Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Иркутский острог: археологические открытия

Спасская церковь. Общий вид павильона-тепляка над археологическими раскопами вдоль южного фасада

Остатки тыновой ограды (ранней острожной стены?)

Расчистка погребения и фундамента колокольни

Фундамент колокольни с западной стороны

Остатки северного (утраченного) крыльца

Фундамент демонтированного в 1970-е годы северного придела

«Тумба» из песчаника внутри кирпичной кладки фундамента (цоколя) северного придела

Разрез каменной стены со стороны алтаря

Иркутский острог – место первого городского поселения, всегда вызывал большой интерес, как у жителей города, так и у историков. Он расположен на правом берегу Ангары, недалеко от места впадения в нее правого притока – Ушаковки – и напротив впадения левого притока – Иркута. Время и место основания Иркутска до сих пор является дискуссионным. По одной из версий, в 1652 году небольшой отряд казаков под командой Якова (или Ивана?) Похабова построил укрепленное зимовье на небольшом острове в месте впадения Иркутска в Ангару1. Русские остров назвали Дьячим, зимовье – «Иркуцкий». Имеются сведения и о более ранних датах возникновения этого зимовья и существований других зимовий еще до появления Иркутского острога. Но возведение самого Иркутского острога на основании донесении Якова Похабова относят к 1661 году2.

За период своего существования Иркутский острог не раз перестраивался, часть деревянных строений сгорела в пожарах, приказная изба в стене острога – первое каменное строение Иркутска – из-за подмыва берега Ангарой была разобрана. К концу XVIII века последние строения оборонного сооружения были снесены, территория расчищена. В первой половине XIX столетия на месте острога был организован публичный сад3. К концу XIX – началу ХХ веков, когда в Иркутске стали активно развиваться археологические исследовании, от Иркутского острога сохранилась только здание Спасской церкви, которое фиксировало его южную стену. Информация об остроге сохранилась только в письменных свидетельствах и устной традиции. Неполнота и спорность информации о месте первого иркутского поселения вызывала неподдельный интерес к территории Иркутского острога как к археологическому объекту, поскольку только раскопки могли дать представление о его облике.

 

Краткая история археологических исследований территории острога

Первые археологические работы по изучению территории Иркутского острога проводил А.М. Станиловский, вероятно, в 1902 году4. В том году на Тихвинской площади вели земляные работы – от самой Ангары, от арки Цесаревича, по всей Тихвинской площади рылась канава глубиной более одной сажени под трубы для бань Иванова. Станиловский несколько раз осматривал канаву, собрал некоторые находки, на глубине 1/2 аршина им отмечены погребения в колодах вдоль ограды церкви. Он отметил, что небольшая глубина, на которой находились захоронения, связана с тем, что на этом месте часть отложений была убрана и увезена. У ограды Богоявленского собора им же найдены остатки сруба и полусгнившие лиственничные столбы, которые, как он считает, являются остатками тына острога.

Следующие работы на территории острога были проведены в 1928 году группой членов Восточно-Сибирского отдела русского географического общества (ВСОРГО) под руководством профессора Иркутского государственного университета С.Н. Лаптева5. На глубине 25–30 см обнаружен фундамент канцелярии, а также основания некоторых других построек. Раскопана и часть кладбища на восточной стороне острога. Гробы были изготовлены из колотых лиственичных досок, толщиной 5–6 см. Вдоль восточной стороны острога на глубине около 50 см были вскрыты и нижние концы тына острожной ограды. Под влиянием этих раскопок известным иркутским художником Б. Лебе-
динским был создан цикл гравюрных реконструкций Иркутского острога, а В. Манассеиным составлено первое подробное историко-археологическое описание острога6.

На долгие годы археологические работы на территории Иркутского острога были прерваны, и лишь в 1967 году, в связи с началом реставрационных работ на Спасской церкви, сотрудниками Иркутского краеведческого музея и Иркутского государственного университета проведены раскопки на участке, прилегающем к церкви (А.М. Геор-гиевский, Н.А. Савельев, В.В. Свинин и др.). По заданию автора проекта реставрации архитектора Г.Г. Оранской по внешнему периметру здания были выкопаны траншеи шириной 1 м, глубиной 80–90 см, которыми обнажены первоначальные отметки цоколя. Траншеями были вскрыты захоронения XVIII века.

Для проведения археологических работ Оранская дала следующие указания: «При проведении раскопок не следует увлекаться захоронениями, не имеющими художественной ценности, а также заглубляться ниже отметки –1,0 м
ниже верха существующего цоколя»7. В процессе этих исследований, помимо раскопок у здания церкви, проводилась шурфовка и на территории острога. Из-за установок автора проекта реставрации археологические работы были непродолжительными, имели ограниченный характер и, фактически, не завершены. При планировке территории вокруг церкви, когда на расстоянии 5–6 метров был удален грунт до уровня цоколя здания («грунт удалялся трактором “Беларусь” с осторожностью»8), часть захоронений была уничтожена. В 1986 году при прокладке инженерных коммуникаций у Спасской церкви, видимо, на юго-восточном углу, сотрудником Иркутского областного краеведческого музея В.И. Смотровой были собраны остатки 10 захоронений, коллекция из которых хранится в Иркутском областном краеведческом музее9.

Все эти археологические работы имели случайный или ограниченный характер.

 

Археологические исследования 2007–2008

В конце 2007-го – начале 2008 года удалось провести археологические исследования на территории Иркутского острога у здания Спасской церкви на большой площади единым раскопом. Работы выполнялись Иркутским госуниверситетом по заказу Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области в рамках комплексных научных исследований в составе очередного проекта реставрации, а именно с необходимостью усиления фундаментов. Исследования имели экстраординарный характер, поскольку впервые в истории иркутской археологии раскопки проводились на больших площадях в зимних условиях.

Раскопки велись у апсиды, вдоль северного и южного фасадов объема храма и вдоль южного фасада колокольни. У западной и северной стен колокольни работы проводились на ограниченных площадях. В общей сложности вскрыто около 350 квадратных метров поверхности, раскопаны захоронения кладбища, обнажены остатки фундаментов каменной городской стены (ограды церкви?), тыновой стены острога (?), остатки деревянных опор галереи храма, остатки крылец, фундаментов. Также встречены и отдельные разрозненные находки.

Исследование строения отложений показало, что острог и Спасская церковь построены на первой надпойменной террасе Ангары. Высота ее исходной поверхности во время строительства церкви составляла шесть метров над урезом реки. Особо следует отметить находки, которые свидетельствуют о догородском этапе освоения территории. Найдены кремневая призматическая пластина в яме среднеголоценового возраста (неолит) и призматический кремневый микронуклеус (финальный палеолит).

Вскрыты разнообразные конструкции. У северной части колокольни обнаружена траншея шириной 30–35 см, глубиной 70–75 см, в ней – тыновая изгородь в виде остатков вертикально поставленных бревен (31 шт.) диаметром 15–20 см плохой сохранности. Мы не можем пока достоверно определить из-за небольшой площади вскрытия, является ли эта изгородь острожной стеной.

Несколько неожиданной находкой стали остатки основания каменной стены около апсиды, предположительно, на месте деревянной острожной стены постройки 1693 года. По летописным сведениям в 1716 году в Иркутске был большой пожар, в результате которого сгорели многие деревянные постройки острога, в том числе и здание ранней деревянной Спасской церкви, и часть острожной стены с башнями.10 О том, как восстанавливалась острожная стена, в письменных источниках имеются упоминание, что в 1717 году «начато в Иркутске строительство каменной городской стены».11 Стена подходила непосредственно к зданию церкви и располагалась перпендикулярно ей, здесь она разрушена строительными траншеями 1960–80 годов, южная ее часть была нарушена в процессе функционирования кладбища. Под каменную стену выкопана прямоугольная в плане траншея, глубиной 0,45–0,50, шириной 1,80 м с вертикальными стенками. В ее основание положены куски желтого юрского песчаника, который жители Иркутска называли серовиком или серовичным камнем. Сверху песчаник засыпан кусками битого кирпича и залит известковым раствором.

На южной стороне обнаружены ямы с остатками бревен, которые являлись опорами галереи и навеса над крыльцом, в одной из ям обнаружен фрагмент деревянной плахи (для трамбовки грунта в процессе засыпки ям). Здесь же найдено несколько больших прямоугольных плит песчаника, которые были уложены в основании крылец, на боковых поверхностях плит видны параллельные борозды, образовавшиеся при обтеске камня. Конструкция первоначального крыльца, скрытого под современным крыльцом, зафиксирована у северного фасада объема храма. Для него была выкопана яма с наклонными внутрь стенками глубиной 0,70 и длиной 1,30 м, на дне ямы насыпан слой гальки, залитый известковым раствором, а сверху уложены две прямоугольные плиты песчаника толщиной 50 см. У южного фасада церкви отмечена также мелко фрагментированная надгробная плита из блока песчаника, надписи на которой не читаются.

