Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Виктор Круглов: от хозяйственника до политика

Виктор Круглов уверен: если ты не занимаешься политикой, то политика занимается тобой. Пройдя путь от мастера до генерального директора крупнейшего предприятия «Саянскхимпласт», Круглов в определенный момент осознал, что иного пути у него просто нет - чтобы иметь возможность непосредственно влиять на ситуацию в родном крае, необходимо идти в политику.

8 лет депутатства позади. Самое время оглянуться назад, проанализировать пройденный путь, чтобы понять, чего удалось добиться и что ждет впереди.

- Виктор Кузьмич, в 2000 году вы сменили кресло руководителя предприятия на депутатский пост. Что Вам пригодилось из опыта хозяйственника?

- Не бояться сложностей, без лишних эмоций оценивать  ситуацию, предвидеть последствия, которые могут последовать от принятия того или иного решения. Думать, как оно будет воспринято людьми. Пригодилось умение аргументировано объяснять те или иные действия. Вести работу не просто по принципу «я начальник, ты - дурак», а принимать такие решения, которые предварительно проработаны с людьми. Когда я был производственником, согласовывал и обосновывал любое управленческое решение с главными специалистами завода. Этот стиль я оставил и на посту спикера ЗС.

Увы, в парламенте все не так просто и однозначно, здесь нет подчиненных, и вот здесь, пожалуй, пришлось перестраиваться. Хотя, на мой взгляд, есть вещи, к которым невозможно и не следует привыкать: безответственность в работе, несоответствии слов реальным делам. Я уже не раз говорил, что у нас есть, к сожалению, депутаты, которые ни разу не высказали своей позиции, никак не проявили себя. Эти люди, видимо, забыли, зачем приходили в парламент.

- Виктор Кузьмич, мы часто информировали о результатах Вашей депутатской деятельности, но  мы ничего не знаем о том, с чем для Вас связана эта работа, что происходило по «ту» сторону Вашей биографии все это время?

- Начало моей депутатской карьеры, несмотря на мой опыт: и политический, и жизненный, и хозяйственный -  было периодом, в который я только начинал учиться тому, как вообще работать депутатом. Ведь быть депутатом - это не просто сидеть, руки поднимать. Здесь надо учиться работать так, чтобы каждый день приносил ощутимый результат.

Первые 4 года работы для меня были, пожалуй, самыми сложными. Это был период, когда Законодательное собрание, как орган власти, практически не работало. Все только и делали, что спорили друг с другом. Я помню, как было избрано руководство Законодательного собрания, которое не смогло организовать депутатов, а выше ставило свои личные интересы в спорах с исполнительной властью. Депутаты были втянуты в этот круговорот. Когда у нас одни говорили одно, другие - другое, мы расходились, не понимая, что делать, не принимая никаких решений. А для меня как человека, привыкшего к конкретной работе, это было невыносимо, я приходил домой просто морально уничтоженный. Ни одно решение толком нельзя было вынести, ни одну законодательную инициативу провести, как положено.

- В какой момент вы для себя осознали, в чем суть депутатской работы, когда вы поняли, что стали профессионалом в политике?

- Первое, что я понял, - нужно уметь слушать других, уметь договариваться. Когда ты с уважением относишься, когда ты оказываешь поддержку своим коллегам, это неминуемо возвращается тебе тем же самым. Ты получаешь поддержку от них и, таким образом, становишься услышанным другими депутатами.

Второе - надо разобраться в проблемах своего избирательного округа, расставить приоритеты решения важнейших задач. Те, что решаются скоро, нужно быстрее решать. Тем, которые требуют больших ресурсов и много времени, необходимо находить пути решения. Больше опираться на людей, в том числе чиновников, способных в силу своих должностных обязанностей решать те или иные задачи.

- И здесь уже, наверное, уместно говорить о втором периоде вашей работы?

