Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Монгольские студенты в Иркутске

.

Иркутский государственный медицинский университет подготовил для Монголии около 300 высоквалифицированных медиков

В Иркутске ведется подготовка кадров и для МВД Монголии. На фото — монгольские студенты, приглашенные на День Монголии

Ю.Цеденбал (второй слева) среди выпускников СФЭИ. Сочи, 1938 г.

Слева направо: А.Мешекова, Б.Долгорма(будущий первый заместитель финансов МНР, доктор экономических наук), И.Ильговская. 1952 г.

Слева направо: П.Дашдулам, Ч.Монхжаргал, зав.кафедрой физического воспитания и спорта В.И.Домашенко, О.Оюун, Д.Ома. 1972 год

Фотографии из книги «Иркутский старт монгольских экономистов», Иркутск, изд-во БГУЭП, 2006 год

В 1911 году, после падения династии Цин в Ки­тае, в Монголии установилась теократическая мо­нархия, которая просуществовала до 1924 года.

Ситуация с образованием в Монголии в пери­од монархии характеризовалась некоторыми осо­бенностями. Культура развивалась в обстановке подъема национально-освободительного движе­ния. Автономия позволила осуществлять связи с другими странами, в первую очередь с Россией. К периоду автономии Монголии относится и прак­тика командирования учащихся за границу. Так, из Ургинской школы было отправлено по одним данным 14, а по другим - 18 учеников в Россию, в Иркутск и Троицкосавск (ныне Кяхта) В 1919 г. за хорошее знание русского, немецкого и фран­цузского языков правительство Монголии пре­мировало десять учеников, окончивших школы в этих городах.

МНРП еще до революции, на своем I съезде, изложила в Программе партии основные взгляды на развитие культуры и образования в Монголии после установления народной власти. Вo второй программе МНРП, принятой в 1925 г., были определены основная цель и содержание культурных преобразований в стране. Задачи демократическо­го этапа революции в области экономики и куль­туры требовали в первую очередь подготовить кадры учителей, работников здравоохранения, сельского хозяйства, государственного аппарата. Помимо Москвы и Ленинграда подготовку специалистов для народного хозяйства и культуры Монголии планировалось развернуть и в Восточ­ной Сибири, в первую очередь общеобразователь­ное обучение граждан МНР с целью подготовки их для поступления в вузы и техникумы. По согла­шению с ректором Иркутского университета при педагогическом факультете были созданы подго­товительные курсы для монгольских учащихся, в задачу которых входило помочь быстрее овладеть русским языком и восполнить пробелы по обще­образовательным дисциплинам. В «Положении о курсах» срок обучения ограничивался одним годом (фактически 8,5 месяца) с примечанием об определении срока по каждому случаю отдельно. Но, как показывают исследования, практически курсы были двухгодичными. Первую группу уча­щихся Министерство Просвещения Монголии командировало в Иркутск в сентябре 1925 г. в количестве семи человек. В 1926 г. в Иркутск приез­жает на учебу вторая группа. Университет обеспе­чивал курсы преподавателями, оборудованием, классными комнатами. Заведующий курсами, на­значаемый из числа преподавателей университе­та по соглашению с Министерством просвещения МНР, отвечал за всю учебную, воспитательную и хозяйственно-финансовую работу курсов. Одно­временно заведующий являлся уполномоченным Министерства просвещения МНР по обучению всех монгольских граждан в Иркутске.

В учебно-методическом отношении монголь­ские курсы находились в ведении учебно-плановой комиссии под председательством профессора Г.Ц. Цыбикова, регулярно работал педсовет курсов. С монгольской стороны контроль осуществлялся посредством отчетов заведующего, в которых ана­лизировались состояние обучения граждан МНР, вопросы быта, здоровья, давались характеристи­ки учащимся. Помимо перечисленных органов руководства для более согласованной работы в об­щении с учащимися был организован школьный совет, в который вошли представители от препо­давателей и учащихся курсов, Восточно- Сибир­ского политехникума и рабфака университета.

Обучение на курсах русскому языку, основ­ному предмету, осуществляли четыре педагога. С.П. Кузнецов и Д.А.Абашеев, хорошо знавшие монгольский язык, вели чтение и перевод. Пись­мо и грамматику по специально разработаннойпрограмме преподавал В.Д. Кудрявцев. Устной речью с учащимися занимался П.С. Резников. В обучении русскому языку существовали значи­тельные трудности, связанные в первую очередь с отсутствием учебников, словарей. С большим трудом были приобретены карманные русско-монгольские словари, каждому учащемуся выда­вался орфографический словарь.

