Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Иркутскому трамваю - 65 лет!

Сегодня в Иркутске отмечают 65-летие со дня запуска первого трамвая в городе. В связи с этим в МУП «Иркутскгорэлектротранс» прошло торжественное мероприятие, посвященное этому событию. Со стороны Правительства Иркутской области работников трамвайного депо и вагоновожатых поздравил заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Александр Трифонов, со стороны администрации Иркутска – заместитель мэра, председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Александр Николаев. Самые достойные были награждены почетными грамотами и благодарственными письмами.

Открытию в Иркутске трамвайного движения предшествовала кропотливая и объемная работа – в 1936 году был сдан в эксплуатацию мост через реку Ангара, соединивший левую и правую части города. Однако планам пуска трамвайного движения в те годы помешала начавшаяся война. Победа советского народа и начало восстановления народного хозяйства способствовали возвращению к проекту строительства трамвайных линий в сибирской столице. Этого требовала общественность города и развитие промышленности. Иркутский трамвай появился в первые послевоенные годы.

За две недели до победы в Великой Отечественной войне, 24 апреля 1945 года Совет народных комиссаров СССР утвердил заказ на организацию в городе Иркутске трамвайного движения, стоимость заказа составила 9 млн. рублей.

Несмотря на трудности послевоенных лет, общественность города с большим энтузиазмом восприняла это известие. В 1946 году был образован комитет содействия строительству трамвая, в который вошли представители городской власти, руководители крупных промышленных предприятий, учебных и научных учреждений, строительной организации «Иркутскстрой» и Восточно-Сибирской железной дороги.

Проект первого маршрута трамвая «Центральный рынок - Железнодорожный Вокзал» был выбран удачно, трамвайные пути должны были пересекать центр города в удобных для населения местах. Планировалось построить однопутный участок длиной 4.5 км.

В этом же году 18 иркутян были направлены в Куйбышев для получения специальности водителя трамвая. Первый трамвайный маршрут строил весь город, не было ни одного предприятия, не принимавшего участия в этом поистине знаменательном для горожан строительстве. Трудовые коллективы, учебные заведения устраивали субботники и воскресники, к строительству были привлечены автохозяйства города и даже пленные японцы.

Окончательные работы по прокладке рельсового полотна, обустройству светофоров, разъездов и тупиков были поручены коллективу Восточно-Сибирской железной дороги. Кроме путей в городе было начато строительство депо, ремонтных мастерских, здания управления, котельной, парковых путей на территории улицы 5-я Советская

общей площадью 35 тысяч квадратных метров. Всю работу координировало специализированное предприятие «Иркутскстрой».

20 июня 1947 года постановлением Горисполкома N 252 было образовано коммунальное предприятие «Иркутский трамвай». 3 августа 1947 года пущен первый трамвай на однопутном участке «Центральный рынок - Железнодорожный вокзал» протяженностью 4,5 км. Движение трамваев в городе осуществлялось четырьмя трамвайными вагонами марки МТБ, подаренными ленинградскими рабочими и прошедшими предпусковую подготовку в мастерских железной дороги станции Иркутск-Пассажирский.

Право открыть движение и перевозку пассажиров было предоставлено участникам Великой Отечественной войны - Звонкину Ивану Леонтьевичу, Карбовской Елене Павловне и Поповой Марии Антоновне.

В декабре 1947 года было закончено строительство трамвайного пути на участке «Трампарк - Железнодорожный вокзал» протяженностью 8 км. В 1950 году закончилось строительство второго пути на маршруте N 2 «Трампарк - Железнодорожный вокзал».

В 1961 году в связи с переносом учебных заведений города из неприспособленных помещений в новые здания микрорайона Студгородок был открыт маршрут трамвая N 1 «Трампарк - Студгородок». В 1964 году были проложены трамвайные пути по улицам Партизанская - Волжская - Депутатская и организовано движение трамвая по кольцевому маршруту N 3 «Волжская - Центральный рынок».

В 1968 году в связи с необходимостью доставки рабочих завода им. В.В. Куйбышева на работу и обратно из жилого массива Предместье Рабочее были построены пути и организовано движение трамвая по маршруту N 4 «Центральный рынок - Рабочее предместье».

В 1983 году в связи с окончанием строительства микрорайона Солнечный был открыт маршрут трамвая N 5 «Центральный рынок - Солнечный».

2008 год. Приобретены 6 вагонов марки КТМ-71-619.

2010 год. На базе МУП «Иркутскгорэлектротранс» организован капитальный ремонт трамвайных вагонов, были отремонтированы первые два вагона.

Сегодня в Иркутске насчитывается 6 трамвайных маршрутов общей протяженностью 84,83 километра.

Маршрут N 1 (Волжская – Студгородок)

Маршрут N 2 (Трампарк - ж/д вокзал)

Маршрут N 3 (Волжская – Волжская)

Маршрут N 4 (Братская - С.Перовской)

Маршрут N 4а (Братская - ж/д вокзал)

Маршрут N 5 (Волжская – Солнечный).