Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Демеркуризация В Усолье набирает обороты (ликвидации загрязненных ртутью объектов)

Когдав 1998 годуподдавлениемэкологовна территорииХимпромабылзакрытцехртутного электролиза, никтонепобеспокоилсяоего консервациииобеззараживанииместности. Людей, работающихтам, простоперевелинадругие производства, акорпусзабросили, непозаботившись дажевывезтиоттудавсеоборудование. Естественно, чтозаодиннадцатьлетбесхозноестроениепришлов аварийноесостояние. Этопечальноенаследство досталоськомпанииНИТОЛ, когдаонав 2002 году пришланаусольскийХимпром.

Понятно, что самостоятельно справить­ся с задачей по ликвидации загрязненных ртутью объектов в одиночку не под силу, и поэтому вопрос о демеркуризации нео­днократно поднимался на самых высоких уровнях. По мнению министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Ольги Гайковой, для полного устранения загрязнения потребуется от пяти до деся­ти лет и как минимум 700 миллионов руб­лей.

В этом году компании НИТОЛ совмест­но с Правительством Иркутской области удалось заручиться поддержкой федераль­ной власти, и добиться для реализации проекта выделения финансирования в объеме 149 миллионов рублей, из которых 67 должны быть освоены уже в этом году.

- Вопрос, связанный с демеркуризаци­ей бывшего цеха ртутного электролиза для меня не праздный, - говорит депутат Зако­нодательного собрания Иркутской облас­ти, председатель комиссии по законода­тельству о природопользовании, экологии и сельскому хозяйству Юрий Фалейчик. -Было время, когда чуть ли не вся страна набрасывалась на Химпром с требовани­ем очистить все от ртути. Это наследие досталось нам с советских времен, когда в производстве применялись устаревшие технологии, и, конечно, нынешнее предпри­ятие к загрязнению не имеет никакого от­ношения. Это долг государства, который нужно отдавать. Проблема демеркуризации - государственная задача, и я очень рад, что нам удалось это объяснить, хотя это было не просто, и убедить в необходимости по­добного шага и город, и область, и феде­рацию. Уже есть концепция этого проекта, есть исполнитель. Ну, а раз процесс начал­ся, то он неизбежно должен быть завершен, и я не сомневаюсь, что мы все увидим, что не только Усолье-Сибирское, но и Ангара будут очищены от ртути.

В середине сентября были подведены итоги конкурса, и генеральным подрядчи­ком проекта по ликвидации очага ртутного загрязнения в Усолье стала иркутская орга­низация ООО «Гипрохлор». До конца этого года специалисты Гипрохлора должны пре­доставить оценку масштабов ртутного заг­рязнения, а в течение следующего разработать проект по де­меркуризации. Эта организация имеет солидный опыт в раз­работке демеркури-зационных мероприя­тий, что было доказа­но при разработке проекта демеркуриза­ции в городе Саянске.

- Сам принцип при­нятия решения о зак­рытии цеха ртутного электролиза в 1998 , году не выдерживает никакой критики, -высказал свое мне­ние генеральный ди­ректор Института ООО «Гипрохлор» Александр Нефедов. - Непрофессиональ­ное решение просто закрыть производ­ство только утяжели­ло проблему. Сейчас корпус, где распола­галось ртутное про­изводство, находится в аварийном состоя­нии, а чтобы устано­вить точное количе­ство ртути под самим цехом, необходимо пробурить скважины. Пока наши субпод­рядчики из Ангарской геологической партии пробурили скважины только вокруг корпуса, и на дан­ный  момент можно

сделать вывод, что наиболее загрязненный пласт находится сверху и его толщина со­ставляет двадцать сантиметров. Обнадеживает в сложившейся ситуации то, что сам корпус стоит на глиняной подушке, ко­торая начинается на глубине шести метров. Эта подушка выполняет роль проти-вофильтрационного барьера и не дает рту­ти сильно распространяться. Изначально мы рассчитывали разместить саркофаг за территорией Химпрома в двух-трех кило­метрах от него, но от этого пришлось от­казаться. Чтобы не допустить растаскива­ния загрязненной почвы по всей промыш­ленной площадке и городу, было принято решение захоранивать ртутьсодержащие отходы III и IV классов опасности в непос­редственной близости от корпуса. Как по­казывает мировой опыт решения подоб­ных проблем, обычно здания и сооруже­ния подвергаются чистке с мылом и спе­циальными растворами, а потом эти ра­створы обеззараживаются и также захо­раниваются. Строения покрываются сло­ем специальных полимеров, а конструкции оборачиваются специальной пленкой. Пос­ле захоронения ведется постоянный мо­ниторинг воды и воздуха. Что же касается загрязненной почвы, то вокруг объектов делается так называемый глиняный замок. Роется траншея на глубине 20 метров и туда закачивается глиняный раствор, ко­торый не дает ртути растекаться за пре­делы замка. Стоит также отметить, что есть заводы, выпускающие энергосберегающие лампы, которые не прочь принять у нас некоторое количество ртути. Так, к приме­ру, уже есть предварительная договорен­ность с Чебоксарским заводом.