Кроме занятий по русскому языку в 36-часо­вую недельную нагрузку включались занятия по математике, географии, биологии, обществове­дению. В книготоргах Москвы и Ленинграда за­казывали книги по физиологии, землеведению и другим наукам. Через Иркутск в значительной степени шло снабжение учебниками, букварями, книгами по монголоведению и учебных заведений Монголии. В собственной же библиотеке монголь­ских курсов в 1929 г. насчитывалось более 400 книг на монгольском и русском языках.

Большое значение придавалось организации летней колхозной практики для монгольских учащихся. Основной базой такой практики явля­лись колхозы Аларского аймака, где проходило практическое знакомство с различными вида­ми сельхозработ, с организацией колхозов, их управлением. Существовала программа летней практики, руководители которой совместно с ве­дущими специалистами колхозов договаривались о составлении рабочих планов практикантов, распределяли учащихся по бригадам. Вопросы о подготовке к практике специально рассматрива­лись в Аларском райкоме ВКП(б), под контролем которого находились проблемы питания и быта. В план райкома по культурно-просветительской работе включались совместные мероприятия с мон­гольскими учащимися.

Несмотря на труднейшее положение с продук­тами питания, жильем и т.д., прилагались большие усилия по обеспечению монгольских учащихся всем необходимым. Выдавались постель, одежда, обувь, существовали повышенные нормы продовольствия. В первые годы приехавших на учебу граждан МНР селили в семьи русской ин­теллигенции. Позже, в 1930 г, для них органи­зовали общежитие. Практиковалось регулярное посещение семей, в которых проживали монго­лы. Так, за четыре месяца 1929 г. было более ста таких посещений. На достаточно высоком уровне находилась организация питания. Часть учащих­ся питалась на льготных условиях центрального рабочего кооператива «Пролетарий», состояла его пайщиками и получала продукты в магазинах кооператива по специальным справкам, а в обще­житии курсов работал санитарно-бытовой сектор. В его функции помимо очередных осмотров, вы­вешивания соответствующих плакатов и правил входила организация собраний с участием врача, медсестры, завхоза, культ-работника, старших комнат и т.д., на которых определялись меры по улучшения санитарно-бытового состояния. А «улучшать» было что. Нередко учащиеся приез­жали ослабленные, с различными заболевания­ми. Например, один из медицинских осмотров, проведенных в 1928 г., показал, что из 39 уча­щихся лишь у 21 состояние здоровья было удо­влетворительным, остальные нуждались в сроч­ном лечении.

В 1932 г. монгольские курсы при Иркутском университете были ликвидированы в связи с соз­данием в Верхнеудинске Монголрабфака. В поста­новлении Восточно-Сибирского крайкома ВКП(б) отмечалось: «В целях лучшего обеспечения этих курсов преподавательскими кадрами, в целях хозяйственной целесообразности и принимая во внимание согласие на это Бурят-Монгольского об­кома ВКП(б), считать целесообразным перевести монголкурсы в г. Верхнеудинск, где имеются два бурятских педагогических вуза, преподаватели, которые будут обеспечивать эти курсы».

Монгольские курсы при ИГУ положили нача­ло обучению монгольской молодежи в Восточной Сибири. В 1926-1932 гг. здесь обучалось около 100 монгольских граждан. Из их рядов вышли специалисты народного хозяйства МНР, партий­ные и государственные работники, деятели науки и культуры.

В целом проводилась политика, имевшая це­лью формировать кадровый потенциал страны из представителей самого массового класса - арат-ства. Например, из 226 человек, обучавшихся в 1936-1938 гг. на Монголрабфаке в Верхнеудинске (Улан-Удэ), большинство были выходцами из се­редняцких аратских хозяйств, 1 - из зажиточ­ного, 4 были детьми служащих, остальные пред­ставляли беднейшее аратство.

В 1930-х гг. центром подготовки монгольских специалистов со средним специальным и высшим образованием в Восточной Сибири по-прежнему являлся Иркутск. Первыми в Иркутске весной 1932 г. завершили среднее специальное образова­ние строитель Сухэ-Шадаб и горный техник Дон-док, учившиеся в Восточно-Сибирском политех­никуме с 1925 г.

На IX съезде МНРП отмечались первые успехи в подготовке специалистов телеграфно-телефонных мастеров, 13 радиотехников с тех­ническими знаниями, 12 радиотелеграфистов, 23 телеграфиста и 38 почтовых работников. Иркутск оказал значительную помощь Монголии в подго­товке страны к радиофикации. На созданных при Восточно-Сибирском управления связи радио-технических курсах для монгольских граждан в 1932 г обучалось 17, а в 1933 г. 14 человек. Из 17 человек, учившихся в 1932 г., 5 являлись члена­ми МНРП и 11 членами МPCМ.