В раскопе на южной стороне найдены две стенки из кирпича неясного предназначения, сильно пострадавшие при проведении первых реставрационных работ, большинство кирпичей имеют клейма. У южной стены колокольни вскрыты остатки фундамента сложной конструкции – площадка, засыпанная битым кирпичом, кусками песчаника, все это залито известковым раствором. В разрезе прослеживается яма глубиной до одного метра, засыпанная крупной и средней галькой, вдоль стен траншей фундамента вертикально поставлены песчаные плиты.

Еще одна важная находка: с северной стороны храма обнажен фундамент придела, с залеганием на глубину 20 см.
Сначала обнажилась засыпка траншеи в виде битого кирпича, залитого известковым раствором, толщиной до 70 см.
Траншея имела вертикальные стенки с расширением в верхней части, длина около 5, ширина 1,10, глубина 1,20 м.
Под ней находилась конструкция кирпичной кладки, кирпичи уложены в два ряда, дно траншеи так же выложено кирпичом в один ряд, часть конструкции разобрана. Внутри кирпичной кладки находится «тумба», сложенная из пяти друг над другом плит песчаника толщиной 15–20, длиной 70 и шириной 50 см. Остальное пространство между кирпичными стенками было засыпано битым кирпичом с кусками извести.

Под юго-западным углом колокольни вскрыты конструкции фундамента, под него были выкопаны траншеи с вертикальными стенками, расширяющимися кверху; ширина низа ямы – 50-60 см, глубина – 1,20–1,50 м. На дне ямы уложены бревна диаметром 40–70 см, под ними вскрыта лежня (бревна диаметром 15–25 см). Траншеи и бревна выходили за пределы стен колокольни на два метра. Сами траншеи и деревянные конструкции засыпаны битым кирпичом с отдельными включениями кусков песчаника и залиты известковым раствором. По спилу бревен дендрохронологическим методом было установлено12, что они были уложены в 1750–1752 годы, то есть специально заготовлены для строительства колокольни.

 

Захоронения первопоселенцев и посадских

Всего в раскопах на участке погоста вскрыто 379 захоронений. Основной массив могил располагался вдоль восточного и южного фасадов церкви, с северной стороны их меньше. Могилы ориентированы в основном по линии запад-восток (что соответствует ориентации церкви), погребенные – головой на запад. Захоронения осуществлялись по христианскому обряду – в вытянутом положении на спине, отмечается разнообразие в положение рук. Усопших клали в дощатые гробы и колоды, последние характерны для детских захоронений, более половины погребенных – новорожденные и недоношенные дети. Могильные ямы грунтовые, в плане проявлялись только в нижней части, в двух случаях в засыпке ям обнаружены кости животных. Погребения, как правило, располагались ярусами.

Каменная стена, вскрытая с восточной стороны, как бы разделила кладбище на две части: одна – внутри острога, вторая – за тыновой стеной, со стороны посада. Захоронения с восточной стороны, перед стеной, образовывали четко обозначенные небольшие группы; глубина залегания могил – до полутора метров, отмечается вариативность ориентации погребений относительно здания и между собой. Здесь же вскрыто погребение в так называемом «склепе» из кирпича, в нем находились останки мужчины в частично сохранившемся двубортном сюртуке (или мундире) с позолоченными пуговицами. Особенности могильного сооружения позволяют предположить достаточно высокий социальный статус погребенного, что подтверждается и антропологически. На этом же участке вскрыто коллективное захоронение, в котором кости уложены с нарушенным анатомическим порядком. Встречено и погребение, в котором находилась только крышка гроба и часть стенок.

У южной стены храма и на участке у апсиды с внешней стороны плотность погребений увеличивается по сравнению с восточной частью в пределах острога. Глубина могил, как правило, около одного метра. Отмечаются коллективные захоронения, в основном женщины с детьми. Встречено два погребения, в которых умершие ориентированы по линии север – юг, перпендикулярно зданию церкви.

Во многих захоронениях, включая и детские, найдены православные нательные кресты. Общее количество их составило около 234 единиц, от простых медных, бронзовых, оловянных до сложнокомпозиционных, серебряных, золотых, покрытых разноцветной эмалью. Обнаружен и уникальный крест – деревянный.