- Да, он, к счастью, оказался для меня более плодотворным. Я уже понимал, как нужно действовать, на какие рычаги нажимать. И знаете, для меня стало полной неожиданностью, когда мне предложили должность председателя Законодательного собрания. Я поначалу не хотел, понимая, что это огромная ответственность. Мало того, что от тебя требуется организовать нормальную работу всего депутатского корпуса, так ты несешь ответственность уже не только за свой родной округ, который тебя выбрал, но за всю Иркутскую область. Согласитесь, это непросто. Но коллеги за мою кандидатуру проголосовали единогласно. Это вообще редкий случай, и мне было действительно приятно. Сыграло свою роль то, что у меня была, во-первых, хорошая деловая репутация, меня знали в области, во-вторых, меня поддержали на выборах 80% моих земляков.

И вот пришлось начать мне спикерскую деятельность. А характер у меня такой, что если уж взялся, то не могу делать кое-как, чтобы при мне были беспорядок или скандалы. Это вопрос личной самооценки. И здесь я не жалел ничего для того, чтобы результат был лучше.

- Чем были примечательны последние 4 года вашей работы?

- Если идти по хронологии, то в общих чертах это было так.

2004 год – начиналась подготовка по монетизации льгот. Это была очень напряженная работа, мы ожидали различных массовых акций проявления несогласия с Постановлением правительства РФ, потому что в различных субъектах страны это было. Некоторые губернаторы оставили старую модель, натуральные выплаты. Мы пошли по другому пути. Очень помогла безболезненно выйти из этой темы слаженная работа с тогдашней администрацией губернатора Бориса Говорина.

2005 год - муниципальная реформа, когда мы перешли на двухуровневую систему в местном самоуправлении. Резко увеличилось количество муниципальных образований, соответственно, руководителей глав муниципальных образований и депутатов. Пришло много неопытных людей, просто непонимающих, что такое власть и что с ней делать. С ними надо было как-то работать. Поэтому мы инициировали проведение съездов депутатов. Эта идея понравилась, в первую очередь, в низовых звеньях органов самоуправления. Нашла одобрение она и наверху, я имею в виду сенаторов и депутатов областной Думы. В Москве к идее поначалу отнеслись с опаской, но потом оценили по достоинству.

Параллельно мы стали проводить специальные выездные обучающие семинары для депутатов местных органов. Соответственно на местах возникали вопросы, предложения, они потом обрабатывались. Эффект был очень хороший. И если даже 50% из них было решено – это очень хороший результат. И с 2005 года мы взяли за правило каждый год проводить такие семинары.

В 2006 году мы продолжили «выездную» практику – стали проводить выездные сессии, привлекали к этой работе губернатора вместе с командой. Это было наше ноу-хау, которое позволило массу проблем решить на местах. Ведь мы видели болевые точки наших районов собственными глазами, а главное - тут же вырабатывали варианты их решения. Где советом дельным помогали, где выделяли средства, где законопроекты необходимые выдвигали. Кроме того, в 2006 году нам назначили нового губернатора Тишанина. Надо сказать, это был не самый легкий период, взаимопонимания мы с ним так и не нашли. Пришлось здесь проявить характер. Каких только проблем у нас не было, и заседания пытались нам даже срывать, решение очень многих вопросов притормозилось из-за этого. У меня с ним как-то даже разговор на эту тему достаточно откровенный состоялся. Он мне в лицо сказал: «Да… Я тебя и так, и так, а ты не ломаешься…» Я ему ответил тогда: «Не сломаешь меня, бесполезно». Был вот такой у нас с ним момент истины.

2007 год – это продолжающиеся конфликты с губернатором. Тем не менее, в этот период произошла своего рода цементация Законодательного Собрания и всех органов представительной власти на территориях. Это была консолидация на различных уровнях власти. Законодательное собрание демонстрировало тогда надежность и стабильность. Мы отработали механизмы быстрого решения проблемных вопросов. Плюс шла кропотливая работа по объединению Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с областью.