Учитывая острую необходимость МНР в специалистах-животноводах, Наркомат земледе­лия СССР реорганизовал сельскохозяйственную школу при Монголрабфаке в самостоятельный зо­оветеринарный техникум. Но из-за отсутствия в Верхнеудинске необходимой материальной базы Восточно-Сибирский крайком BКП(б) постановил объединить его с Иркутским сельхозтехникумом на правах отделения. Техникум имел прекрасно оборудованную городскую ветлечебницу с учеб­ными лабораториями, племенной скот, молочную ферму. Монгольское отделение существовало с 1934 по 1946 гг., подготовив более 50 специали­стов сельского хозяйства. Всего к 1940 г. было под­готовлено 244 ветеринара. Многие выпускники Иркутского сельхозтехникума продолжали учебу в вузах и аспирантуре МНР, занимали ответствен­ные посты. Так, Д.Майдар долгие годы был заме­стителем Председателя Совета Министров МНР, в Монгольском университете и сельхозинституте работали доктор биологических наук Тойбого, кандидаты наук Занав, Шинже, Даваасурэн, Гал-бадрах, Бааст, преподаватели Ишням, Дулмаа. Многие работали ветеринарами. В 1930-1950 гг. высшее образование в Иркутском сельскохозяй­ственном и Удан-Удэнском зооветеринарном ин­ститутах получили около 15 человек.

Проходила подготовка и медицинских работ­ников. В начале 1930-х гг. 18 монгольских уча­щихся обучались на подготовительном отделении медицинского техникума Иркутска. Существо­вало некоторое время при техникуме монголо-тувинское отделение на 30 человек, переданное в последующем в Центральную фельдшерскую школу в Москве. Монгольские учащиеся овла­девали методами научной медицины, в создании первых очагов которой в Монголии принимали участие иркутские врачи Шастины, Дашевские, Т.Н. Яшенко, С.В.Архинчеева и др.

Обучались монгольские граждане и в других учебных заведениях. Так, в 1937 г. Иркутский техникум советской торговли окончили два мон­гольских студента. Как видно из письма полпреда СССР в МНР А.Я. Охтина в Иркутск, Монгольская Народная Республика все в большей степени ощу­щала потребность в специалистах, работающих в области промышленности, транспорта, связи, до­рожного строительства, торговли.

Исходя из довольно широко развернувшейся в Восточной Сибири подготовки кадров для МНР и разнообразия их специализации, в начале 1930-х гг. были предприняты значительные изменения в организации самой подготовки и в системе руко­водства. Если прежде обучением руководило Ми­нистерство просвещения МНР, то теперь общее руководство было возложено на Наркомат про­свещения РСФСР. Вместо уполномоченного Ми­нистерства просвещения МНР была учреждена должность уполномоченного Наркомата просве­щения РСФСР по делам обучения монгольских учащихся в РСФСР. В происходивших изменени­ях роль активного участника отводилась предста­вительству СССР в Монголии, которое оказывало значительную помощь Министерству просвеще­ния МНР в вопросах учета и распределения учащихся.

Даже в трудные годы Великой Отечественной войны в Восточной Сибири не прекращалась помощь монгольскому народу в подготовке кадров. В итоге можно сказать, что Восточной Сибири, наряду с крупнейшими культурными центра­ми Советского Союза, Москвой и Ленинградом, в подготовке монгольских граждан отводилось значительное место. В 1925-1932 г. подготовка граждан МНР, прежде всего общеобразователь­ная, осуществлялась в Иркутске. Затем центр общеобразовательного обучения был перенесен в Верхнеудинск (Улан-Удэ), а Иркутск стал местом подготовки кадров специалистов средней и выс­шей квалификации. Если раньше действовало лишь одно учебное подразделение для МНР - Мон-голкурсы в Иркутске, то в 1930-х гг. в Восточной Сибири было создано несколько средних учебных подразделений: общеобразовательный Монгол-рабфак и монгольские отделения в трех техникумах. Обучение мон­гольских студентов 1 в Восточной Сиби­ри способствовало развитию процесса подготовки кадров ; специалистов МНР на своей собствен­ной основе.

Евгений Лиштованный, д.и.н., профессор ИГУ

Журнал «Россия и Монголия» №3, 2011