Иркутское Фотографическое Общество, г.Иркутск. ИФО является региональным отделением Союза фотохудожников России. В состав общества которой входят фотографы профессионалы и любители

1 июля 1899 года в Иркутске появился первый автомобиль

Магазин Н. В. Яковлева на углу Большой и Пестревской. Фото И. С. Жутеева. 1908-1912. Собрание НБ ИГУ

Реклама магазина Яковлева

Современный вид бывшего магазина Яковлева

С охотничьим трофеем. Фото 1901-1912. Частное собрание

«Современная марка авто» на иркутских улицах

Один из автомобилей С. Н. Родионова. Фото 1901-1912. Частное собрание

Автомобиль И. Н. Алексеева на главной аллее Интендантского сада. Фото. 1906-1912. Собрание автора (из коллекции Г. В. Васильева)

Последняя модель

«Отапливается бензином...»

Дата 1 июля 1899 года знаменует открытие автомобильной эры в Иркутске, в этот день город облетела сенсационная весть о том, что купец Н. В. Яковлев приехал из Франции на собствен­ном автомобиле, способном передвигаться на бензине со скоро­стью 15 верст в час и возить три человека.

«В настоящее время на улицах города можно видеть автомо­биль, привезенный г. Яковлевым из Франции... Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем пока­таться».

Газета «Восточное обозрение» № 149 за 1899 год

Удивительный человек был Николай Васильевич Яковлев. Первое упоминание его имени связано с появлением велосипе­дов в 1882 году. Через 12 лет появилось сообщение об открытии оружейного магазина на углу Большой и Пестеревской.

К тому времени Яковлев уже состоялся как известный пред­приниматель, меценат, гласный городской думы. Магазин был примечателен тем, что торговал техническими новинками, на которые был большой спрос : граммофонами, патефонами, пластинками, пишущими машинками, телефонными аппара­тами, несгораемыми стальными шкафами, токарными станками, велосипедами, швейными машинками «Зингер». Сам хозяин был заядлым охотником, возглавлял общество велосипедистов, отстаивая их права в думе. Скорее всего не без его инициативы и помощи был открыт циклодром, ставший первым спортивно-оздоровительным комплексом города. С момента открытия его там проводились различные соревнования, городские праздники, был сооружен летний театр, детские аттракционы. Как первый владелец авто Яковлев возглавил и общество автомобилистов, когда появились другие авто­мобили.

Уже в апреле 1901 года по городу стала ходить и 4-х местная машина купца Семена Николаевича Родионова, большого друга Яковлева. Сын Николая Львовича Родионова, известного купца и мецената, Семен Никола­евич прожил нелегкую и весьма драматичную жизнь. Отец был очень образованным чело­веком, его друзьями были знаменитые уче­ные и путешественники Николай Михайло­вич Пржевальский, Ричард Карлович Маак, Дмитрий Иванович Менделеев, Григорий Николаевич Потанин, Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский и другие. Может быть, поэтому Родионов - младший больше тяготел к науке, чем к пред­принимательству, в 1903 году он получил наследство, состояв­шее из миллиона рублей и объектов городской недвижимости, предоставил Яковлеву помещения под его магазины оружия, а впоследствии и под продажу автомобилей. Семен Николаевич принимал активное участие в общественной жизни города, учас­твовал в разработке вопроса об открытии университета. Он был председателем общества охотников, наряду с автомобилем имел две модели аэроплана, которые участвовали во Всероссийской выставке аэроклуба в 1910 году.

Но главным в его жизни была энтомология, которой он начал профессионально заниматься с 1911 года.

С. Н. Родионов создал уникальный домашний музей насеко­мых (прежде всего жуков). К нему приезжали ученые со всего мира, предлагая за коллекцию большие деньги.

Пришли времена великих потрясений. Многие купцы, пред­приниматели того времени, имея на руках капиталы, уехали за границу. Бросить любимое «детище» - коллекцию Семен Нико­лаевич был не в силах. У него отобрали все: деньги, недвижи­мость, даже коллекцию, при которой он остался, как хранитель, в 1930-годы его лишили и этой «привилегии» - состоять при собс­твенном музее. А в 1937 году в возрасте 72-х лет арестовали и он умер в тюрьме. А его коллекция хранится в Санкт-Петербург­ском Зоологическом институте, входит в «золотой фонд».

Но вернемся к автомобилям.

Значительная стоимость первых автомобилей сдерживала быстрое распространение этого вида транспорта в Сибири. Потому первыми владельцами дорогого авто стали преуспеваю­щие предприниматели.

К весне 1906 года в доме Родионова на углу Большой и Пес-теревской был открыт магазин Н. В. Яковлева, где уже по более низкой цене можно было приобрести автомобили (коляски) с двухцилиндровым двигателем в 5 л.с, развивающими скорость до сорока верст в час. К 1910 году в Иркутской губернии было зарегистрировано 10 автомобилей.

В летописи Романова утверждается, что знаменитому вла­дельцу кинотеатров Дон-Отелло для съемки фильмов С. Н. Роди­онов предоставлял автомобиль. Но к тому времени у компань­она кинематографиста И. Н. Алексеева тоже был автомобиль, на котором скорее всего оператор и ездил на съемки.

Иван Николаевич Алексеев был не только совладельцем кинотеатров, состоятельным купцом, владельцем галантерейных магазинов, но и основателем первого гаражного кооператива, при котором он открыл в 1915 году первую автошколу «Прак­тические курсы шоферофф при первом автомобильном гараже». Школа находилась на Преображенской улице. По окончании ее выдавалось свидетельство. Школа пользовалась большим спросом у горожан. К тому времени городская управа уже раз­работала и ввела правила, обязательные для езды по улицам на моторных экипажах.

Знаменательное событие произошло в Иркутске летом 1907 года. Через Иркутск проходила трасса международной гонки Пекин Париж. Н. В. Яковлев и С. Н. Родионов торжес­твенно встречали у Амурской заставы лидеров   - итальянского принца Сцепиона Боргезе и его спутников, которые опережали соперников на два дня. Соревнующиеся остановились у Родионова на Шелашниковской улице для отдыха. Здесь была снята памятная фотография, которая, к сожалению, пока не обнаружена.

Далеко ушли времена первых авто, удив­лявших иркутян на рубеже XIX - XX вв. сво­ими скоростями: от 4-х до 40 километров в час. Сегодня современный город просто зады­хается выхлопными газами четырехколесных гигантов, мчащихся по дорогам со скоростью в сотни километров в час.

 

Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги