Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Рассказ украинки

19 января 1936 года на иордань с самого раннего утра селяне с ксендзом потянулись на Капличку святить воду. Ничто не предвещало беды. Вдруг появились солдаты в красных погонах и стали ходить по хатам. Пошел слух, что людей будут выселять, куда - неизвестно.

Взять с собой можно было не более 100 кг на человека, люди брали в основном про­дукты. Вечером собрали много народу и под охраной повели в город Ходоров, это 12 километров от села. Некоторые пыта­лись бежать, но их догоняла пуля солдата.

На станции Ходоров всех погрузили в товарные вагоны. Кто-то узнал, что везут в Сибирь. Молодые пытались бежать, но их просто расстреливали на глазах у всех. Много, даже в нашем вагоне, было больных, их снимали, а куда увозили - неизвестно.

Буржуйки по очереди топили круглые сутки. На каждой большой станции прово­дилась проверка. Везли нас ровно месяц. Остановились ночью на какой-то малень­кой станции. Утром вагон открыли и мы узнали, что привезли на станцию Ангара. Выгрузились, вещи погрузили на подводы и повели до города.

Поселили в двухэтажных деревянных домах, что находились на улице Октябрьс­кой за кинотеатром «Родина». В каждой комнате по две семьи. На обустройство дали три дня. 20 февраля пришел старший и повел всех в контору Сользавода по ули­це Горького.

Когда зашли в контору, там за столом сидели одни евреи. Мы спросили, откуда они, нам ответили, что тоже из Украины и Белоруссии.

Всех от 16 до 50 лет распределили по рабочим местам и назавтра, назначив стар­шего из местных рабочих, повели на завод.

Меня и еще несколько молодых девчат назначили подносчиками. Носили на носил­ках кирпичи, выгружали из вагонов уголь. Труд был адский, действительно настоящая каторга. Хлеб получали по карточкам - 800 граммов на рабочего. У кого были ижди­венцы, добавляли по 300 граммов.

Талоны на продукты - крупу, муку, мака­ронные изделия, масло растительное, раз­ные жиры, мясо и картошку - приходилось покупать на рынке.

Работали по 12 часов, уставшие, полуго­лодные шли отдыхать. Мужчины работали кочегарами, кто покрепче - грузчиками, уг­левозами. Эти работы выполнялись вмес­те с военнопленными японцами.

В зимнее время увозили в тайгу на за­готовку леса. Лес вывозили на лошадках. На заводе освоила специальность центро- фуговщицы - это такая работа, когда за смену вручную перекидывали до восьми тонн соли. На электростанции пришлось работать водосмотром: наблюдать за уров­нем воды в паровых котлах на высоте до восьми метров, в жаре и пыли.

В 1953 году, после смерти Сталина, нас амнистировали. Многие, у кого остались родственники, уехали на родину. У меня там нет родителей, а только сродные сестры. Мы переписываемся, обмениваемся ново­стями. Но приехать не хотят. Одного слова «Сибирь» боятся.

Мы до сих пор не знаем, за что нас выс­лали с Украины.

 

Записал М.Васильев

Газета «Усольские новости» № 3
21 января 2010 года