Горные гонки на трассе карьера «Перевал» прошли в Слюдянке
Категория: Слюдянский район : Спорт
Предыдущая статья | Следующая статья
«Гонки в Слюдянке - самые сложные в России»
Это увлекательное зрелище, которое можно увидеть один раз в год в Слюдянке, когда сюда приезжают лучшие гонщики Сибири. Лучшие во всех смыслах слова, так как горные гонки в Слюдянке — явление уникальное, таких больше нет в России.
2-3 июня в Слюдянке на трассе карьера «Перевал» состоялись 22-е горные гонки. Необходимо сказать, что эта трасса изначально создана, разумеется, не для гонок. Этот серпантин, круто уходящий все выше и выше, создан для работы карьера, для передвижения таких крупных грузовых авто, как, например, «БелАЗ».
Ну, а первые горные гонки начались в 1990 году. Как рассказал один из первых слюдянских гонщиков Александр Лапин, сначала, с 1986 года, соревновались в ралли. А затем в 1990 году пришла идея попробовать провести соревнования на трассе карьера «Перевал». «Сразу откликнулся директор карьера Г. Г. Шульц - старший, поддержал и помог с организацией. Тогда мы «гоняли» на «копейках», была одна «восьмерка», вот с тех пор и соревнуемся», - сказал А. Лапин (на фото справа он проходит трудный поворот). Теперь горная гонка в Слюдянке - это чемпионат Сибирского федерального округа, в 2012 году в соревнованиях приняли участие спортсмены из Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ, Шелехова и Слюдянки, всего около 20 человек. В том числе 3 мастера спорта, остальные кандидаты в мастера и перворазрядники.
Организаторы горных гонок: Российская автомобильная федерация, Иркутское региональное отделение, Министерство по физкультуре, спорту и туризму и Администрация города Слюдянки.
В первый день, 2 июня, прошли ознакомительные заезды, а на следующий - три заезда, из которых два лучших шли в зачет.
Итак, уважаемые читатели, 3 июня, Слюдянка, карьер «Перевал»: часам к 10-ти к стартовой площадке подъехали гонщики, организаторы, судьи и первые болельщики.
Перед заездами вижу знакомого гонщика из Иркутска, чемпиона юбилейной 20-й гонки здесь, в Слюдянке, В.А. Анисимова, которого за умение своими руками подготовить автомобиль к гонкам величают «профессором». Узнаю, что в настоящее время он участвует как судья соревнований, и прошу ответить на несколько вопросов.
- Вчера состоялись предварительные заезды. Каково ваше впечатление?
- Вижу, что результаты улучшаются, время прохождения трассы удается снизить почти всем участникам. Это радует. Также приятно, что молодежь подтягивается и начинает помаленьку теснить признанных лидеров.
- Кто сегодня выглядит более сильно?
- Это, конечно, мастер спорта А. Пушкарь, его сын Руслан, кандидат в мастера, это такие опытные гонщики, как А. Ярковский, Л. Максимов. Безусловно, мастер спорта Борис Гумниц из Улан-Удэ. Они сегодня лидеры, выступают не первый год, знают трассу в Слюдянке. Хотя, конечно, гонки - вещь непредсказуемая, все может быть. И техника, бывает, подводит.
- Какую максимальную скорость на этой трассе показывают лучшие гонщики?
- У меня на машине спидометра нет и не было, он не нужен. Но года два назад на иномарку ставили джипиэску, проверяли скорость. Результат на прямой был около 200 км в час. Причем этот результат показал не чемпион гонок. Так что более 200 км на отдельных прямых получается. А в среднем - более 100 км в час. Для такой сложной трассы, с поворотами и постоянно в гору - это очень высокая скорость.
- Что нужно для победы, кроме мощного автомобиля?
- «Без техники на гору не заедешь», - так гонщики говорят, это понятно. Кроме того, все спортсмены - люди. По себе скажу: после старта, когда поднимаешься на гору, адреналина так хватанешь, что потом долго отдышаться не можешь... Надо уметь преодолевать себя и при этом выжать из машины максимум, но на уровне золотой середины, чтобы самому не надорваться и технику не загубить. А все это дается только с опытом. Не было еще случая, чтобы здесь, в Слюдянке, победил молодой, без опыта гонщик. Такую трассу не сразу начинаешь понимать, только с опытом. Это я знаю по себе.
Затем начались решающие заезды, которых с нетерпением ждали многочисленные болельщики, как местные, так и приезжие из Иркутска, Шелехова, Улан-Удэ. На смотровые площадки примерно за час до начала гонок наверх было пропущено более 30 автомобилей и мотоциклистов. Сотрудники ДПС обеспечили порядок во время соревнований, несмотря на отдельных зрителей, пытавшихся, например, между заездами спуститься на своих автомобилях с горы, навстречу старту (!)... Тем не менее, все обошлось благодаря четкой работе сотрудников ДПС.
