Иркутское Фотографическое Общество, г.Иркутск. ИФО является региональным отделением Союза фотохудожников России. В состав общества которой входят фотографы профессионалы и любители

История развития иркутской авиации

Первые демонстрационные полеты над Иркутском. Фото. 1911. Собрание Иркутского музея авиации

Удостоверение и нагрудный знак пилота международного класса были вручены будущему коменданту иркутского аэродрома А.Попову. Париж. 1917. Собрание Иркутского музея авиации

А. В. Попов. Фото 1925. Собрание автора

Покорители сибирского неба. 2-й слева А. В. Попов. 1925. Собрание Иркутского музея авиации

Памятный снимок участников первого международного перелета Москва - Пекин сделан фотографом на аэродроме Боково. Фото 24 июня 1925. В центре сидит комендант Иркутского аэродрома А. В. Попов. Собрание Иркутского музея авиации

Взлет

Небесные истории

С 17 июля 1911 года по вечерам на иркутском ипподроме происходили неординарные события. По приглашению клуба Обще­ства поощрения коневодства совершал полет авиатор Я. И. Седов на аппарате «Фарман». 

Первые самолеты иронично называли этажерками, и "Фар­ман" Седова полностью отвечал этому названию.

Аппарат был назван в честь француза Мориса Фармана, создателя первого пассажирского самолета.

Это было сложное ажурное двукрылое сооружение с кучей растяжек и мотором в 45 л. с. Турне началось с Харбина ("рус­ской столицы" Китайско-Восточной железной дороги), затем - Иркутск и далее на запад.

От города к городу аэроплан в разобранном виде везли по Транссибирской магистрали.

Именно Седов стал первым человеком, увидевшим Сибирь буквально "с высоты птичьего полета". Он не просто демонстри­ровал чудеса техники, но и читал лекции всем, кто интересовался полетами и чудо-машинами. Пассажиров практически не брал, так как самолет не был рассчитан на лишний вес, превышающий 100 кг. Тогда сибиряки буквально пережили шок.

Аэропорт Иркутска был сооружен в деревне Боково (окраина Иркутска-2) и представлял небольшую площадку. Именно сюда приземлились участники перелета по маршруту Москва – Иркутск - Улан - Батор - Пекин, по идее обществ «Добролет» и «Авиахим» в июне 1925 года.

Первым начальником аэропорта был А. В. Попов. Александр Вениаминович начал летать с 1916 года на самолетах «Фарман» и «Ньюпор». В 1917 году окончил курсы повы­шения квалификации во Франции и полу­чил высокое звание пилота международного класса, подтвержденное свидетельством и отличительным нагрудным знаком.

Областная газета «Власть труда» о перелете писала: «Ночь с 23 на 24 июня. У всех на душе слегка тревожно. Возле редакции «Власть труда» толпятся люди. Еще с вечера над домами пролетел «Сопвич». Весь город следил за самолетом. Неожиданно у крыла самолета что-то лопнуло и белым дождем полетело вниз. Это были листовки авиахима. Люди хватали их на лету, в листовках сообщалось, что завтра на Боковском аэро­дроме должна приземлиться группа самолетов, выполняющих перелет Москва - Пекин.

Еще по городу каланчист не пробил четыре часа, а на центральной, Марксовской, бывшей Большой, кое - где уже мель­кают человеческие фигурки, в половине пятого у городского театра, губпрофсовета скопились толпы людей. День обещает быть хорошим. Грузовики набиты битком. Все спешат на аэро­дром. На Ангаре - глухой рев парохода. У Иркутного моста с пыхтением движется паровоз, в сторону Боково в одиночку и группами движутся пешеходы, велосипедисты, автомобили. Тепло, на аэродроме уже много народу, играют аж три оркестра, поле пестрит от праздничных разноцветных рубашек и платков. Издалека по Московскому тракту длинной вереницей органи­зованно со знаменами движутся колонны. Далее из Михеевских лагерей стройными рядами проходят серо-зеленые части Крас­ной Армии.

На аэродроме нам сообщают: первый самолет вылетел из Нижнеудинска в 3 часа 10 минут. Летят вдоль железной дороги. Для летчиков это самый хороший ориентир. Около бензиновой землянки стоит наш «Сопвич». Помощник начальника желез­ной дороги оборудовал у землянки полевой телефон. По линии до самого Нижнеудинска дано распоряжение с каждой станции сообщать о пролетающих самолетах. Распорядитель встречи Мельников мечется по аэродрому. Чтобы умерить напор толпы - цепью раскинулись части Красной Армии.

Звонок телефона. Говорят из Заларей. Эскадрилья пролетела в 6 часов 15 минут. Через несколько минут - новый звонок. «В 6 часов 52 минуты эскадрилья пролетела Черемхово», «7 час. 2 минуты. Пролетели станцию Половину».

- Алло! Станция Мальта. Пролетели...

- Алло! Китой. Пролетели в 7 часов 20 минут.

На всех концах поля запалили костры, чтобы по дыму эскад­рилья определила аэродром.

- Алло! Станция Батарейная. Пролетели... Это уже совсем близко. Всего несколько верст. Все люди на аэродроме смотрят в одну точку. Вдруг неожиданно на горизонте появляются четыре движущиеся точки. Сделав несколько кру­гов над городом, самолеты приближаются к аэродрому. Издали они похожи на больших распластавших крылья птиц. Ниже, ниже. Аэродром замер. Легко коснувшись колесами земли, само­лет несется по полю. Затем делает круг и заворачивает к месту стоянки. Матовый круг вращающегося пропеллера. На крыльях повисло несколько человек.

- Держи его!

Куда там. Колыхая крыльями, самолет подбегает к бензино­вой будке и останавливается. Над аэродромом разносится громо­вое:

- Уррра! Уррра!

Гремят оркестры. На аэродром садятся остальные самолеты. Из кабинки под громкие крики выходит начальник экспедиции товарищ Шмидт. Комендант иркутского аэродрома в Боково товарищ А. В. Попов и начальник 3-го участка воздухопути делают ему рапорт.

По аэродрому, словно прибой, разносится громовое «ура!». Так Иркутск встретил на своем аэродроме участников перелета Москва - Пекин. А потом с аэродрома Боково начались регулярные полеты по сибирским трассам. Этот день 24 июня 1925 года считается днем рождения Иркутского аэропорта. На самолете «Моссовет» Ю-13 в августе 1928 года был выпол­нен первый почтово - пассажирский рейс по гидроавиалинии Иркутск - Бодайбо. 30 декабря 1954 года Иркутскому аэропорту присваивается статус международного. А 26 декабря 2007 года аэропорт Иркутск принял миллионного пассажира.

В 1934 году в городе запускается авиационный завод, кото­рый в последующие годы выпустил более двадцати типов само­летов, машины поставлялись не только на внутренний рынок, в тридцати семи странах четырех континентов летали и летают наши иркутские «воздушные корабли».

 

Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги