Иркутская область : главная
Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Общие сведения


Мы пишем

Широкомасштабная индустриализация

1951-1955 гг.

В этот период начал формироваться современный индустриальный облик региона. Строился первенец Ангарского кас­када — Иркутская ГЭС. На Ангаре, в Падунском створе, разверну­лись подготовительные работы по сооружению Братской ГЭС. В анга-ро-илимском районе возобновились поиски железных руд. На Лене началось строительство крупнейшего порта Осетрово. Продолжалось сооружение промышленных предприятий в Ангарске, где в строй дей­ствующих вводились отдельные цехи первого в Восточной Сибири нефтехимического комбината. В окрестностях Иркутска в 1951 г. при­ступили к строительству алюминиевого завода и г. Шелехова.

1956-1960 гг.

Сдана в промышленную эксплуатацию Иркутская ГЭС. Проложена ЛЭП-220 от Иркутска до Братска. Развернуты стро­ительные работы по сооружению Братской ГЭС. Начато строитель­ство Мамаканской ГЭС. Введены в строй действующих Ангарский цементно-горный комбинат и карьер «Перевал» в Слюдянке, Тулунс-кий гидролизный завод, Усольский завод горного оборудования. В 1959 г. приступили к строительству Байкальского целлюлозно-бумаж­ного комбината и г. Байкальска. Выпущена первая партия белоснеж­ной соли «Экстра». Начал действовать Осетровский речной порт. В декабре 1960 г. дал первый металл Иркутский алюминиевый завод. Быстро рос город металлургов Шелехов. Открыто движение поездов на горном участке Иркутск-Слюдянка. Электрифицированы участок Транссибирской магистрали от Черемхова до Иркутска и 700-кило­метровая железная дорога Тайшет-Лена, сданная в эксплуатацию в 1958 г. Прокладывалась железная дорога Абакан-Тайшет. На Илиме возводился Коршуновский горно-обогатительный комбинат и строил­ся г. Железногорск. В Иркутске сооружались телецентр, хладокомби­нат, студенческий и академический городки.

С июня 1957 г. в СССР управление промышленностью и строи­тельством перешло к совнархозам. Иркутский совнархоз объединил около 250 предприятий и 25 отраслей промышленности, производив­ших 75 % общего объема продукции области.

В августе 1958 г. в Иркутске прошла представительная конфе­ренция по развитию производительных сил Восточной Сибири, на которой обсуждались экономические проблемы области. В ее работе приняли участие 600 организаций, в том числе более 100 институтов АН СССР и вузов.  Материалы конференции взяты за основу при разработке новых проектов индустриализации.

1961-1965 гг.

Дала первый промышленный ток крупнейшая в мире Братская ГЭС. Возводилась Усть-Илимская ГЭС. Сдана в эксп­луатацию Мамаканская ГЭС. Строились крупные ТЭЦ в Ангарске, Усолье-Сибирском, Зиме, Шелехове. Вступили в строй действующих крупнейшие в мире Братский алюминиевый завод и Братский лесо­промышленный комплекс. С пуском в 1965 г. Коршуновского ГОКа возрождена железорудная промышленность, прекратившая свое су­ществование в послереволюционный период. В марте 1964 г. по неф­тепроводу Туймазы-Иркутск, длиной 3,6 тыс. км, из Башкирии на Ан­гарский нефтеперерабатывающий завод начала поступать сырая нефть (нефтепровод заменил сотни железнодорожных составов). Введен в эксплуатацию крупнейший в стране Ангарско-Усольский нефтехими­ческий комплекс, в том числе нефтеперерабатывающий, азотно-туко-вый, карбидный и другие заводы. Начали действовать Сафроновский разрез и Сафроновская обогатительная фабрика, Свирский ремонт­ный завод. Дал продукцию третий по счету в области Зиминский гидролизный завод, одновременно введены новые мощности на Бирю-синском и Тулунском гидролизных заводах. Электрифицированы уча­стки железной дороги Абакан—Тайшет, Тайшет—Коршуниха и Иркутск— Слюдянка. Проложено свыше 4 тыс. км линий электропередач.

1966-1970 гг.

Введено в строй около 300 промышленных объек­тов. Сдана в постоянную эксплуатацию Братская ГЭС. Продолжалось сооружение Усть-Илимской ГЭС. Дал первую целлюлозу Байкальс­кий ЦБК. Сооружалась железная дорога Хребтовая-Усть-Илимск. Начала эксплуатироваться крупнейшая в мире мараканская драга с вместимостью черпака 600 л и глубиной черпания 50 м (драга замени­ла труд около 10 тыс. рабочих-землекопов). Азейский угольный раз­рез ежегодно давал более 20 млн т угля, что стало возможным благо­даря мощным установкам ЭР-1250 и экскаваторам с объемом ковша 35 м3 и длиной стрелы 65 м. Начали работать Иркутский кабельный завод, Усольский химико-фармацевтический комбинат, Черемховская чулоч­но-носочная фабрика и другие предприятия. В Иркутске на левом берегу Ангары вырос Академгородок, в котором построено восемь на­учно-исследовательских институтов Сибирского отделения АН СССР.

