Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

История о слюдянском батюшке

Удивительны сплетения су­деб человеческих. Бывший на­стоятель Свято-Никольской церкви Слюдянки Владимир Михайлович Шарунов вот уже лет 8 как ушел в мир иной, а он по-прежнему с нами, в наших жизнях, наших судьбах.

Давненько собиралась я за­няться собирательством исто­рических сведений о нем, по­скольку часто слышу добрые воспоминания от жителей на­шего района. Вот и в последние месяца три мысли об этом то и дело тревожили душу. И, как оказалось, не напрасно.

В начале февраля приехала в редакцию наша добрая знакомая из села Тибельти Анна Федоровна Заикина и привезла с собою пра­вославную газету под названием «Православ­ная Бурятия».

- Почитайте, дорогие мои, - первым делом заговорила Анна Федо­ровна. - Здесь о нашем слюдянском батюшке написано - о Владими­ре Михайловиче Шарунове. Оказывается, до 1962 года он служил в Успенском храме в го­роде Кяхте. Об этом обязательно должны узнать люди, ведь он прошел там через гонения!

К слову сказать, Успенская церковь г. Кяхты известна тем, что там находится чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». В этой цер­кви я побывала накануне ново­го года, и вдруг - неожиданное известие, связанное именно с нею и незабвенным Владими­ром Михайловичем.

Но вернемся к публикации в православной газете Бурятии.

«Очень редкий исторический и духовный факт, - сообщает в номере от 1 ноября 2012 года про­тоиерей Олег Матвеев, - церковь Успения г Кяхты в советский пе­риод закрывалась и открывалась дважды (во всяком случае, по Бу­рятии такого факта больше нет) -в 1938 и 1962 годах. И открыва­лась после закрытия в 1946 и 1989 годах. Второе ее закрытие в 1962 году выпало на антирелигиозную кампанию 1958 - 1964 гг Пик ее приходился на 1959 - 1962 гг. За период с 1959 по 1964 год, за пять с небольшим лет, в Сибири было закрыто 33 церкви и молитвен­ных дома, или 35% от общего ко­личества (94) по состоянию на

1959 год. А всего по стране были закрыты половина приходов и три четверти монастырей. В са­мые пиковые годы закрывалось по стране 150 церквей в день.

Наибольший ущерб «хрущевс­кие гонения» принесли верую­щим в следующих регионах Си­бири. В Алтайском крае было закрыто 8 из 11 церквей и молит­венных домов, или 73%, в Тюмен­ской области - 7 из 15, или 46%, в Красноярском крае - 7 из 18, или 39%, в Новосибирской области -3 из 7, или 43%. В Читинской об­ласти, Бурятской и Тувинской АССР было закрыто по одной церкви и оставлено властями по одному приходу на регион. Вот эта «одна закрытая церковь» в Бурятии и есть Успенская цер­ковь г Кяхты.

У советской власти в то время сложилась определенная мето­дика закрытия церквей. Согласно утверждениям официаль­ной пропаганды церковь в СССР не преследова­лась, просто по мере про­движения советского об­щества к коммунизму ис­чезали объективные и субъективные предпо­сылки для появления ре­лигиозного сознания. Поэтому советским чи­новникам необходимо было хотя бы формально иметь убедительные при­чины закрытия церквей».

Как пишет протоиерей Олег Матвеев, в Кяхте пе­ред закрытием церквей в органы власти поступа­ли письма учителей с хо­датайством о их закры­тии. Применилась в Кях­те и обыкновенная заго­товка - проверка финан­сово-хозяйственной дея­тельности прихода.

«Проверка Успенского прихо­да, - пишет автор публикации, -проходила с 1961 по май 1962 года и выявила, как и ожидалось, «гру­бые нарушения финансовой дис­циплины». К закрытию церкви готовились основательно, проду­мывали и последствия закрытия. Уполномоченный пишет в отче­те: «Недовольства верующих и жалобы против закрытия, безус­ловно, могут быть, но, по завере­нию местных органов власти, ни­какой опасности не представля­ют». И действительно жалобы ве­рующих пошли вплоть до Прези­диума ВС СССР. Верующие Кях­ты боролись за церковь письмен­ным образом до 1988 года и добились того, что Успенская Кяхтинская церковь была открыта в то время первой в Бурятии, а при­ход был создан в Кяхте в 1986 году.

По воспоминаниям верующих, в тот осенний день 1962 года, ког­да пришли запирать церковь, на­роду собралось очень много.

Люди возмущались. Была мили­ция. Одна бабушка с ключом от дверей храма убежала и спрята­лась. Ее поймали, водили в про­куратуру, ключ забрали. Выво­зили иконы и утварь из храма на автомобиле в краеведческий му­зей. Часть икон люди растащили по домам, чтобы сберечь.

Накануне закрытия церкви свя­щенник Успенской церкви Вла­димир Шарунов с женой и тре­мя детьми «пешком огородами ушел в Наушки», а оттуда доб­рался до Иркутска».

Были все основания полагать, считает протоиерей Матвеев, что перед закрытием храма свя­щенник будет арестован, ведь в 1961 - 1965 гг. по религиозным мотивам в стране было осуж­дено 1234 человека.

«В отношении отца Владими­ра, - сообщается в газете «Пра­вославная Бурятия», - осуще­ствлялось большое давление. Ему предлагали хорошее мес­то на фабрике в Слободе (один из микрорайонов Кяхты — прим ред.), хорошее жилье, лишь бы он открыто зая­вил, что «сильно ошибал­ся, а теперь исправил свою ошибку и отказал­ся от Бога». Такая «тор­говля» не состоялась. Бо­лее того, к отцу Владими­ру приезжал бывший Ир­кутский благочинный, отказавшийся от церкви, и пытался склонить кяхтинского священника к тому же - т.е. отказаться от Церкви, от Бога и веры. Всего в те годы в СССР из тринадцати тысяч свя­щенников нашлось 200 человек-предателей, ко­торые отказались от сана и выступили с атеисти­ческими лекциями.

Впоследствии священ­ник Владимир Шарунов долгие годы служил в Ни­кольской церкви в Слюдянке. Он умер в начале 2000-х годов и по­хоронен в Слюдянке у церкви». Вот такие добрые воспоми­нания о нашем слюдянском ба­тюшке сохранились в Бурятии и в городе Кяхте. А нашим чи­тателям мы предлагаем поде­литься своими воспоминания­ми о Свято-Никольской церкви Слюдянки и ее служителях, о В.М. Шарунове, о церквях всех сел и поселков нашего района. В истории их создания, духов­ной работы и безвинной поги­бели много заслуживающего нашей памяти.

 

Материал в печать подготовила Марина Полторадядько

Газета «Слюдянка» №9(52) от 1 марта 2013 года