Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Горные гонки на трассе карь­ера «Перевал» прошли в Слюдянке

Гонки на трассе карь­ера «Перевал»

Амир Бектемиров и Владимир Анисимов

Горные гонки на трассе карь­ера «Перевал»

Зрители

«Гонки в Слюдянке - самые сложные в России»

Это увлекательное зрелище, которое можно увидеть один раз в год в Слю­дянке, когда сюда приезжают лучшие гонщики Сибири. Лучшие во всех смыслах слова, так как горные гонки в Слюдянке — явление уникальное, таких больше нет в России.

2-3 июня в Слюдянке на трассе карь­ера «Перевал» состоялись 22-е горные гонки. Необходимо сказать, что эта трасса изначально создана, разумеет­ся, не для гонок. Этот серпантин, круто уходящий все выше и выше, создан для работы карьера, для передвижения та­ких крупных грузовых авто, как, напри­мер, «БелАЗ».

Ну, а первые горные гонки начались в 1990 году. Как рассказал один из пер­вых слюдянских гонщиков Александр Лапин, сначала, с 1986 года, соревновались в ралли. А затем в 1990 году при­шла идея попробовать провести сорев­нования на трассе карьера «Перевал». «Сразу откликнулся директор карьера Г. Г. Шульц - старший, под­держал и помог с организа­цией. Тогда мы «гоняли» на «копейках», была одна «восьмерка», вот с тех пор и соревнуемся», - сказал А. Лапин (на фото справа он проходит трудный поворот). Теперь горная гонка в Слюдянке - это чемпионат Сибирского федерального округа, в 2012 году в сорев­нованиях приняли участие спортсмены из Красноярс­ка, Иркутска, Улан-Удэ, Шелехова и Слюдянки, всего около 20 человек. В том числе 3 масте­ра спорта, остальные кандидаты в мас­тера и перворазрядники.

Организаторы горных гонок: Россий­ская автомобильная федерация, Иркут­ское региональное отделение, Мини­стерство по физкультуре, спорту и ту­ризму и Администрация города Слюдянки.

В первый день, 2 июня, про­шли ознакомительные заезды, а на следующий - три за­езда, из которых два лучших шли в зачет.

Итак, уважаемые чи­татели, 3 июня, Слюдянка, карьер «Перевал»: часам к 10-ти к старто­вой площадке подъеха­ли гонщики, организато­ры, судьи и первые бо­лельщики.

Перед заездами вижу знакомого гонщика из Иркутска, чемпиона юбилейной 20-й гонки здесь, в Слюдянке, В.А. Анисимова, которого за умение своими руками подготовить автомобиль к гон­кам величают «профессором». Узнаю, что в настоящее время он участвует как судья сорев­нований, и прошу ответить на несколько вопросов.

- Вчера состоялись предва­рительные заезды. Каково ваше впечатление?

- Вижу, что результаты улуч­шаются, время прохождения трассы удается снизить почти всем участникам. Это радует. Также приятно, что молодежь подтягивается и начинает пома­леньку теснить признанных ли­деров.

- Кто сегодня выглядит бо­лее сильно?

- Это, конечно, мастер спорта А. Пушкарь, его сын Руслан, кандидат в мастера, это такие опытные гонщики, как А. Ярковский, Л. Максимов. Бе­зусловно, мастер спорта Борис Гумниц из Улан-Удэ. Они се­годня лидеры, выступают не первый год, знают трассу в Слю­дянке. Хотя, конечно, гонки - вещь непредсказуемая, все мо­жет быть. И техника, бывает, подводит.

- Какую максимальную ско­рость на этой трассе показыва­ют лучшие гонщики?

- У меня на машине спидо­метра нет и не было, он не ну­жен. Но года два назад на ино­марку ставили джипиэску, проверяли скорость. Результат на прямой был около 200 км в час. Причем этот результат по­казал не чемпион гонок. Так что более 200 км на отдельных прямых получается. А в сред­нем - более 100 км в час. Для такой сложной трассы, с пово­ротами и постоянно в гору - это очень высокая скорость.

- Что нужно для победы, кроме мощного автомобиля?

- «Без техники на гору не зае­дешь», - так гонщики говорят, это понятно. Кроме того, все спортсмены - люди. По себе ска­жу: после старта, когда поднима­ешься на гору, адреналина так хватанешь, что потом долго от­дышаться не можешь... Надо уметь преодолевать себя и при этом выжать из машины макси­мум, но на уровне золотой сере­дины, чтобы самому не надор­ваться и технику не загубить. А все это дается только с опытом. Не было еще случая, чтобы здесь, в Слюдянке, победил молодой, без опыта гонщик. Такую трассу не сразу начинаешь понимать, только с опытом. Это я знаю по себе.

Затем начались решающие за­езды, которых с нетерпением ждали многочисленные болель­щики, как местные, так и приезжие из Иркутска, Шелехова, Улан-Удэ. На смотровые пло­щадки примерно за час до нача­ла гонок наверх было пропуще­но более 30 автомобилей и мо­тоциклистов. Сотрудники ДПС обеспечили порядок во время соревнований, несмотря на от­дельных зрителей, пытавшихся, например, между заездами спу­ститься на своих авто­мобилях с горы, на­встречу старту (!)... Тем не менее, все обошлось благодаря четкой рабо­те сотрудников ДПС.

