Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Ссылка в Сибирь: Московский тот каторжный тракт

В клубе «Приангарье», который издавался в га­зете «Ленинский путь» и издается сегодня в на­шей газете, уже публиковались статьи, посвящен­ные каторге и ссылке в Сибирь. Если тема ссыл­ки, особенно борцов с царизмом, исследована хо­рошо, то каторга оставляет желать лучшего. В библиотеках и архивах обнаружены довольно ин­тересные данные, открывающие, если и не но­вые, но неизвестные широкому читателю данные по каторге и ссылке в Иркутскую губернию, в том числе и село Усолье Тельминской волости.

По данным различных историков ссылка в Си­бирь получила начало в 1593 году. До этого с преступниками и инакомыслящими обращались простенько, но со вкусом: кол, петля, топор. Для из­бранных могли предло­жить яду. Но царь Федор Иоанович был гуманистом и ввел понятие ссылки в Сибирь. Первыми ссыль­ными были виновные в убийстве царевича Дмит­рия, то есть граждане го­рода Углича, отправленные Борисом Годуновым в Пелым. Как известно, даже колокол, которым созыва­ли людей, был сослан в ссылку в Тобольск. По на­родному преданию, «он был бит кнутом с вырыва­нием недостающего у него уха». Позднее, при царе Алексее Михайловиче, ука­зом 20 октября 1653 года было велено смертную казнь для воров и разбой­ников заменить наказани­ем кнутом «с отсечением перста у левой руки и ссылкою в сибирские по­низовые и окраинные го­рода с женами и детьми». Следующим указом было велено «денежного дела воров и мастеров Госу­дарь пожаловал казни им не чинить, а ссылать в Си­бирь на вечное житье с женами и детьми». Таким образом, если тогда и су­ществовало подобие Уго­ловного кодекса, то ссыл­ка в нем являлась, безус­ловно, смягчающим нака­занием, что законодатель и определяет словом «пожа­лованием». С 1669 года ссылку начали применять все больше и больше. Си­бирь требовала рабочих рук, и в нее пошли этапа­ми гулящие люди, воры, укрыватели воров, пере­купщики и хранители кра­деного, «те, кто наедет с лошадьми на беременную женщину, не причинив ей смерти, но будет причиной выкидыша». В 1679 году царь Федор продолжал за­менять ссылкою казни и окончательно ввел ее для воров. Он указал «всех воров, которые пойманы будут и которым за их во­ровство доведется чинить казнь (сечь руки, ноги), и тем ворам рук и ног, и пальцев не сечь, а ссылать их на пашню, с женами и детьми, на вечное житие». В 1683 году появилось разъяснение указа и вме­сто пальцев было повелено резать уши и ссылать. Указом 1691 года для во­ров, попавшихся трижды на воровстве, и для пой­манных дважды на бро­дяжничестве и нищенстве, смертная казнь заменя­лась ссылкою и битьем кнутом. Кроме этого, слу­жилые люди лишались до­стоинства и звания, а боя­ре - поместий и вотчин, которые раздавались дру­гим. Но тогда же, в конце XVII века, в указах Алексея Михайловича начали про­являться колонизацион­ные признаки: сосланных преступников с домочад­цами устраивали на паш­ни, выдавали ссуды и уго­дья - только живите и ос­ваивайте сибирские про­сторы.

С началом XVIII века ссылка начинает приобре­тать еще большее значе­ние и распространяться на такие преступления, как за побеги из солдатчины, членовредительство. В 1733 году велено указом ссылать в Сибирь за под­делку серебряных вещей, с наказанием кнутом. Тем же указом предписыва­лось лиц священническо­го и монашеского чина за дурное поведение, ссоры, драки и пьянство - моло­дых бить плетьми и отда­вать в солдаты, а неспо­собных к службе бить кну­том и,  вырывая ноздри, ссылать в Сибирь. В 1737 году издан новый указ, ко­торым велено тех, «кто зазнамо продаст или ку­пит положенного и непо­ложенного в оклад чужого человека, также и кресть­янина, или отдаст таких в рекруты, виновных, кто бу­дет годен, бить плетьми и посылать в солдаты в Оренбург, негодных бить плетьми и посылать в Охотск».

