Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Откуда пошла усольская соль

М.В.Аринкин

На днях в редакцию обратился наш старый добрый знакомый, потомствен­ный усольчанин в пятом поколении, а также потомственный солевар, ветеран войны Михаил Васильевич Аринкин.

На сользаводе работали несколько по­колений его родственников: отец и шес­теро сестер отца, мама и пятеро ее брать­ев и четыре сестры. Трудился там и сам М.Аринкин, отработав в общей сложности 27 лет. А началась его трудовая деятель­ность на солеваренном предприятии в 1943-м «военном» году, после окончания ФЗУ при сользаводе по специальности электрика. На следующий год парень при­звался в армию, а в победном 45-м при­нимал участие в войне с Японией.

Так вот, по утверждению и мнению Ми­хаила Васильевича «истинным соленым ис­точником является именно тот, где в кон­це девятнадцатого века была пробурена одна из соляных скважин». Имеется в виду отмеченное невзрачной на вид «башенкой» место в районе Ангары (напротив курор­та), известное каждому усольчанину, отку­да вытекает соленый на вкус ручеек. Пре­жняя «башенка» - памятник была похище­на «металлистами» несколько лет назад, взамен которой появилась другая с отмет­кой-указанием, что «на этом месте в 1878- м году была пробурена первая скважина Бродовича глубиной 190 метров (89 са­женей)». К слову сказать: одна сажень рав­няется 2,10 метра. А первый соляной ис­точник, по словам старожила-усольчанина, находился метрах в трехстах от этой сква­жины, слева, если смотреть со стороны ку­рорта, и давным-давно засыпан-погребен.

«Но у нас почему-то гостей города во­зят на освященный местным священником и облагороженный источник, что непода­леку от речного кафе, и считают, что это и есть главная достопримечательность горо­да, - говорит Аринкин. - Хотя в народе этот ручей, втекающий в реку, всегда называл­ся Вонючкой».

- Откуда такое непривлекательное на­звание, Михаил Васильевич?

М.Аринкин: - Потому что вода этого источника содержит сероводород. И если понюхать эту воду, то по запаху она напо­минает протухшее яйцо. И из этого ис­точника вряд ли какой солевар будет вы­паривать соль. Чего никак не скажешь об источнике на месте скважины. Где вода отличается и по вкусу от сероводородно­го и не воняет. Вода там напоминает чис­тый рассол. И на моей памяти там, в трид­цатые годы прошлого века, была пробуре­на скважина в восемьсот метров глубиной и стояла тридцатиметровая вышка.

Нужно отметить, что представители га­зеты «УН», побывав на том и другом ис­точнике и взяв пробы воды из обоих, убе­дились в том, что вкус и запах (из «Вонюч­ки» и соляного) отнюдь не одинаковые. Да и основатели Усолья братья Михалевы, скорее всего (и предположительно) навер­няка качали рассол для выпаривания из него соли из одного из нескольких распо­ложенных по соседству соляных источников. Но отнюдь не из «Вонючки». К тому же если принять во внимание и тот исторический факт, что заимка Михалевых на­ходилась напротив, на острове Варничном. Ведь в источнике, впоследствии отмечен­ном как скважина Бродовича, гораздо боль­ше соли, чем в сероводородном, да и на вкус рассол поприятнее. Тогда как в «Во­нючке» концентрация соли по сути неболь­шая. «Была неподалеку и третья скважина, - вспоминает М.Аринкин, - метрах в 150-ти от скважины Бродовича. Но и сейчас ее тоже нету. В начале пятидесятых годов вышки с первой и второй скважины лик­видировали за ненадобностью и к 1953- му году их уже не было. Сользавод обнов­лялся и менялись технологии. А вот вышку со скважины № 7, что стояла напротив За­тона, перетащили на санях на буровую, ко­торая находилась напротив сользавода.

- Михаил Васильевич,как вам работа­лось на старом сользаводе и какая в те годы была выработка?

- До 1956-го года на сользаводе было семь скважин и десять варниц. Помнится, в конце тридцатых годов запустили новые корпуса с полумеханической вываркой соли: корпус № 1 и корпус № 2. А между ними располагался соляной склад. После 1936-го года была построена железнодо­рожная ветка, которая шла прямо от вок­зала, пересекая улицу Степана Разина (те­перь Комсомольский проспект), нынешнюю территорию улиц Энгельса, Декабристов, Суворова и т.д., мимо ФСК «Байкал», по берегу Ангары через мост (останки кото­рого сохранились и ныне) до сользавода.

- И сколько соли выдавали в ваше вре­мя?

- В пятидесятых годах за восьмичасо­вую смену рабочие в среднем выдавали более пятидесяти тонн соли. А в смене тогда в одном корпусе работало около двадцати человек. Общее число рабочих составляло больше тысячи. В каждом из двух корпусов старого завода находилось по шестнадцать чренов (котлов для вывар­ки соли). Один кочегар обслуживал по два чрена. В корпусе также было шесть цент­рифуг для отделения соли от рассола. Го­товую соль расфасовывали в те года вруч­ную в картонные пакеты до одного кило­грамма весом. Старый сользавод, кстати, находился на Варничном острове вплоть до своего закрытия в 1956-м году. После чего состоялось открытие нового...

Так что, как уже говорилось вначале, местный отдел культуры возможно и по­спешил с определением истинного «исто­рического» места соляного источника, оп­ределив для «поклонения истории» серо­водородный, издавна носящий название Вонючка. Неплохо бы поэтому (в угоду истине) и «скважину Бродовича» привес­ти в божеский вид, заложив на ее облаго­рожение некоторые средства в городском бюджете. И история всем нам за это, на­верняка, скажет искреннее спасибо.

 

О.Сурусин

Газета «Усольские новости» № 29 (927) от 19 июля 2012 года