Проект Халхин-Гол. Впервые Халхин-Гольская тема (работа поисковых отрядов на территории боев в Монголии) была затронута ОМОО "Дань памяти" в 2002 году. Тема была новая. Понадобилось несколько лет на запросы и переписку пока вопрос был решен и первые поисковики отправились в Монголию на реку Халхин-Гол, чтобы отдать дань памяти участникам боев.

Освящение событий на Халхин-Гол в центральной советской прессе

Конец 20 века стал временем, когда  формируется новая концепция ведения войн. Войн, в которых информация становится не менее эффективным оружием, чем авиация или артиллерия. Успех той или иной противоборствующей стороны во многом определяется общественным мнением, позицией международного сообщества,  и в свою очередь, зависит от того, насколько эффективны СМИ в освящении конфликтов. Изучение прессы влияет и на исторические оценки тех или иных событий.  В этом отношении показателен процесс освещения событий на Халхин-Гол.

Конфликт на монгольско-маньчжурской границе были первыми столкновениями регулярных частей советской армии перед началом Второй Мировой войны. Если до этого советские солдаты и принимали участие в боевых действиях, то происходило это неофициально. Испания, Китай – необъявленные войны и помощь СССР не освещалась на страницах советской печати. Во время боев на оз.Хасан и Халхин-Гола закладывались приемы военной журналистики, формулирования и освещения официальной позиции, которые в дальнейшем получили развитие во время войны с фашистской Германией.

В конце июня на монголо-маньчжурскую границу прибыла группа журналистов: Владимир Ставский, Лев Славин,  Борис Лапин, Захар Хацревин. Им предстояло наладить выпуск фронтовой газеты «Героическая красноармейская». Ее редактором был Давид Ортенберг, военный журналист, писатель, генерал-майор с 1942 г. В 1941-43 гг. он являлся главным редактором газеты «Красная звезда». В 1943-45 – начальник политотделов ряда армий. На месте конфликта работали Константин Симонов, советские фотокорреспонденты Бернштейн, Темин и Трошкин. Однако освещение событий на Халхин-Гол в центральной прессе было весьма скупым, что связано с сложным положением СССР на Дальнем Востоке.

Советская пресса весьма внимательно следила за ходом военных действий в Китае, постоянно появлялись статьи о положении японской экономики, ее ориентации на военные нужды. Однако сообщения об инцидентах на маньчжурско-монгольской границе на страницах советских газет не появлялись вплоть до конца июня.

Динамику информационного освящения боев на Халхин-Голе в газете «Правда» можно разделить на несколько этапов. 1) 26-30 июня – выходящие ежедневно сообщения; 2) 6 июля-6 августа – регулярные недельные сводки; 3) август - обострение конфликта вокруг нефтяных концессий на о.Сахалин; 4) сентябрь – стадия затихания конфликта, переключение на события в Польше и западной Белоруссии; 5) ноябрь-декабрь - официальные сообщения об урегулировании конфликта, подведение итогов.

Эпизод на Халхин-Голе не был первым столкновением советской армии с японскими войсками. Летом 1938 г. произошли бои на оз.Хасан. В преддверии годовщины событий, статьи на эту тему регулярно появлялись в советской прессе. Несомненно, что они воспринимались в контексте нового конфликта. В июне Правда публикует Указ президиума верховного совета СССР «Об увековечивании памяти героев Хасана»[1]. 5 и 6 августа публикуются статьи «Накануне годовщины боев у озера Хасан»[2], «Честь и слава героям Хасана», сопровождаемая карикатурой. Публикуются сообщения об учениях на Дальнем Востоке, появляются статьи о достижениях военной медицины, весьма интересна статья о роли фронтовых газет во время боев на Хасане. Автор весьма подробно описывает способы информирования и роль рядового состава в написании материалов[3].

26 июня в «Правде» опубликовано первое сообщение ТАСС о провокации японской армии. Сообщения из Монголии на протяжении всего времени конфликта размещались на второй полосе газеты. Эта тема ни разу не становилась основой для редакционных статей, в заголовках и текстах сообщений дается оценка конфликта как «провокации». Однако с первых же дней началась информационная война относительно потерь советско-монгольской и японской авиации. В сообщении от 27 июня приводятся данные о 25 уничтоженных японских истребителях. Потери советско-монгольских войск по сообщению ТАСС составили 3 самолета.[4]

29 июня - сообщение под заголовком «Японская провокация» продолжается. В этом же номере печатается фельетон «Невежественные хвастуны из штаба Квантунской армии». С этого момента подробные сводки с Халхин-Гол публикуются с периодичностью раз в неделю.

6 июля - материал под заголовком «Японские провокаторы не успокаиваются»[5] В этом же номере впервые публикуются подробные данные о потерях с японской и советско-монгольской стороны. Потери наземных сил Квантунской армии оцениваются в 800 человек, у советско-монгольских войск - 100 человек убитых и 200 раненых. В этом же номере опубликована новость о первых результатах информационной войны - «начальник бюро печати Квантунской армии за опубликование лживых и хвастливых сообщений об мнимых успехах японской авиации смещен со своего поста»[6]

Весьма подробная сводка с места конфликта опубликована 14 июля. В сообщении под заголовком «Японско-маньчжурская провокация продолжается»[7] приводятся данные о потерях сторон за период с 6 по 12 июля, имеется упоминание о 254 пленных. Потери японской армии оцениваются в 2000 человек убитыми, 3500 ранеными. В Советско-монгольских войсках насчитывалось 293 убитых и 653 раненых. Впервые были подсчитаны потери в авиации за весь период военных действий ­(28 мая – 12 июля)– 199 самолетов противника и 52 самолета советско-монгольских сил.  Большой интерес представляет опубликованная в этом же номере карта места конфликта под заголовком «Действительная граница между МНР и Маньчжурией в районе озера Буир-Нур» представляющая собой выкопировку с карты №43 китайского альбома карт 1919 года издания[8].