2008 год – битва за бюджет, иначе не назовешь. Губернатор хотел единолично распоряжаться всем бюджетом. Представляете? 58 миллиардов рублей налогоплательщиков он собирался распределять по своему усмотрению. Все буквально оторопели от такого решения. Ведь в этом случае главный смысл работы депутатов теряется. Мы должны видеть, как вносится бюджет, рассматривается, соответствует ли он тем задачам, которые видит народ, ведь депутаты должны выполнять наказы своих избирателей, обеспечивать финансирование тех или иных мероприятий. Грамотно себя тогда повела прокуратура – она обратились в суд по действиям губернатора. С назначением нового главы исполнительной власти все эти проблемы ушли сами собой.

- Чем Вы гордитесь в своей работе в должности спикера?

- Во-первых, ни разу я не допустил того, чтобы ЗС вошло в клинч, и депутаты покидали бы заседания. Мы всегда очень достойно выходили из самых, казалось бы, запутанных и конфликтных ситуаций.  И сразу здесь хотел бы отметить, что работал я все это время не один. У меня сформировалась большая команда коллег-единомышленников, на которых я опирался все это время и опираюсь по сей день. Всех перечислять здесь не имеет смысла, потому что список очень большой, чтобы никого ненароком не обидеть. Дел нами было сделано и для округа, и для области тоже множество. Это - тема для отдельного разговора, начиная от частных единичных обращений, заканчивая принятием законов для целых социальных категорий. Мы приняли152 закона социальной направленности. Что касается работы ЗС, мы очень много новшеств полезных ввели. Во-первых, мы отчетливо понимали, что работать самим и думать, что умнее тебя никого нет, – это самое последнее дело. Здесь надо как-то больше опираться на общественность, на людей. В этом механизм демократии основной и заключается. Поэтому мы создали при ЗС общественный совет, куда вошли различные руководители и наиболее известные люди в области. Исполнительная власть не очень-то жаловала общественные организации и движения. А мы стали с ними сотрудничать, и это оказалось огромнейшим подспорьем в работе. Они очень влиятельные, очень уважаемые, и когда ты рядом с ними стоишь и объясняешь, почему приняли тот или иной закон, и они подтверждают, что они проработали это, никто уже не скажет: «Без меня меня женили».

Я считаю, мы добились того, что, Законодательное собрание стало уважаемым органом. Вокруг него консолидировалась вся наша элита: научная, хозяйственная, деловая. Наш областной парламент стал реальным органом власти, в который шли за решением вопросов и правоохранительные органы, и мэры, и, собственно говоря, все, кому требовалось конкретное решение. Мы часто ловили себя на мысли, что брали на себя функции, которые даже не свойственны нам. Но к нам приходили обсуждать проблемы, обращались за практическими решениями.

- Виктор Кузьмич, это общеизвестный факт, что если Вы беретесь за какое-то дело, то обязательно доводите до конечного результата. В чем ваша формула успешности решения вопросов?

- Во-первых, многие люди мне доверяют. Во-вторых, я стараюсь все зло или обиду не держать в себе. Я это также забываю, как те дела, которые сделал. Кто там что сказал – для меня это сиюминутные вещи. На меня, к примеру, был период - кляузы разные писали, сидели и ждали, когда это по мне ударит. А я, зная об этом, напротив, занимал неожиданную позицию – шел к своим недоброжелателям навстречу. Тем самым я их обезоруживал. Я никогда не действую в зависимости от настроения, все знают, что ко мне можно прийти со своими проблемами или соображениями на тот или иной счет. Я стараюсь находить общий язык со всеми. Причем, среди моих соратников сегодня не только коллеги по партии «Единая Россия», есть и коммунисты, и аграрии, и представители бывшей «Родины». Потому что когда речь идет об общих для всех задачах, о благополучии жителей Иркутской области, политические распри неуместны. Политики не должны забывать, кому и чему служат.

 

Спонсор страницы: декларирование продукции