История о слюдянском батюшке
Категория: Слюдянский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Удивительны сплетения судеб человеческих. Бывший настоятель Свято-Никольской церкви Слюдянки Владимир Михайлович Шарунов вот уже лет 8 как ушел в мир иной, а он по-прежнему с нами, в наших жизнях, наших судьбах.
Давненько собиралась я заняться собирательством исторических сведений о нем, поскольку часто слышу добрые воспоминания от жителей нашего района. Вот и в последние месяца три мысли об этом то и дело тревожили душу. И, как оказалось, не напрасно.
В начале февраля приехала в редакцию наша добрая знакомая из села Тибельти Анна Федоровна Заикина и привезла с собою православную газету под названием «Православная Бурятия».
- Почитайте, дорогие мои, - первым делом заговорила Анна Федоровна. - Здесь о нашем слюдянском батюшке написано - о Владимире Михайловиче Шарунове. Оказывается, до 1962 года он служил в Успенском храме в городе Кяхте. Об этом обязательно должны узнать люди, ведь он прошел там через гонения!
К слову сказать, Успенская церковь г. Кяхты известна тем, что там находится чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». В этой церкви я побывала накануне нового года, и вдруг - неожиданное известие, связанное именно с нею и незабвенным Владимиром Михайловичем.
Но вернемся к публикации в православной газете Бурятии.
«Очень редкий исторический и духовный факт, - сообщает в номере от 1 ноября 2012 года протоиерей Олег Матвеев, - церковь Успения г Кяхты в советский период закрывалась и открывалась дважды (во всяком случае, по Бурятии такого факта больше нет) -в 1938 и 1962 годах. И открывалась после закрытия в 1946 и 1989 годах. Второе ее закрытие в 1962 году выпало на антирелигиозную кампанию 1958 - 1964 гг Пик ее приходился на 1959 - 1962 гг. За период с 1959 по 1964 год, за пять с небольшим лет, в Сибири было закрыто 33 церкви и молитвенных дома, или 35% от общего количества (94) по состоянию на
1959 год. А всего по стране были закрыты половина приходов и три четверти монастырей. В самые пиковые годы закрывалось по стране 150 церквей в день.
Наибольший ущерб «хрущевские гонения» принесли верующим в следующих регионах Сибири. В Алтайском крае было закрыто 8 из 11 церквей и молитвенных домов, или 73%, в Тюменской области - 7 из 15, или 46%, в Красноярском крае - 7 из 18, или 39%, в Новосибирской области -3 из 7, или 43%. В Читинской области, Бурятской и Тувинской АССР было закрыто по одной церкви и оставлено властями по одному приходу на регион. Вот эта «одна закрытая церковь» в Бурятии и есть Успенская церковь г Кяхты.
У советской власти в то время сложилась определенная методика закрытия церквей. Согласно утверждениям официальной пропаганды церковь в СССР не преследовалась, просто по мере продвижения советского общества к коммунизму исчезали объективные и субъективные предпосылки для появления религиозного сознания. Поэтому советским чиновникам необходимо было хотя бы формально иметь убедительные причины закрытия церквей».
Как пишет протоиерей Олег Матвеев, в Кяхте перед закрытием церквей в органы власти поступали письма учителей с ходатайством о их закрытии. Применилась в Кяхте и обыкновенная заготовка - проверка финансово-хозяйственной деятельности прихода.
«Проверка Успенского прихода, - пишет автор публикации, -проходила с 1961 по май 1962 года и выявила, как и ожидалось, «грубые нарушения финансовой дисциплины». К закрытию церкви готовились основательно, продумывали и последствия закрытия. Уполномоченный пишет в отчете: «Недовольства верующих и жалобы против закрытия, безусловно, могут быть, но, по заверению местных органов власти, никакой опасности не представляют». И действительно жалобы верующих пошли вплоть до Президиума ВС СССР. Верующие Кяхты боролись за церковь письменным образом до 1988 года и добились того, что Успенская Кяхтинская церковь была открыта в то время первой в Бурятии, а приход был создан в Кяхте в 1986 году.
По воспоминаниям верующих, в тот осенний день 1962 года, когда пришли запирать церковь, народу собралось очень много.
Люди возмущались. Была милиция. Одна бабушка с ключом от дверей храма убежала и спряталась. Ее поймали, водили в прокуратуру, ключ забрали. Вывозили иконы и утварь из храма на автомобиле в краеведческий музей. Часть икон люди растащили по домам, чтобы сберечь.
Накануне закрытия церкви священник Успенской церкви Владимир Шарунов с женой и тремя детьми «пешком огородами ушел в Наушки», а оттуда добрался до Иркутска».
Были все основания полагать, считает протоиерей Матвеев, что перед закрытием храма священник будет арестован, ведь в 1961 - 1965 гг. по религиозным мотивам в стране было осуждено 1234 человека.
«В отношении отца Владимира, - сообщается в газете «Православная Бурятия», - осуществлялось большое давление. Ему предлагали хорошее место на фабрике в Слободе (один из микрорайонов Кяхты — прим ред.), хорошее жилье, лишь бы он открыто заявил, что «сильно ошибался, а теперь исправил свою ошибку и отказался от Бога». Такая «торговля» не состоялась. Более того, к отцу Владимиру приезжал бывший Иркутский благочинный, отказавшийся от церкви, и пытался склонить кяхтинского священника к тому же - т.е. отказаться от Церкви, от Бога и веры. Всего в те годы в СССР из тринадцати тысяч священников нашлось 200 человек-предателей, которые отказались от сана и выступили с атеистическими лекциями.
Впоследствии священник Владимир Шарунов долгие годы служил в Никольской церкви в Слюдянке. Он умер в начале 2000-х годов и похоронен в Слюдянке у церкви». Вот такие добрые воспоминания о нашем слюдянском батюшке сохранились в Бурятии и в городе Кяхте. А нашим читателям мы предлагаем поделиться своими воспоминаниями о Свято-Никольской церкви Слюдянки и ее служителях, о В.М. Шарунове, о церквях всех сел и поселков нашего района. В истории их создания, духовной работы и безвинной погибели много заслуживающего нашей памяти.
Материал в печать подготовила Марина Полторадядько
Газета «Слюдянка» №9(52) от 1 марта 2013 года