23 июля – «Новое нарушение границы японскими войсками», 27 июля – «Японская провокация продолжается», 6 августа – «Японцы не успокаиваются». Последней подробной сводкой с Халхин-Гол было опубликованная 1 сентября на 3 полосе газеты статья «Ликвидация остатков японско-маньчжурских войск в приграничной полосе»[9] В ней приводились данные о потерях авиации за период 5-30 августа. Соотношение сбитых самолетов приведено в таб.1

 

Таб.1

 

 

 

 

 

Период

Стороны

5-17 августа

20-27 августа

28 августа

29 августа

30 августа

Японско-Маньчжурская

31

164

11

8

21

Советско-Монгольская

7

16

-

1

1

 

Кроме собственных материалов и сообщений ТАСС, в Правде было опубликовано несколько сообщений иностранных информационных агентств. Например, 21 июля Агентство Радио[10] сообщает о японской военной деятельности в Маньчжурии. Однако чаще всего ТАСС выступал с опровержениями в ответ на сообщения иностранных информационных агентств.  30 августа – опровержение ТАСС в ответ о появившейся в западной прессе информации о передислокации 200-300 тыс. человек на восток. Весьма любопытный момент учитывая, что 1 сентября появилось сообщение о ратификации Советско-Германского договора о ненападении, а 18 сентября – о войне с Польшей. Еще одно опровержение было опубликовано в ответ на сообщение Рейтер о занятии советско-монгольскими войсками значительной части маньчжурской территории.

Помимо материалов о самом конфликте, можно отметить ряд сообщений о внутреннем положении Маньчжурии и японско-маньчжурских войск. 27 августа под заголовком «Провал японских планов в Маньчжурии»[11] публикуется сообщение о положении тяжелой индустрии. 5 сентября появляется информация  о восстании в корейских, маньчжурских и монгольских войсках[12]. 26 сентября – об операциях китайских партизан в Маньчжурии[13]. 19 октября – «Рост партизанского движения в Маньчжурии»[14], где приводятся данные о 300 тысячах восставших и потерях японской стороны в 10 тысяч человек.

Одновременно с первыми сообщениями о военных действиях на страницах «Правды» начали появляться материалы о МНР. 30 июня - рецензия на книгу «Лето в Монголии»[15] . 11 июля – материал о праздновании 15-летия Монгольской Народной Республики.

Еще одной стороной советско-японских отношений стало освещение экономического конфликта с нефтяными концессиями на о.Сахалин. Его первым проявлением в прессе был опубликованный 25 июля «Ответ Наркомотдела на японский меморандум»[16]. Эта тема получила свое продолжение и в августе. Были опубликованы сообщения «Договор между профсоюзом нефтяников и японским концессионером заключен»[17] и «Незаконные действия японской фирмы «Мацуо Докиярд»[18]

Началом последнего этапа в освящении событий на Халхин-Гол, на наш взгляд следует считать Доклад Председателя Совета Народных Комиссаров и народного комиссара иностранных дел В.М.Молотова[19]. В конце доклада он остановился на отношениях с Японией и переговорах по советско-японской торговле. В докладе прозвучали следующие формулировки «15 сентября конфликт был ликвидирован и мир полностью восстановлен», конфликт характеризуется как «никому не нужный».

На протяжении трех последующих дней в Правде публикуются сообщения об отзывах японской прессы на доклад в Москве - «некоторые посвящают редакционные статьи», «японские газеты единодушно приветствуют предложения Молотова об улучшении советско-монгольских отношений»[20]

Вслед за докладом Молотова публикуется речь К.Ворошилова о Советской армии и в частности о событиях на монгольско-маньчжурской границе. «Там, на Халхин-Голе, наши доблестные красные войны показали лучшие образцы подлинной доблести, героизма и беспредельной преданности своей родине и делу Ленина – Сталина».

Вслед за официальными обращениями Правда начинает публикацию материалов о героях Халхин-Гола. 17 ноября опубликован Указ «О награждении войсковых частей и соединений Красной Армии орденами СССР». Указ сопровождается рассказами «Трое из 39. Артиллерист. Танкист. Летчик»[21]. Публикуются и другие рассказы (напр. «Рождение героя») фотографии Берштейна и Темнина.

 


[1] Правда, 5 июня 1939, №155 (7839)

[2] Правда, 5 августа 1939, №216 (7900)

[3] Газета на фронте. Полковой комиссар Баев А. Правда. 5 мая №123(7808)

[4] Правда, 27 июня 1939 г., № 176 (7860)

[5] Правда, 6 июля 1939 г., № 185 (7870)

[6] Там же

[7] Правда, 14 июля 1939 г., № 193 (7878)

[8] Там же

[9] Правда, 1 сентября 1939 г., № 242 (7927)

[10] Правда, 21 июля 1939, №200 (7885)

[11] Правда, 27 августа 1939, №237 (7922)

[12] Правда, 5 сентября 1939, №246 (7931)

[13] Правда, 26 сентября 1939, №267 (7952)

[14] Правда, 19 октября 1939, №290 (7975)

[15] Правда, 30 июня 1939, №179 (7864)

[16] Правда, 25 июля 1939, №204 (7889)

[17] Правда, 12 августа 1939, №222 (7907)

[18] Правда, 18 августа 1939, №228 (7913)

[19] Правде, 1 ноября 1939, №303  (7988)

[20] Правда, 2 ноября 1939, №304 (7988)

[21] Правда, 17 ноября 1939, №319 (8004)