А вот во время вто­рого заезда произошла авария: на повороте пе­ревернулся гонщик из Иркутска А. Киренский (на нижнем снимке, №31). Обошлось без травм, однако из-за по­ломки автомобиля больше гонщик не стар­товал. После соревно­ваний во время награж­дения А. Киренский получил утешительный приз - «за первые уши» (гонщики при перевороте автомо­биля говорят: «встал на уши»).

Отметим, что в первом дивизионе, куда допуска­лись гонщики на автомо­билях с объемом двигате­ля до 3500 кубов, после двух заездов лидером стал Б. Гумниц, а многократ­ный чемпион А. Пуш­карь отставал от него все­го на 8 секунд. И тут в тре­тьем заезде Гумниц схо­дит с дистанции по техни­ческим причинам. У Пушкаря появляется шанс стать первым, для чего ему надо было преодолеть дистанцию за 5 минут 10 секунд, не больше. И Пуш­карь в третьем заезде показал свое лучшее время в этих гонках (5 минут 16,54 сек.), но его не хва­тило, чтобы стать чемпионом. Им заслуженно стал мастер спорта из Улан-Удэ Борис Гум­ниц.

Во втором дивизионе (мощ­ность двигателя до 1600 кубов) так­же всё решилось в последнем за­езде. Здесь всего 2 секунды выиг­рывал А. Ярковский, но в после­днем заезде вне конкуренции ока­зался Руслан Пушкарь (сын), по­казавший супер-время - 5 минут 17,9 секунды! Для сравнения: та­кие быстрые секунды смогли по­казать только два лучших гонщи­ка, но на более мощных автомо­билях - из первого дивизиона...

Гонщик из Слюдянки Алек­сандр Лапин улучшил свой про­шлогодний результат почти на минуту и занял 8-е место. Как рассказал газете «Слюдянка» руководитель РОСТо Э.В. Деменский,автомобиль А. Лапин и специалисты готовили тщательно, заменили коробку пере­дач на более скоростную, однако тягаться по мощности и резвос­ти с соперниками пока сложно. Так, у всех автосоперников по­дача топлива инжекторная, тогда как у нас - обычный карбюра­тор, что дает соперникам пре­имущество - двигатель благода­ря инжекторам легче набирает обороты. На следующие гонки слюдянские «спецы» РОСТо по­стараются подготовить наш ав­томобиль на уровне.

И в завершение - небольшой комментарий для читателей га­зеты «Слюдянка» директора го­нок (это самый главный органи­затор, гонщик и патриот слюдянской трассы) иркутянина канди­дата технических наук Амира Бектемирова:

- Сразу скажу, что горная трас­са в Слюдянке - самая сложная в России. И самая интересная для самих спортсменов. Здесь пере­пад высот - полкилометра, дли­на трассы около 10-ти км, она изобилует крутыми поворотами. Абсолютный рекорд гонки был установлен в 2006 году мастером спорта Александром Пушка­рем из Шелехова. 10 км горной трассы он промчался за 4 ми­нуты 58 секунд. Рекорд до сих пор не побит, такие секунды можно показывать только на мощной технике до 400 лоша­диных сил. Плюс мужество и мастерство гонщика.

Я был на многих соревнова­ниях гонщиков, похожая трасса есть в Туапсе, однако она на по­рядок менее сложная, чем в Слюдянке. Аналогов слюдянс-кой трассы в России просто нет. Поэтому огромное спасибо холдингу «Сибирский цемент», руководству карьера «Пере­вал», руководству «Ангарскцемента», что они продолжают традиции и помогают нам. Хотя мы, конечно, доставляем пред­приятию дополнительные хло­поты.

Огромное спаси­бо Алексею Шульпу и его команде, я знаю, что здесь от­лично работает Центр спорта и культуры города Слюдянки, руково­дитель Валентина Бабенко. Такая по­мощь спорту, да и в других сферах, ка­кую оказывает Алексей Гербертович, редко где быва­ет. Я объездил де­сятки городов Рос­сии и сужу по делам: Слюдянка демонстрирует очень высокий уровень организации и разви­тия. Ведь достаточно один год не организовать, пропустить горную гонку - потом нужно будет начинать все с нуля! А здесь уже и дети, и подростки увлеклись нашим видом спорта, это же здорово!

(К сведению: Амир Бектемиров защитил диссертацию по теме «Повышение эффектив­ности рабочего процесса бен­зинового двигателя... »).

Соревнования завершены, призеры награждены медалями, ценными подарками и традици­онной для гонок бутылкой шам­панского, а гонщики, занявшие места по 6-е, награждены грамо­тами, ценными призами. Флаг опускают победители 22-х гонок, звучит Гимн России.

До следующих горных гонок в Слюдянке!

 

Текст и фото Владимира Полторадядько

Газета «Слюдянка» № 14 от 8 июля 2012 года