В двух погребениях рядом с умершими найдены фрагменты китайской фарфоровой и стеклянной посуды. Сохранились кожаная обувь, иногда с металлическими пряжками, головные уборы с золотым шитьем, кружевные металлизированные повязки, пояса, тесьма, пуговицы, медные монеты, серьги, подвески, кольца, заколки, булавки. В двух погребениях на крышке гроба металлизированной лентой выложен крест. Найдены монеты чеканки 1735–1748 годов, фарфоровая китайская чашечка, изготовленная во время правления императора Юн Чжена (1722–1735).

Особенно выделяется группа более ранних захоронений, которые располагались у алтарной части в переделах территории острога. Они отличаются от остальных ориентацией и глубиной могильных ям. Не исключено, что захоронения принадлежат кладбищу первой, деревянной церкви, здание которой находилось в глубине острога, ближе к Ангаре. Ориентировочно эти погребения можно датировать концом XVII – первой третью (?) XVIII века. К этой же группе можно отнести несколько детских захоронений у северного фасада церкви.

Следует отметить, что разнообразные строительные работы на острожной территории в разное время нанесли большой ущерб археологическим комплексам. В период первых реставрационных работ при планировке территории и рытье траншей вдоль фундаментов разрушена часть погребений. В северной части траншеи под коммуникации (газоснабжение Вечного Огня, тепломагистраль и др.) также уничтожены захоронения и острожные конструкции. Дополнительные работы по подводу коммуникаций к церкви (музею) в середине 1980-х продолжили разрушения. В этих траншеях нами зафиксированы разрозненные кости и череп, залитые бетоном. В 2006 году геологическим шурфом (изыскания для второй реставрации Спасской церкви) разрушено еще три погребения.

Но, несмотря на варварское отношение к археологическому объекту «Иркутский острог», при проведении строительных работ, работ по благоустройству, как и реставрационных работ на здании Спасской церкви, в результате проведенных раскопок в 2007–2008 годах собран огромный фактический материал об острожном периоде Иркутска. Выявлены конструктивные особенности оборонительных сооружений, раскрыты неизвестные ранее фрагменты как существующих, так и утраченных строений острога, Спасской церкви. Получены новые материалы по православному обряду погребения в Сибири первой половины XVIII века. Собранная коллекция антропологического материала, сопровождающего погребального инвентаря уникальна и представительна. Со временем, после соответствующей научной обработки, эти материалы будут экспонироваться в городских музеях.

текст
Наталья Бердникова
Иван Бердников

Журнал "проект байкал/project baikal"
№20/2009
стр.98-101

1. Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова). Иркутск, 1911.
2. Кудрявцев Ф.А., Вендрих Г.А. Иркутск: очерки по истории города. Иркутск, 1958; Копылов А.Н. О дате основания Иркутска // История СССР. 1960. № 5. С. 165–166; Шахеров В.П. Форпост в Прибайкалье // Земля Иркутская. 2001. № 16. С. 2–8.
3. Бубис Н.Г. Иркутск острожного периода // Земля Иркутская. 2001. № 17. С.13–17; Шахеров В.П. Указ. соч.
4. Станиловский А.М. О раскопках близ Спасской церкви в Иркутске / Тр. ВСОРГО. № 7. 1912. С. 178-181.
5. Лаптев С. К материалам по истории Иркутска // Земля Иркутская. 2001. № 16. С. 13–17.
6. Лебединский Б. Иркутский острог: краткий исторический иллюстрированный очерк. Иркутск, 1929; Манассеин В.С. Иркутский острог (историко-археологический очерк) // Изв. Общ-ва изучения Вост.-Сиб. края. Иркутск, 1936. Т. 1. С. 6–25
7. Журнал архитектурного надзора 1967–1969 гг. Спасская церковь, собор Богоявления / Г.Г. Оранская. Архив СООКН.
8. Там же. Л. 8
9. Добрынина Е.А. К вопросу об археологических раскопках у Спасской церкви в Иркутске // Земля Иркутская. 2008. № 1(34). С. 64–69.
10. Акулич О.А., Крючкова Т.А., Полунина Н.М. Во имя Спаса Нерукотворного Образа: документальное повествование о жизни первого каменного храма города Иркутска. 1706–2006 гг. Иркутск, 2008.
11. Леви К.Г., Задонина Н.В., Бердникова Н.Е., Воронин В.И., Глызин А.В., Язев С.А., Баасанджав Б., Нинжбагдар С., Балжинням Б., Буддо В.Ю. 500-летняя история аномальных явлений в природе и социуме Сибири и Монголии. Иркутск, 2003.
12. Исследования проведены в лаборатории биоиндикации растений СИФИБР СО РАН, автор кандидат биологических наук В.И. Воронин.