатором Гродненской губернии) после инспекторской по­ездки по Сибири: «За 300 лет владения нашего Сибирью в ней набралось всего 4 млн русского населения, а за последние 15 лет сразу прибыло 3 млн, из них более 1,5 млн — в одно трехлетие 1907-1909 гг.».

На наш взгляд, все вышесказанное возможно ввести в определен­ные хронологические рамки, периоды переселения в Сибирь из цен­тральной, северо-западной и южной окраин Российской империи.

Первый — 1861-1890 гг. Условное наименование периода — «Алек­сандровский» (императоры Александр II и Александр III). Для этого пе­риода характерны отмена крепостного права и развитие капитализма в России. Во внешней политике — особое внимание освоению Сибири и Дальнего Востока.

Второй — 1890-1906 гг. Условное наименование — «Горемыкинский» (генерал-губернатор А.Д. Горемыкин). Активная восточная поли­тика Российской империи. Строительство Сибирской железной дороги. Принятие нормативных документов о землеустройстве, переселениях крестьян, организация переселенческих пунктов. Переселение в Сибирь из Витебской, Могилёвской, Минской, Гродненской губерний (57,5 % всех переселенцев).

Третий — 1906-1914 гг. Условное наименование — «Столыпин­ский». Активная аграрная политика России, организация государством миграционных потоков в Сибирь. Преимущественное переселение в Сибирь выходцев из нечерноземных губерний: Могилёвской, Витебской, Минской, Гродненской.

Не все бесспорно в нашей периодике этапов развития Сибири в связи с переселенческим движением. Но безусловно, что Иркутская гу­берния с развитой инженерной инфраструктурой, развитием поселков и городов вдоль Сибирской магистрали стала центром переселенческого движения. Это подтверждается научными и архивными материалами го­сударственных учреждений.

Используя материалы Центрального государственного историче­ского архива (ЦГИА) в Ленинграде (2), находим, что в Иркутской губернии было подготовлено 528 переселенческих участков. К 1910 г. были водво­рены переселенцы на 244 из них (46 %), 284 участка (54 %) предназнача­лись для освоения прибывающими переселенцами.

Наибольшее количество переселенческих участков (244, или 46 % общего числа) находилось на территории Нижнеудинского уезда с цен­трами переселенческих подрайонов или участковыми крестьянскими на­чальниками на станциях Тайшет, Тулун, в г. Нижнеудинске, селах Куйтун, Тулун, Кимильтей, Братское. Переселенческие подрайоны охватывали Перфильевскую, Тангуйскую, Алзамайскую, Куйтунскую, Шебартинскую, Тулунскую, Шерагульскую, Икейскую, Уянскую, Кимильтейскую, Братскую волости.

Далее следует Балаганский уезд (217 переселенческих участков — 41 %) с подрайонами в селах Зима, Залари, Черемхово, Бельское. В переселенческий подрайон входили волости: Зиминская, Ашехабатская, Тыретская, Тагнинская, Кутуликская, Осинская, Холмогойская, Бельская, Голуметская.

Государственный архив Иркутской области (ГАИО) сохранил ар­хивные сведения о деятельности переселенческих пунктов. Среди них выделяется Тулунский переселенческий пункт. Здесь оказывалась необходимая медицинская помощь, размещались и изолировались инфекционные больные, на кухнях и в столовых переселенцев обе­спечивали недорогим горячим питанием. Обращают на себя внимание подробные хозяйственные отчеты. Они показывают, что на складах имелось все — от хозяйственного инвентаря (плуги, бороны, косы) до семян и хлеба, а также 0,5 бутылки коньяка для медицинских целей. Только в период с 1 апреля по 1 августа 1901 г. через Тулунский пере­селенческий пункт прибыло и отправлено 337 семей, 1 819 взрослых, 645 малолетних, 527 ходоков, 43 одиноких, очевидно, без разреше­ния и документов на переселение. Куда направлялись переселенцы из «Тулуновского» переселенческого пункта? По большей части в Нижнеудинский, Иркутский уезды, а часть продолжала свой путь дальше, на Амур (3).

