Иркутское Фотографическое Общество, г.Иркутск. ИФО является региональным отделением Союза фотохудожников России. В состав общества которой входят фотографы профессионалы и любители

1 июля 1899 года знаменует открытие автомобильной эры в Иркутске (Из истории автомобилей в Иркутске)

Магазин Н. В. Яковлева на углу Большой и Пестревской. Фото И. С. Жутеева. 1908–1912. Собрание НБ ИГУ

Магазин Н. В. Яковлева на углу Большой и Пестревской. Фото И. С. Жутеева. 1908–1912. Собрание НБ ИГУ

Реклама магазина Яковлева

Реклама магазина Яковлева

С охотничьим трофеем. Фото 1901–1912. Частное собрание

С охотничьим трофеем. Фото 1901–1912. Частное собрание

Один из автомобилей С. Н. Родионова. Фото 1901–1912. Частное собрание

Один из автомобилей С. Н. Родионова. Фото 1901–1912. Частное собрание

Автомобиль И. Н. Алексеева на главной аллее Интендантского сада. Фото. 1906–1912. Собрание автора (из коллекции Г. В. Васильева)

Автомобиль И. Н. Алексеева на главной аллее Интендантского сада. Фото. 1906–1912. Собрание автора (из коллекции Г. В. Васильева)

«Отапливается бензином...» 

Дата 1 июля 1899 года знаменует открытие автомобильной эры в Иркутске. в этот день город облетела сенсационная весть о том, что купец Н. В. Яковлев приехал из Франции на собствен­ном автомобиле, cпособном передвигаться на бензине со скоро­стью 15 верст в час и возить три человека.

«В настоящее время на улицах города можно видеть автомо­биль, привезенный г. Яковлевым из Франции... Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем пока­таться».

Удивительный человек был Николай Васильевич Яковлев. Первое упоминание его имени связано с появлением велосипе­дов в 1882 году. Через 12 лет появилось сообщение об открытии оружейного магазина на углу Большой и Пестеревской.

К тому времени Яковлев уже состоялся как известный пред­приниматель, меценат, гласный городской думы. Магазин был примечателен тем, что торговал техническими новинками, на которые был большой спрос : граммофонами, патефонами, пластинками, пишущими машинками, телефонными аппара­тами, несгораемыми стальными шкафами, токарными станками, велосипедами, швейными машинками «Зингер». Сам хозяин был заядлым охотником, возглавлял общество велосипедистов, отстаивая их права в думе. Скорее всего не без его инициативы и помощи был открыт циклодром, ставший первым спортивно-оздоровительным комплексом города. С момента открытия его там проводились различные соревнования, городские праздники, был сооружен летний театр, детские аттракционы. Как первый владелец авто Яковлев возглавил и общество автомобилистов, когда появились другие авто­мобили.

Уже в апреле 1901 года по городу стала ходить и 4-х местная машина купца Семена Николаевича Родионова, большого друга Яковлева. Сын Николая Львовича Родионова, известного купца и мецената, Семен Никола­евич прожил нелегкую и весьма драматичную жизнь. Отец был очень образованным чело­веком, его друзьями были знаменитые уче­ные и путешественники Николай Михайло­вич Пржевальский, Ричард Карлович Маак, Дмитрий Иванович Менделеев, Григорий Николаевич Потанин, Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский и другие. Может быть, поэтому Родионов - младший больше тяготел к науке, чем к пред­принимательству, в 1903 году он получил наследство, состояв­шее из миллиона рублей и объектов городской недвижимости, предоставил Яковлеву помещения под его магазины оружия, а впоследствии и под продажу автомобилей. Семен Николаевич принимал активное участие в общественной жизни города, учас­твовал в разработке вопроса об открытии университета. Он был председателем общества охотников, наряду с автомобилем имел две модели аэроплана, которые участвовали во Всероссийской выставке аэроклуба в 1910 году.

Но главным в его жизни была энтомология, которой он начал профессионально заниматься с 1911 года. С. Н. Родионов создал уникальный домашний музей насеко­мых (прежде всего жуков). К нему приезжали ученые со всего мира, предлагая за коллекцию большие деньги.

Пришли времена великих потрясений. Многие купцы, пред­приниматели того времени, имея на руках капиталы, уехали за границу. Бросить любимое «детище» - коллекцию Семен Нико­лаевич был не в силах. У него отобрали все: деньги, недвижи­мость, даже коллекцию, при которой он остался, как хранитель. В 1930-годы его лишили и этой «привилегии» - состоять при собс­твенном музее. А в 1937 году в возрасте 72-х лет арестовали и он умер в тюрьме. А его коллекция хранится в Санкт-Петербург­ском Зоологическом институте, входит в «золотой фонд».

Но вернемся к автомобилям.

Значительная стоимость первых автомобилей сдерживала быстрое распространение этого вида транспорта в Сибири. Потому первыми владельцами дорогого авто стали преуспеваю­щие предприниматели.

К весне 1906 года в доме Родионова на углу Большой и Пес-теревской был открыт магазин Н. В. Яковлева, где уже по более низкой цене можно было приобрести автомобили (коляски) с двухцилиндровым двигателем в 5 л.с., развивающими скорость до сорока верст в час. К 1910 году в Иркутской губернии было зарегистрировано 10 автомобилей.

В летописи Романова утверждается, что знаменитому вла­дельцу кинотеатров Дон-Отелло для съемки фильмов С. Н. Роди­онов предоставлял автомобиль. Но к тому времени у компань­она кинематографиста И. Н. Алексеева тоже был автомобиль, на котором скорее всего оператор и ездил на съемки.

Иван Николаевич Алексеев был не только совладельцем кинотеатров, состоятельным купцом, владельцем галантерейных магазинов, но и основателем первого гаражного кооператива, при котором он открыл в 1915 году первую автошколу «Прак­тические курсы шоферофф при первом автомобильном гараже». Школа находилась на Преображенской улице. По окончании ее выдавалось свидетельство. Школа пользовалась большим спросом у горожан. К тому времени городская управа уже раз­работала и ввела правила, обязательные для езды по улицам на моторных экипажах.

Знаменательное событие произошло в Иркутске летом 1907 года. Через Иркутск проходила трасса международной гонки Пекин Париж. Н. В. Яковлев и С. Н. Родионов торжес­твенно встречали у Амурской заставы лидеров   - итальянского принца Сцепиона Боргезе и его спутников, которые опережали соперников на два дня. Соревнующиеся остановились у Родионова на Шелашниковской улице для отдыха. Здесь была снята памятная фотография, которая, к сожалению, пока не обнаружена.

Далеко ушли времена первых авто, удив­лявших иркутян на рубеже ХIX - ХХ вв. сво­ими скоростями: от 4-х до 40 километров в час. Сегодня современный город просто зады­хается выхлопными газами четырехколесных гигантов, мчащихся по дорогам со скоростью в сотни километров в час.

 

Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева
Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
фотографии и текст публикуются с разрешения автора