Указами императрицы Елизаветы Петровны смертная казнь была от­менена для всех преступ­ников, исключая полити­ческих. В общем, казнь за­менялась кнутом и вечной каторгой. Указом 1776 года вводилась ссылка за кормчество. Чем дольше, тем больше. Указом 1793 года предписано отсылать в Сибирь мастеровых и рабочих людей за пьян­ство, за игру в карты и ко­сти, «на кошт фабрикантов, буде от посылаются по их прошению». Подобное же постановление еще рань­ше было издано для кре­постных. Ссылка в Сибирь даже поощрялась. Ссыль­ными заселялись те мес­та, куда не шли вольные переселенцы. В начале XIX века ссыльными заселял­ся Большой Сибирский тракт. О проведении это­го тракта сохранились са­мые мрачные предания. Многие ссыльные и катор­жане полегли там костьми. Каторжане часто разбе­гались и пополняли разбойничьи шайки. При Пав­ле I были сосланы огром­ные партии для заселения Восточной Сибири, кото­рые годами шли до места назначения, терпя огром­ную нужду и часто не до­ходя до места. Так было до приезда в Сибирь с ре­визией Сенранского, на­значенного потом гене­рал-губернатором. С 1822 года была предпринята попытка устройства к бо­лее правильному размещению ссыльных по Сиби­ри. С этого времени эта­пы начали передвигаться на телегах и баржах. С 1823 по 1877 год в Сибирь было сослано около 400 каторжан и ссыльных на поселение. Женщины и дети, разделяя все тяжес­ти пути со своими мужья­ми и родителями, следуют в состав этапов. Около 70 процентов умирающих на этапах приходится на де­тей. На всем огромном пути на отдых сосланные останавливались на эта­пах. Вот как описывал их современник: «Эти огром­ные желтые мрачные зда­ния встречаются по всему тракту. Когда ссыльные приходят туда, - эти пус­тые и сырые помещения с нарами оживляются и на­полняются шумом. Народ толпится занять нары, рас­ползается под ними. Це­лые семейства, дети, жен­щины и мужчины часто скучиваются в одном по­мещении. Около этапов, обыкновенно,   сторожат арестантов торговки со съестными припасами и калачами. По приходе партии торговок впускают во двор. Стены этапов обыкновенно испещрены надписями и составляют летопись ссылаемых. На этапах люди отдыхают, моются и снова наутро следуют в путь». Здесь собирались тысячи разно­калиберного народа со всех концов России: «кав­казцы, малороссы, чухны, татары, евреи, и, конечно, русские. Люди разных профессий и состояний встречаются и объединя­ются на этой дороге. Дво­ряне по самым разнооб­разным преступлениям, купцы и аферисты, шуле­ра больших городов, мар­керы из столиц и кресть­яне глухих деревень - все здесь равны, - всех урав­няла горькая доля. И ря­дом в отдельных отделе­ниях толпы женщин. В этих тюрьмах кипит жизнь с ее не умолкнувшими стрем­лениями и страстями». В Тюмени этапы разделяли на два потока: в Западную и Восточную Сибирь. До­стигнув, предположим, Ир­кутска, этап делился на ка­торжан, которые далее на­правлялись в рудники и заводы, другие, сосланные на поселение и на житье, приписываются к городс­ким и сельским. Припи­санные к волостям пользовались правом от­лучаться по паспортам и жить в городах, чем и пользовались в основном «политики».

Куда хуже была жизнь каторжан. Согласно книге «Сибирь и каторга» С.В.Максимова, в Восточ­ной Сибири основными центрами для каторжан были Иркутский солева­ренный и Петровский же­лезоделательный заводы. Большинство каторжан работает в основном на Карийских золотых про­мыслах и Нерчинских за­водах. Значительная часть каторжан направлялась на Сахалин.

Интересно описывает С.В.Максимов тюремную иерархию. Во главе любой тюрьмы или централа сто­ит смотритель, у которого есть помощник - тюрем­ный надзиратель, ну и, конечно, различного вида охрана и обслуживающий персонал. Каждая тюрем­ная артель из 30-40 чело­век выбирает себе старо­сту, который является су­бинспектором, помощни­ком надзирателя. Старо­ста отвечает за все в сво­ей артели.

Как я уже писал, в Ир­кутской губернии, в конце XIX века, каторжане в ос­новном содержались в Иркутском солеваренном и Александровском вино­куренном заводах. И это продолжалось долгие де­сятилетия и века. Пред­ставляете, какая наслед­ственность у усольчан? Конкретно о каторге в на­ших местах мы напечата­ем в следующих номерах «Приангарья», но что пред­ставляла собой солева­ренная каторга больше ста лет тому назад? Вот как описывается она в книге «Живописная Россия. Оте­чество наше в его земель­ном, историческом, пле­менном, экономическом и бытовом значении», издан­ной под редакцией П.П.Семенова, вице-пред­седателя Императорского Русского географического общества: «Солеваренная каторга тяжела, особенно в сибирских заводах, пост­роенных на старый обра­зец: черно и грязно, старо и грубо. Прежде когда гна­ли человеческою силою разсол из соляных источ­ников по желобам и под­нимали бадьями, - солева­ренная каторга была на­стоящая, тяжелее и мрач­нее всех. Ссыльные кача­ли насосы на высоких ка­ланчах иногда при 30-гра­дусных морозах, одетые в казенную рвань, насосы были первобытной формы, как на простых барках, тре­бовали при каждом дви­жении силы и наклона всем телом до земли. Раз­сол должен был пробегать по желобам беспрерывно, платье на рабочих снача­ла мокло от брызг, потом замерзало. Тяжелая ка­чалка так утомляла троих людей, обязанных уроком (заданием) свыше ста рас­качиваний, что они часто падали в беспамятстве от крайнего истощения».

 

А.Ильинский

Газета "Усольские новости" №24 (870) от 16 июня 2011 года