В Балаганском уезде, в Присаянье, на межах нынешних Заларинского и Черемховского районов были освоены переселенческие участ­ки белорусами из Могилёвской, Витебской, Смоленской губерний. Если белорусское поселение в Черемховском районе Белая Падь условно принять за центр, то севернее расположились села Татарское, Исаковка, западнее — Шаньгино, Артуха, Мариинск, Бабагай, невдалеке села, основанные белорусами, — Большая Елань и Старо-Метёлкино, Верхнее, Последний и др. Есть основания утверждать (желательно еще подтвердить научными исследованиями) об особой присаянской зоне расселения белорусов в границах нынешнего Заларинского и Че­ремховского районов. Очевидно предположение, что заранее преду­сматривалось близкое территориальное расположение тех или иных этнических групп как часть регулирования межнациональных отноше­ний.

Строительство железной дороги, создание инфраструктуры поселе­ний вдоль нее, организация на железнодорожных станциях переселенче­ских пунктов, сам процесс расселения и освоения сибирской территории, фактическое водворение крестьян — все это является стержнем для ис­следования и изучения массового переселенческого движения в Сибирь в конце XIX и начале XX в.

Этнический белорусский оттенок рассматриваемой темы характеризуется общеизвестными фактами, в частности общепризнанным уче­ными и исследователями фактом массового переселения в Сибирь в кон­це XIX и начале XX в. крестьян из «Северо-Западного края» Российской империи. Именно такое географическое название имели в том числе и исторически белорусские земли в составе России.

Если в первоначальный период массового переселения (1861 -конец 1890-х гг.) переселенцы в Иркутскую губернию были в основном (более 75 %) выходцами из западных сибирских губерний (Тобольской, Томской, Енисейской), то с конца 90-х гг. XIX в. и начале ХХ в. 57,5 % пе­реселенцев были выходцами из Могилёвской, Витебской, Минской, Грод­ненской губерний и 29,3 % — из Орловской, Черниговской, Полтавской, Пензенской, Тамбовской (4).

Энергетика движения по освоению просторов Сибири и Дальнего Востока была чрезвычайной, начиная от государственной политики и кончая «переселенческой лихорадкой» населения. «Наибольший раз­мах она приобрела в Витебской и Могилевской губерниях, откуда и шла основная масса переселенцев. Причем Могилевская губерния по размаху переселенческого дви­жения среди 50 губерний Европейской России занимала одно из первых мест, уступая только в разные годы Черниговской и Полтавской губер­ниям.

Еще в 1897 г. витебский губернатор в отчете царю Николаю второ­му с горечью подчеркивал, что ни строгости, ни уговоры, ни печальный пример тех, кто вернулся из Сибири окончательно обедневшим, не мог­ли прекратить переселенческого движения, которое постоянно разрас­талось.

Крестьяне, не обращая внимания на запреты властей, продавали имущество, оставляли жилье и направлялись на ближайшие железно­дорожные станции. Полиции было не под силу справиться с наплывом переселенцев, поэтому властям приходилось использовать воинские ко­манды» (5).

По данным «Белорусской советской энциклопедии», с 1896 по 1912 г. из Беларуси в Сибирь переселились 716 600 человек. Полагаясь на ис­следования ученых-белорусоведов М.В. Довнер-Запольского, П.Д. Вере­щагина, А.А. Ракова, З.М. Семейных и энциклопедии, можно с большой степенью достоверности утверждать о переселении в Сибирь примерно 700 тыс. белорусов.

В подтверждение этих доводов интересны сохранившиеся в фондах Государственного архива Иркутской области многочисленные прошения губернатору А.Д. Горемыкину от крестьян западных губерний.

Так, Евгений Краснобай и Тарас Корольков с. Кашово Мыинского уезда Черниговской губернии в письме от 5 марта 1895 г. просят губер­натора выдать «даровой» билет для осмотра местности, так как много желающих переехать в Иркутскую губернию. «Объявление», т. е. ответ на это прошение: «...изложенное в этом прошении ходатайство не может быть удовлетворено, потому что железная дорога в Иркутской губернии еще не проведена» (6).

