Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

«Национальность – основа государственности...», интервью с Бороноеымв Асалханом Ользоновичем

Асалхан Ользонович Борноев

Асалхан Ользонович Борноев

Справка:

Бороноев Асалхан Ользонович, доктор наук, профессор, Почетный профессор СПбГУ и ВСТГУ, Заслуженный деятель науки Р.Ф. и Республика Бурятия, Председатель Социологического общества им. М.М. Ковалевского, зав. кафедрой СПбГУ.  

Асалхан Ользонович Бороноев родился 25 июня 1937 г. в деревне Старый Хогот Баяндаевского района Иркутской области. До сих пор с огромной благодарностью вспоминает учительницу русского языка Анну Федоровну Шульгину, благодаря которой будущий профессор, поступая в Военно-политическую академию, из четырехсот человек единственный написал сочинение на «пятерку». Профессор помнит и  учителя Степана Балдаруевича Баглушкина, который сформировал тягу к чтению, к исследованиям.

После окончания школы Асалхан Ользонович Бороноев работал в колхозе, сотрудником окружной газеты, служил в армии рядовым, сержантом в Дальневосточном и Прикарпатском военных округах. А в июле 1959 г. он поступил на философский факультет Ленинградского Государственного Университета. С тех пор его дальнейшая судьба связана с Университетом: студент, аспирант, ассистент, доцент, профессор.

Сегодня профессор Бороноев Асалхан Ользонович - признанный в стране и за рубежом специалист в области этнической и теоретической социологии. Им опубликовано 120 научных работ, в том числе 4 монографии. Под его руководством подготовлено и защищено 38 кандидатских, 5 докторских диссертаций. При его участии издано 10 коллективных сборников, в том числе такие, как: «Проблемы теоретической социологии», вып. I, II (1994, 1996); «Российская социология», вып. I, II (1993, 1996); «Человек в зеркале наук», вып. I, II (1991, 1993);. Руководитель издания «Русские социологи» (с 1997 г.); проекта «Сибирь и сибирская идентичность» (РГНФ)


 

- Уважаемый Асалхан Ользонович, почти 15 лет назад в интервью газете “Бурятия” Вы говорили о том, что XXI-й век - время национальных отличий. А как же тогда быть с фактом того, что “благодаря” глобализации в Европе, например, стираются границы и население массово переходит на английский язык даже в бытовой сфере? Что в цивилизационном котле Китая исчезли манчжуры, близки к этому монголы (внутренние), тибетцы? Да и в России, пусть в иных формах, но идет процесс формирования некоей этнической общности, говорящей на русском языке от границ с Белорусией и Украиной до Тихого океана. Может быть, это закономерно, и даже необходимо? Может быть будущее нашей планеты - это вообще два-три суперэтноса, мирно уживающиеся между собой?

- Да, я помню, как главный редактор газеты «Бурятия» обратился ко мне с просьбой высказаться о некоторых социальных проблемах, в том числе национальных.

Я тогда, касаясь этнических (национальных) проблем, утверждал, что XXI век будет актуализировать национальные проблемы, и они станут ведущими. В этом прогнозе я не ошибся. Сегодня в условиях глобализации, когда идет размывание национальных экономик, традиций и элементов национальной государственности, проблема этничности – развитие и защита национальных традиций, элементов культуры (в том числе языка) становится одной самых важных тем. Национальность –основа государственности. Ведь говорят часто, что в России «русские –  государствообразующий народ». Это верно. Поэтому сегодня, как никогда, для России важнейшей задачей является сохранение языка, культуры и традиций русского народа, но проблема этничности существует и для других коренных народов страны. Для немногочисленных народов она является более болезненной, т.к. происходит ассимиляция, выражающаяся в потере элементов национальной культуры (в частности, снижается применение национального языка). Для них, этих народов, этнические проблемы ушли «вовнутрь» и акцентируются в сознании, начитают приобретать характер примордиальности (от primordial – основной, первичный, исконный, первобытный, т.е. выражение этнической идентичности, отвечающей архетипическим, базовым потребностям человека в принадлежности к определенной группе – ОК). Конечно, малые группы народов ассимилируются. Этот процесс зависит от многих факторов, среди них близость культур, исторические корни добрососедства, функционирование демократических институтов. В то же время нельзя забывать, что в период 90-х годов в Чехии объявили о своем существовании якобы давно ассимилированные  соседями мораване, сегодня в Польше требуют автономии силезцы. То, что происходит в Европе – это очень сложный процесс. 

Несмотря на ЕС, европейцы остались в «национальных одеждах», но объединили коммуникационные и экономические институты. Это влияет на их этничность, сегодня многие европейские народы более «национальны», чем в 70-80 годах XX века, хотя функционируют общеевропейские институты, почти один язык. Глобализация в одной культурной и идеологической традиции пробуждает этничность (национальность), поэтому Европейское сообщество не может принять единую Конституцию. Этот процесс обостряется сегодня возрождением расизма в Европе и у нас. В России, по данным МВД около 80 тыс. скинхедов – фашистов, и они калечат и убивают, в том числе своих соотечественников – представителей коренных народов. Например, по данным ВНИИ МВД в крупных городах страны с декабря 2007 по март 2008 г. убиты более 40 человек лиц неславянской национальности, в том числе из Бурятии, Якутии (газета «СПб ведомости, от 23.04.08). А сколько убито и покалечено за год? Современные формы ксенофобии обостряют национальные проблемы, лицам неславянской национальности становится опасно жить в своей стране.

На развитие этничности влияет либеральная идеология, которая способствует глобализации своим принципом прав человека. А права народов при реализации этого принципа существуют? Этот вопрос остро поставил митрополит Кирилл на Всероссийском Соборе в 2006 году. Поэтому надо нам помнить, что этнические проблемы остры как никогда, не надо ими пренебрегать, что мы наблюдаем в нашей стране.

- Какое бы определение этнической культуре Вы дали сегодня?

Этническая культура – это материальный, ценностно-смысловой и мировоззренческий универсум, связанный с исторической судьбой того или иного народа и оказывающий объединяющее влияние. Культура любого народа – это его историческая память (традиции, смыслы, ценностные ориентации и определенные достижения), его вклад в цивилизационный процесс. Каждый народ имеет свое «культурное лицо», и через это взаимодействует с другими. В условиях глобализации и «национализирующих» государств (новые государства) это «лицо» стараются отодвинуть в небытие, что служит основой конфликтов, недоразумений, обид.

- Как Вы относитесь к тому, что значительная часть бурят (впрочем, также как якуты, казахи, киргизы, тувинцы и т.д.) причисляет себя едва ли не к потомкам Чингисхана? Ведь это то же самое, что если бы русские, где бы они не жили, поголовно причисляли себя к потомкам Ярослава Мудрого или Александра Невского...

- Причисление себя к потомкам кого-то из великих – это свойство менталитета малочисленных народов. Это форма утверждения достоинства при давлении внешней культуры. Во-вторых, это проявление остроты потери национально-исторических основ бытия. Причисление себя к потомкам Чингисхана связано также с тем, что сотни лет в России и в Европе господствовала европоцентрическая идеология, принижающая роль Чингисхана и других неевропейских народов в истории. Эту концепцию разрушили Л.Н. Гумилев и выдающийся современный американский социолог и геополитик И. Валлерстайн. А вот менталитету многочисленных народов, как правило, не свойственно причислять себя к потомкам великих. И, тем ни менее, в Великом Новгороде мне приходилось слышать от некоторых местных жителей претензии на родственную связь с Александром Невским.

- Вы - один из самых известных бурят, и в то же время остались скромным человеком. В то же время многим национальным сообществам, в т.ч., и бурятскому, присуща проблема “нойонства”...

- Как в Бурятии, так и во всей России сегодня есть проблема административно-олигархического барства, т.е. прослойки,  для которой население – это нищие просители, а законы – для дураков. Решение этой проблемы - общее повышение уровня культуры, ответственности и контроля. 

- Согласны ли Вы с мнением, что самая главная угроза для бурятского народа и его культуры - это укрупнение регионов? Может ли в современных условиях Россия (а значит - и Бурятия) выжить на почве  национально-территориального деления?

- Недавно объединили бурятские национальные округа. Это терпимо. Но Вы заметили, что при этом из этих округов усилилась миграция в Бурятию?! Национально-территориальные образования в виде республик разрушать нельзя.  Почему-то говорят об объединении республик Сибири, и не идет речь о Северном Кавказе, Поволжье и т.д. Республика Бурятия выживет, если будет умная государственная политика, если будет развиваться экономика, если, наконец, проснется ото сна население региона, красивые слова превращая в дела. Сейчас этого нет, но, надеюсь, что скоро будет. 

- Асалхан Ользонович, чтобы Вы могли пожелать бурятской творческой и научной интеллигенции? Каковы, на Ваш взгляд, ее самые насущные проблемы и задачи?

- Бурятская интеллигенция – мощный отряд национальной интеллигенции России! Буряты исторически были привержены к творчеству (научному и художественному). Об этом  писали еще декабристы. Хотелось бы пожелать не терять тонуса и поддерживать творческий дух народа. Для этого нужны инновации, характер и воля. Нужны лидеры в различных направлениях творчества. Пока их нет, нужно искать, воспитывать и помогать им.

 Я, пользуясь случаем, хотел бы пожелать всем своим землякам доброго праздника «Алтаргана»! Пусть он станет фактором единения всех бурят! Пусть благодаря ему тысячи людей откроют для себя уникальность бурятской культуры!

 

Журнал "Отчий край" №1, июнь 2008 года