А вот во время второго заезда произошла авария: на повороте перевернулся гонщик из Иркутска А. Киренский (на нижнем снимке, №31). Обошлось без травм, однако из-за поломки автомобиля больше гонщик не стартовал. После соревнований во время награждения А. Киренский получил утешительный приз - «за первые уши» (гонщики при перевороте автомобиля говорят: «встал на уши»).
Отметим, что в первом дивизионе, куда допускались гонщики на автомобилях с объемом двигателя до 3500 кубов, после двух заездов лидером стал Б. Гумниц, а многократный чемпион А. Пушкарь отставал от него всего на 8 секунд. И тут в третьем заезде Гумниц сходит с дистанции по техническим причинам. У Пушкаря появляется шанс стать первым, для чего ему надо было преодолеть дистанцию за 5 минут 10 секунд, не больше. И Пушкарь в третьем заезде показал свое лучшее время в этих гонках (5 минут 16,54 сек.), но его не хватило, чтобы стать чемпионом. Им заслуженно стал мастер спорта из Улан-Удэ Борис Гумниц.
Во втором дивизионе (мощность двигателя до 1600 кубов) также всё решилось в последнем заезде. Здесь всего 2 секунды выигрывал А. Ярковский, но в последнем заезде вне конкуренции оказался Руслан Пушкарь (сын), показавший супер-время - 5 минут 17,9 секунды! Для сравнения: такие быстрые секунды смогли показать только два лучших гонщика, но на более мощных автомобилях - из первого дивизиона...
Гонщик из Слюдянки Александр Лапин улучшил свой прошлогодний результат почти на минуту и занял 8-е место. Как рассказал газете «Слюдянка» руководитель РОСТо Э.В. Деменский,автомобиль А. Лапин и специалисты готовили тщательно, заменили коробку передач на более скоростную, однако тягаться по мощности и резвости с соперниками пока сложно. Так, у всех автосоперников подача топлива инжекторная, тогда как у нас - обычный карбюратор, что дает соперникам преимущество - двигатель благодаря инжекторам легче набирает обороты. На следующие гонки слюдянские «спецы» РОСТо постараются подготовить наш автомобиль на уровне.
И в завершение - небольшой комментарий для читателей газеты «Слюдянка» директора гонок (это самый главный организатор, гонщик и патриот слюдянской трассы) иркутянина кандидата технических наук Амира Бектемирова:
- Сразу скажу, что горная трасса в Слюдянке - самая сложная в России. И самая интересная для самих спортсменов. Здесь перепад высот - полкилометра, длина трассы около 10-ти км, она изобилует крутыми поворотами. Абсолютный рекорд гонки был установлен в 2006 году мастером спорта Александром Пушкарем из Шелехова. 10 км горной трассы он промчался за 4 минуты 58 секунд. Рекорд до сих пор не побит, такие секунды можно показывать только на мощной технике до 400 лошадиных сил. Плюс мужество и мастерство гонщика.
Я был на многих соревнованиях гонщиков, похожая трасса есть в Туапсе, однако она на порядок менее сложная, чем в Слюдянке. Аналогов слюдянс-кой трассы в России просто нет. Поэтому огромное спасибо холдингу «Сибирский цемент», руководству карьера «Перевал», руководству «Ангарскцемента», что они продолжают традиции и помогают нам. Хотя мы, конечно, доставляем предприятию дополнительные хлопоты.
Огромное спасибо Алексею Шульпу и его команде, я знаю, что здесь отлично работает Центр спорта и культуры города Слюдянки, руководитель Валентина Бабенко. Такая помощь спорту, да и в других сферах, какую оказывает Алексей Гербертович, редко где бывает. Я объездил десятки городов России и сужу по делам: Слюдянка демонстрирует очень высокий уровень организации и развития. Ведь достаточно один год не организовать, пропустить горную гонку - потом нужно будет начинать все с нуля! А здесь уже и дети, и подростки увлеклись нашим видом спорта, это же здорово!
(К сведению: Амир Бектемиров защитил диссертацию по теме «Повышение эффективности рабочего процесса бензинового двигателя... »).
Соревнования завершены, призеры награждены медалями, ценными подарками и традиционной для гонок бутылкой шампанского, а гонщики, занявшие места по 6-е, награждены грамотами, ценными призами. Флаг опускают победители 22-х гонок, звучит Гимн России.
До следующих горных гонок в Слюдянке!
Текст и фото Владимира Полторадядько
Газета «Слюдянка» № 14 от 8 июля 2012 года