Еще пример — прошение от 6 ноября 1895 г. от дворян, мещан и крестьян Виленской губернии Лидского уезда Эймышской волости Павла Ушыло, Адольфа Латвиса, Ивана Вайдако, Климентия Василевского, Мат­вея Станкевича, Людвига Киселя и др. (всего более 40 фамилий) с прось­бой принять их на жительство в Иркутскую или Енисейскую губернию (7).

Обращаем внимание на то, что упомянутые прошения поданы в 1895 г., еще до начала столыпинских реформ, примерно за год до нача­ла строительства (1896 г.) железной дороги Красноярск-Иркутск. Почему не предположить, что ряд подобных прошений мог быть удовлетворен и крестьяне-белорусы, совместно с русскими и украинцами, принимали участие в строительстве железной дороги, затем стали первыми ходо­ками — порученцами белорусских крестьян, инициаторами переселения белорусских семей и целых деревень? Именно таким строителем и ходо­ком был Сысой Шапаров из Могилёвской губернии, основатель с. Белая Падь. Для сведения: Сысой похоронен в г. Черемхово, за его могилой бе­режно ухаживают правнучка Ирина Конякина и ее дети, которые помнят о своих белорусских корнях и гордятся ими.

В дальнейшем, в период столыпинских реформ, в 1907-1909 гг., были установлены прямые связи белорусских уездных землеустроитель­ных комиссий с переселенческими пунктами Иркутской губернии. Так, в ГАИО имеются документы о зачислении переселенческих участков Харлатей, Килимский, Старица, Приречный и др. Нижнеудинского уезда за деревнями Сидоровичи, Воловичи, Чистые Лужи, Рудня, Тарасовка, Купреевка и др. Гомельской волости Могилёвской губернии. Причем сохра­нены целые списки семей (по имени и отчеству главы семьи), изъявив­ших желание переселиться в Сибирь (8).

Исследователи обращают внимание на прогрессивный характер переселенческого движения и его практических результатов. В Сибири возникли новые села, крупнейшие из них сохранились до сих пор. Упор­ным трудом переселенцев освоены новые земли, внедрены новые фор­мы землепользования и жизнедеятельности. Произошло не просто пере­селение, а истинное «водворение» крестьян в экстремальных условиях Сибири.

Переселенцы продолжительное время сохраняли свою самобыт­ную духовную и материальную культуру, несмотря на явную, изначаль­но предусмотренную в циркулярах чиновников политику русификации. При оформлении документов на переселенцев в пунктах отправления изменялись на русский лад фамилии и имена белорусов. Так, исконно белорусская фамилия Коваль превращалась в Ковалева, Жук— в Жу­кова, Равенок — в Равенкова, имя Михась — в Михаила, Томаш — в Фому и т. п. Но вытравить дух самобытности, белорусской народной культуры, древний славянский язык белорусов чиновникам было не под силу. Для этого потребовалось столетие. Духовная культура белорусов-сибиряков в течение ХХ в. ассимилировалась с местными обычаями и традиция­ми русских и других народов. Появился особый тип современного регио­нального этноса, этнос — сибирский белорус, или, как еще в шутку гово­рят, — «морозоустойчивый белорус».

Только с 1900 по 1916 г. в Восточную Сибирь (и только в Енисей­скую, Иркутскую губернии) переселилось более 600 тыс. человек (9). Из них более 50 % (примерно 300 тыс. чел.) — крестьяне из Могилёвской, Минской, Витебской, Гродненской и других западных губерний. Даже если предположить, что расселение производилось равномерно между губерниями (что недалеко от истины), то в Иркутской губернии водвори­лось не менее 100 тыс. человек.

В настоящее время в составе населения Иркутской области не­значительна прослойка сибирских белорусов: по предпоследней пере­писи — 25 тыс. человек, а по последней и того меньше — 14 тыс. Несмотря на лишения и невзгоды Гражданской, Отечественной войн, противоестественна и труднообъяснима убыль белорусов на 75-86 тыс. человек. Не нужно забывать о том, что традиционно белорусские семьи переселенцев всегда были многодетными: 4-5 детей в семье — норма. Кроме того, 50-60-80-е гг. прошлого столетия для Иркутской об­ласти были годами массового миграционного потока белорусов по раз­личным причинам, и прежде всего на ударные комсомольские стройки Иркутской области. Многие братчане, бывшие строители Братской ГЭС, гордятся своим белорусским происхождением. Много белорусов и в Усть-Илиме, в Шелехове, по железнодорожной линии БАМа.

Численность белорусов в Сибири в этот период, несомненно, воз­растала. Но при этом более динамично проявляется языковая и куль­турная ассимиляция. Абсолютное большинство детей, родившихся в белорусских семьях, особенно в смешанных браках, считают себя рус­скими. В это время не проявлялось общественного интереса к сохра­нению белорусского языка и национальной самобытной культуры. По переписи 1989 г., только 30 % белорусов назвали родным языком — белорусский.

Как оценить демографические и этнические особенности данного явления?

В их оценке проявляются две противоположные крайности. Одни из исследователей утверждают, что этот процесс имеет объективно про­грессивный характер, проявлением которого является формирование единой этнической общности «советский народ», а позднее «россияне», нечто подобное североамериканскому «янки». Другие во всеуслышание заявляют о насильственной русификации, о нарушении естественных прав на язык и культуру этнических групп. На мой взгляд, далеки от истины как те, так и другие. Наши меж­этнические отношения, по крайней мере в Сибири, которая всегда отли­чалась своей толерантностью, базируются на взаимном уважении и до­брожелательности к языку, культуре, традициям разных этнических групп. Мы, особенно сибирские белорусы, сохраняем уважение и доброжела­тельность, нам чужды как великодержавные, так и националистические проявления.

В то же время мы проявляем глубокий интерес к сложной, иногда трагической истории белорусов-переселенцев. Если всерьез изучать ро­дословную, то совершенно неожиданно у многих сибиряков прослежива­ются белорусские корни. Эти сибирские белорусы не знают белорусской «мовы», оформлялись при рождении как русские, но они сохранили пре­данность своим предкам — дедам, отцам, матерям, «сваей бацькавщине». Они душой белорусы, они тянутся к белорусской культуре, для них святы белорусские праздники и обычаи, они любят Беларусь, хотя абсо­лютное большинство из них никогда не были на родине предков.

В истории белорусской диаспоры Сибири (да не только белорус­ской) явно проявлялись две взаимно исключающие тенденции.

Первая — объективная ассимиляция белорусов в условиях всеоб­щей «интернационализации» этнических групп, как при самодержавии, так и в период социализма.

Вторая, начавшаяся с 90-х гг. прошлого века, — проявление нацио­нального самовыражения. Организуются общества, товарищества, куль­турные центры по национальному признаку. Они официально оформле­ны и зарегистрированы в органах юстиции, выражают культурные, иногда социальные и экономические интересы этноса. Сегодня они представля­ют значимость как для этнической группы, так и для общественных отно­шений, зарождающегося гражданского общества.

Не остались в стороне и белорусы Иркутской области. Более 10 лет функционирует региональная общественная организация «Иркут­ское товарищество белорусской культуры им. Я. Черского». Именно региональная, так как она организует и объединяет отделения това­рищества белорусской культуры на территории большинства террито­риальных образований области. Например, Черемховское городское и районное отделение товарищества белорусской культуры организовано в 2001 г., объединяет более 50 членов общества, является инициатором проведения месячников, недель, фестивалей белорусской культуры, народных белорусских праздников, изучает историю белорусских се­мей, родиной для которых стала Сибирь. В настоящее время отделение реорганизуется в местную национально-культурную автономию «Бело­русы Черемхово».

Прошло сто лет, но сохранилась у сибиряков самобытная народная белорусская культура. Она поддерживается прямыми потомками первых переселенцев-белорусов сел Исаковка, Бабагай, Мариинск Заларинского района, Филиповск — Зиминского, Тургеневка — Баяндаевского, Чэрчэт — Тайшетского, Тарнополь — Балаганского, Андрюшино — Куй-тунского, Катарбей — Нижнеудинского, Нижний и Верхний Бурбук — Тулунского, Кутугун и Саянское — Черемховского районов. Она пропаган­дируется через народные праздники и фестивали белорусской культуры, в средствах массовой информации.

Для власти необходимо опираться на общественную организацию, тем более на самоорганизованную и самоуправляемую этническую общ­ность. Их права оговорены законами об общественных организациях и законом о национально-культурной автономии (последняя редакция от 30. 11. 2005 № 146-ФЗ). В этническом плане эти права гарантируют со­хранение и развитие национального (родного) языка, национальной куль­туры, освещение деятельности этнических обществ в средствах массо­вой информации.

Но возможности деятельности и поддержка этнической группы определяются не только желанием этноса, но и интеллектом, управлен­ческой культурой команды местного органа самоуправления. Поймут — помогут морально и материально, не поймут — холодное безразличие к общественной этнической организации.

Губернским собранием общественности поддержан и профинансирован в 2007 г. общественно значимый проект «Беларуская мова Присаянья». Проект осуществляется Черемховским отделением Ир­кутского товарищества белорусской культуры. При реализации проекта проведены этнографические экспедиции в отдельные районы области, эмоционально и содержательно проведен фестиваль белорусской куль­туры городов Черемхово, Свирск и Черемховского района. Обобщен материал об истории переселенцев-белорусов, проведена региональ­ная теоретическая конференция в г. Иркутске и районная в с. Кимильтей Зиминского района по теме «Сибирская железная дорога и водворение переселенцев-белорусов». Исследуются и составляются родословные семей переселенцев-белорусов Черемхово и Черемховского района, передаются в музеи архивные материалы. Средства массовой информа­ции широко освещали ход реализации проекта, налицо положительный общественный резонанс.

Но память об эпохальном событии прошлого века — освоении си­бирских просторов героическим трудом крестьян-переселенцев —требу­ет большего. История, патриотизм и героизм русских, белорусских, укра­инских, татарских и многих других семей, их подвиг начала ХХ в. во славу Сибири должен быть увековечен.

Пик переселения столетней давности —1908 г. Только за один этот год в Сибирь переселилось более 700 тыс. лиц различных национальностей. Это величайший исторический факт, но почему-то область, города и районы, учреждения и организации, власть и общественность, ученые и краеведы не вспоминают об этом событии прошлого века, а может, и не знают о нем. В заключение выражаем благодарность организаторам научно-практической конференции, администрации Заларинского муниципаль­ного района за большую плодотворную работу по подготовке и прове­дению общественно значимых мероприятий, посвященных 100-летию переселенческого движения, 100-летию переселения голендров в Вос­точную Сибирь.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Арлов У. Адкуль наш род. Вильня: Наша Будучыня, 2003. С. 86, 92, 105.

2. ЦГИА. Ф. 391. Оп. 4. Д. 600. Л. 87-90.

3. ГАИО. Ф. 122. Оп. 1. Д. 3.

4. Федотова Е.Д. Переселение крестьян в Иркутскую губернию во второй половине XIX-начале XX вв. Иркутск, 1981. С. 124.

5. Очерки истории белорусов Сибири. Новосибирск, 2001. С. 17-24.

6. ГАИО. Ф. 25. Оп. 27. Д. 970. Л. 8.

7. Там же. Оп. 2. Д. 970. Л. 26.

8. Там же. Ф. 400. Оп. 1. Д. 12. Л. 14.

9. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Сибири: 1900-1928. Новосибирск, 1996. С. 54-73.

 

Василий Станиславович Ракито,
председатель Совета местной автономии «Белорусы Черемхово»

Порталу www.pribaikal.ru материалы предоставлены архитектурно-этнографическим музеем Тальцы