Виктор Басюк: «С золотыми руками сейчас сложнее, чем с умными головами»
Категория: Компания Нитол, Усолье-Сибирское : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
Власть и общественность Приангарья активно формируют приоритеты социально-экономического развития региона до 2020 года. Серьезная ставка в стратегии делается на научно-образовательный потенциал Приангарья.
Сегодня, когда развиваются новые высокотехнологичные производства, им нужны не только грамотные управленцы и инженерные кадры, но и высококвалифицированные рабочие.
Начальное и среднее профессиональное образование требует реформирования. Об этом шел разговор на встрече министра образования Правительства Иркутской области Виктора Басюка с генеральным директором Усолье-Сибирского Силикона Георгием Петровым, техническим директором УСС Виктором Ковановым и директором профессионального лицея № 29 Александром Рожаловским. Министр образования побывал с рабочим визитом в Усо-лье 4 февраля.
Цель встречи - обсудить с руководителями одного из самых перспективных предприятий Иркутской области вопросы взаимодействия с учебными учреждениями профессионального образования, комплектования промышленных цехов квалифицированными рабочими кадрами, уровень профессионального образования.
Несмотря на то, что в небольшом городе Усолье достаточно образовательных учреждений: профессиональный лицей, химико-технологический техникум, ставший с прошлого года структурным подразделением ИрГТУ, филиал технического университета, на промышленных предприятиях города достаточно остро стоит вопрос о нехватке рабочих специалистов.
- Мы скоро запускаем большое производство поликремния, на площадке Усоль-ехимпрома планируется строительство нового высокотехнологичного производства нанодисперсного диоксида титана, и нам необходимы высококвалифицированные рабочие, инженеры, - говорит Георгий Петров. - Сегодня рабочий должен владеть знаниями на уровне инженера среднего звена. Необходимо совершенствовать и поднимать уровень образовательных учреждений, чтобы в них можно было получить среднее профессиональное образование, соответствующее современным технологическим требованиям.
- Безусловно, мы с вами просто обязаны создать условия для того, чтобы рабочие кадры готовились здесь, в Усолье-Сибирском. На региональном уровне сейчас проводится модернизации всей системы профессионального образования, исходя из того, что производству сегодня нужны не просто рабочие руки, а высокопрофессиональные рабочие. С золотыми руками у нас сейчас сложнее, чем с умными головами, -считает Виктор Басюк. - В идеале все рабочие современного производства должны иметь как минимум среднее профессиональное образование (СПО) по своей специальности, соответствующие навыки и знания. Поэтому мы идем по пути создания и укрепления учреждений среднего профессионального образования. Но при этом четко понимаем, что готовить просто специалиста - это мало. Надо искать базовые предприятия, которые могли бы обеспечить хорошую практику для студентов.
Такое взаимодействие при организации многоуровневых образовательных учреждений очень важно. Ведь производственные технологии совершенствуются. Сегодня оборудование, которое есть в училищах и техникумах, устарело. Современное оборудование, приборы возможно практически изучать только на развивающихся промышленных предприятиях, как в компании НИТОЛ. Поэтому крайне необходимо совместить процесс обучения с производством, чтобы студенты могли наглядно обучаться работе на этом оборудовании. С другой стороны, процесс обучения меняется, современные информационные технологии дают широкие возможности. Уже не надо поставлять в техникум демонстрационное оборудование, достаточно сделать хорошую видеосъемку и использовать ее на занятиях, а на ознакомительной практике все «попробовать» руками. Поэтому мы и ведем переговоры с предприятиями компании НИТОЛ о такой поддержке, - продолжает министр образования региона Виктор Басюк. - В усольском профессиональном лицее, о преобразовании которого сегодня идет речь, есть все условия для обучения рабочим профессиям: хорошие помещения, оборудованные мастерские, квалифицированные кадры, методическая база, и перечень профессий совпадает с тем, что на сегодняшний день актуально. Поэтому стоит вопрос о создании на базе профлицея образовательного учреждения более высокого уровня, дающего возможность готовить рабочих не с начальным, а с хорошим средним профессиональным образованием.
- Нам золотые руки нужны, - подтвердил еще раз Георгий Петров. - Мы заинтересованы в высококвалифицированных рабочих кадрах. Когда умные и умеющие ребята приходят на предприятие, сердце радуется.