В марте 1969 г. состоялась очередная научно-практическая кон­ференция по развитию производительных сил Иркутской области и всей Восточной Сибири.

1971-1975 гг.

Построены и дали первую продукцию более 30 новых предприятий. Введены в действие семь агрегатов Усть-Илимс­кой ГЭС. Развернуты работы по сооружению Усть-Илимского лесо­промышленного комплекса. Приступили к эксплуатации крупных производственных мощностей на Братском алюминиевом заводе и Брат­ском лесопромышленном комплексе, на Ангарском нефтехимическом и Усольском химическом комбинатах, Восточно-Сибирском заводе ог­неупоров. В 1973 г. сдана в постоянную эксплуатацию железная доро­га Хребтовая-Усть-Илимск протяженностью 214 км. В 1974 г. присту­пили к строительству Западного участка БАМа (прокладка этой железнодорожной магистрали, севернее Байкала, с выходом к Тихому океану в районе Императорской гавани, планировалась еще в дорево­люционный период). К концу пятилетки на БАМе сооружено 13 мос­тов, в том числе два крупных через Лену и Таюру. На участке Тайшет-Лена прокладывался второй путь.

1976-1980 гг.

В основных параметрах завершено формирование Усть-Илимского энергопромышленного района. Сдана в постоянную эксплуатацию Усть-Илимская ГЭС. Строился Усть-Илимекий лесо­промышленный комплекс, где в декабре 1980 г. введена в строй первая очередь целлюлозно-бумажного завода мощностью 250 тыс. т беле­ной целлюлозы в год (в сооружении этого гиганта принимали участие страны СЭВ). Расширился ассортимент выпускаемой продукции на Зиминском химическом заводе. Завершилось строительство Восточ­но-Сибирского завода огнеупоров, Ангарского завода белково-вита-минных концентратов, Тыретского рудника по добыче соли, второй очереди Ангарского электромеханического завода. Закончилась ре­конструкция Осетровского речного порта. Начато движение по Ир­кутскому участку БАМа между ст. Лена и Кунерма.

1981-1985 гг.

Темпы промышленного строительства заметно сни­зились. Из крупных промышленных предприятий в этой пятилетке сдан в эксплуатацию только Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. Основное внимание сосредоточено на реконструкции и расширении мощ­ностей действующих предприятий. В частности, увеличены производ­ственные мощности Ангарско-Усольско-Зиминского химического комплекса. Намечено строительство крупных угольных разрезов: Мугунского, Вознесенского, а затем Ишидейского и Жеронско-Зелендинского.

1986-1990 гг. (необходимость перестройки экономики).

За годы индустриализации Иркутская область стала крупнейшим центром энер­гетики и энергоемких производств. Здесь получили развитие цветная металлургия, нефтехимическая и целлюлозно-бумажная промышлен­ность, деревообработка, машиностроение, добыча ценных полезных ис­копаемых. Область превратилась в важнейшего поставщика алюми­ния, нефтепродуктов, леса и целлюлозы, продуктов органического син­теза, каменного угля. По уровню промышленного роста, степени осво­ения природных ресурсов, специализации и концентрации промыш­ленного производства она опередила многие другие области, края и республики Сибири и Дальнего Востока.

Однако индустриальное развитие территории было ориентиро­вано исключительно на удовлетворение сырьевых потребностей стра­ны. Обслуживающие и перерабатывающие отрасли развивались сла­бо. Расширение промышленного производства происходило в основ­ном за счет экстенсивных факторов. При этом социальная инфра­структура формировалась по остаточному принципу.

Уже к середине 1980-х гг. в экономике области обозначились серьезные проблемы и структурные диспропорции. Промышленный рост резко замедлился. Накопилось глубокое отставание в социаль­ной сфере, существенно большее, чем в среднем по стране. Прояви­лась повышенная зависимость региона от межрегиональных хозяй­ственных связей, особенно от ввоза продуктов жизнеобеспечения. Выросла затратность экономики.  Снизилась эффективность использования созданного промышленного потенциала и увеличилась фон­доемкость производства. Особую актуальность приобрела проблема технологической модернизации базовых отраслей промышленности.

Все это происходило на фоне замедления темпов экономическо­го роста страны в целом, сокращения инвестиционных ресурсов, уси­ления демографического кризиса. Стало очевидно, что резервы даль­нейшего экстенсивного развития исчерпаны. Возникла необходимость в существенной корректировке экономической стратегии.

1991-1998 гг. (переходный период).

Данный период характе­ризовался радикальными переменами в социально-экономической жизни страны. Происходил болезненный переход от системы централизо­ванного планирования и распределения ресурсов к рыночному хозяй­ству. В экономике наблюдалось противоречивое сочетание старых и новых производственных отношений, развитие негативных процессов при одновременном возникновении элементов их преодоления.


Винокуров М.А., Суходолов А.П.
Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск:
Изд-во: БГУПЭ, 1998. Т. 1. - 203 с.

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2019  All rights reserved