Одним из субподрядчиков выступает Усольехимпром. О том, какую долю в реа­лизации проекта по демеркуризации вно­сит Химпром, рассказал директор по раз­витию ООО «Усольехимпром» Олег Конорев:

- Перед началом демеркуризации быв­шего цеха ртутного электролиза необхо­димо провести подготовительную работу, которая заключается в тщательном обсле­довании объектов загрязненных ртутью для оценки полной картины загрязнения и понимания масштаба предстоящих работ по демеркуризации. Прежде всего, это проведение инвентаризации объектов оча­га ртутного загрязнения (зданий, оборудо­вания, металлоконструкций, кабельных ли­ний, и инженерных сетей, которые обслу­живали производственный корпус). Необ­ходимо провести инженерно-экологичес­кие изыскания внутри цеха ртутного элек­тролиза, а также на территории, прилегаю­щей к нему, и определить, на какой глуби­не залегает ртуть. Такие же изыскания не­обходимо провести на участке, где пред­полагается создание саркофага для захо­ронения ртутьсодержащих отходов, которые невозможно и нерентабельно отправлять на переработку.

На сегодняшний день для организации и координации работ на Химпроме созда­на рабочая группа, куда вошли представи­тели руководства предприятия и ряд от­ветственных исполнителей. Мы должны были организовать соответствующие усло­вия для работы специалистов специализи­рованных организаций.

Нужно было познакомить их с особен­ностями работы в ртутном цехе, провести инструктаж, определиться с техникой безопасности, обеспечить необходимыми средствами защиты. Здесь вопросов не возникало, как, впрочем, и по самим рабо­там.

На сегодняшний день инвентаризация объектов, являющихся очагами ртутного загрязнения и всего того, что осталось в цехе электролиза, выполнена в полном объеме. Проведена оценка степени загряз­нения строительных конструкций, оборудо­вания, прилегающих инженерных сетей, со­ставлены акты инвентаризации и протоко­лы количественного химического анализа.

В самом цехе ртутного электролиза на­шими специалистами проведена колос­сальная работа. На разных отметках по определенной упорядоченной схеме прово­дился отбор проб ртути со стен, металло­конструкций, перекрытий и кровли. В настоящее время специалистами ООО «Ир­кутский Промстройпроект» разрабатывает­ся трехмерная модель корпуса цеха элект­ролиза, на которую будут нанесены точки отбора проб и концентрация ртути в этих точках. Когда это будет выполнено, мы представим себе ясную картину по уров­ням загрязнения всего цеха и отдельных его участков. С целью точного установле­ния местонахождения ртути и русла ее распространения специалистами Ангарской геологической экспедиции было пробуре­но свыше 50 скважин. Все аналитические работы по определению концентраций рту­ти проводились специалистами санитарной лаборатории Химпрома. Для внешнего кон­троля пробы периодически отсылались в институт Геохимии для дополнительной проверки достоверности полученных дан­ных.

ОлегАнатольевич, говоряо«ртутном озере»подбывшимцехомртутногоэлект­ролиза, звучалиоценкив 600 тоннртути. Сейчас, когдаужепроведенаогромнаяис­следовательскаяработа, можнолиговорить одействительномсостояниидел?

На сегодняшний день получено значи­тельное количество уточняющих данных, требующих обработки и анализа. Соответствующие оценки и выводы о масштабах загрязнения будут получены через месяц. Предварительно специалисты отмечают, что картина, которую рисовали ранее, го­воря о целых озерах ртути под Химпромом, на самом деле не такая уж ужасная.

Отборпробиихисследованиязакон­чены, чтодальше?

Следующий этап работ - это анализ и обработка полученной информации, а так­же подготовка отчета и исходных данных для проектирования мероприятий по де­меркуризации. На этом наша подготови­тельная часть работ заканчивается, и Гип­рохлор будет разрабатывать проект демер­куризации, в который будут заложены все основные технические решения.

 

Пресс-службаНИТОЛ

Газета «Усольские новости» № 44
4 ноября 2009 года