Не возникнет ли в городе нездоровая конкуренции между техникумом и новым образовательным учреждением, ведь оба будут давать среднее профессиональное образование? По мнению Виктора Басюка, конкуренция будет, и это неплохо, но все же у каждого учебного заведения - свое
поле деятельности. Реформа образования нацелена на то, чтобы школьник шел в техникум с перспективой после получения СПО пойти в вуз и получить профессию инженера. У профлицея другая цель - после начального профессионального образования дать среднее профессиональное с прикладным характером, то есть выпустить рабочего высокой квалификации. И еще неизвестно, кто будет в выигрыше: рабочий или инженер. Предприятия стараются сейчас привлечь высококвалифицированных рабочих, в том числе и высокой зарплатой. Важен и тот факт, что молодой человек, имея золотые руки, может прийти в профлицей, получить хорошую рабочую специальность по душе, и, обладая к тому же светлой головой, дальше работать и заочно учиться в вузе. Нередко человек с высшим образованием находит себя в рабочей профессии, став, к примеру, высококлассным токарем. А бывает наоборот, человек, окончивший профучилище, придя на рабочее место, проявляет хорошие организаторские способности, высокий профессионализм, становится руководителем среднего звена, и продолжает дальнейшее образование заочно. Поэтому для многоуровневого образования надо создавать все условия.
Многоуровневая подготовка кадров для предприятий компании НИТОЛ - это не новое дело. Специалисты компании занимаются профориентацией в школах, в лицее № 1.
- В нашей компании налажено хорошее сотрудничество с профессиональными образовательными учреждениями города. На Усольехимпроме и Усолье-Сибирском Силиконе ежегодно проходят производственную и дипломную практику студенты вузов, техникума, профлицея. Мы никому не отказываем, - говорит Георгий Петров. - И экскурсии в производственные цеха для ребят организовываем, и мастер-классы проводим.
Обращаясь к Александру Рожаловскому, министр образования особо подчеркнул, что необходимо организовывать профильное обучение, начиная именно со школы, ни в коем случае не упуская из виду ребят, которые хотят стать рабочими.
- Работайте в школах не с директорами,
а с преподавателями трудового обучения, они точно знают, кто и что умеет, - посоветовал Виктор Басюк. - Программа целевой профессиональной подготовки должна быть нацелена на то, чтобы ребята, поступая к вам в учреждение, могли быть уверены в том, что, получив две ступени профессионального образования (начальное и среднее), им будет гарантировано трудоустройство. И для родителей очень важно видеть перспективу своего ребенка. Если взаимосвязь техникум-предприятие хорошо отработана, учебному заведению гарантированы абитуриенты, а заводу - высококвалифицированные рабочие.
На встрече также обсуждался вопрос переподготовки кадров. Сегодня как никогда необходима переподготовка не только руководящих, инженерных кадров, но и рабочего и среднего звена.
- В настоящее время есть возможность привлечь для переподготовки кадров государственные средства, выделяемые Центрам занятости населения. Очень хочется, чтобы эти средства были направлены в нужное русло, в том числе и на профессиональную переподготовку рабочих, - сказал Виктор Басюк.
После обсуждения основных моментов взаимодействия предприятий с учреждениями образования, Георгий Петров рассказал министру образования региона о проекте, который реализуется на базе Усолье-Сибирского Силикона, о перспективных направлениях его развития. Виктор Стефанович посмотрел работу первой очереди производств ПКК, побывал на строительстве второй очереди.
Особенно впечатлила министра лаборатория технического контроля, оснащенная оборудованием по последнему слову науки и техники.
- Имея такое оборудование, нам нужны уже не просто лаборанты, а лаборанты-инженеры, - отметил Георгий Петров. - В лаборатории у нас работают специалисты с высшим образованием, некоторые учатся в аспирантуре, стремятся получить ученую степень.
- Я увидел, что в Усолье строится высокотехнологичное производство, здесь используется самое современное технологическое оборудование и автоматические приборы. Понятно, что новому производству нужны и кадры новой формации: высококвалифицированные рабочие, инженеры, специалисты. Рад, что нашел у руководства предприятия понимание в вопросе взаимодействия с профессиональными образовательными учреждениями, - подчеркнул в заключение встречи министра образования Виктор Басюк. - Я побывал в профессиональном лицее и убедился, что там есть все условия, чтобы готовить квалифицированные кадры для компании НИТОЛ. Нам вместе с вами надо эту базу сохранить. Я очень надеюсь на поддержку реформы профессионального образования в городе Усолье компанией НИТОЛ. Для учебных заведений начального и среднего профессионального образования открывается много перспектив в рамках сотрудничества с такими компаниями, как НИТОЛ.
- Это на пользу не только нашей компании, но и городу, - сказал Георгий Петров, поблагодарив Виктора Басюка за встречу.
Переговорный процесс о социальном сотрудничестве компании с профессиональными образовательными учреждениями города будет продолжен в ближайшее время на уровне министерства образования области и руководства компании НИТОЛ.
ЕленаШевкунова
Газета «Усольские новости» № 6
11 февраля 2010 года