Святитель Герасим: Как сын дьякона из Иркутской губернии стал архиепископом Самарским
Категория: Усольский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
ГеоргийДобросердов, будущийсвятительГерасим, родился 26 октября 1809 годавселеБельскеБалаганскогоокругаИркутскойгубернии, всемье потомственныхсвященнослужителей Поповых.
Родная фамилия Георгия Добросердова - Попов - установлена впервые. Отец Георгия - Иоанн Прокопьевич Попов, дьячок, сын священника, в Сретенской церкви Бельска служил с 14 лет. Пономарем при Вельской церкви был дядя Георгия, двоюродный брат Иоанна, Михаил Васильевич Попов, сын дьякона. В 1833 году дьячком Бельской церкви станет родной младший брат Георгия - Харлампий.
Георгий рано проявил большие способности к учению, и отец по своей наивности решился просить для девятилетнего сына место дьячка в Бельской церкви у Иркутского владыки. Место дьячка Георгий, конечно, не получил, но Михаил, увидев несомненные способности мальчика, велел определить его в Иркутское духовное училище.
В училище Георгий Попов получил фамилию Добросердов. В то время в духовных учебных заведениях существовал обычай менять простые фамилии учеников на более благозвучные, даваемые, как правило, в честь святых или известных духовных лиц.
Из духовного училища Георгий Добросердов перешел в духовную семинарию, к тому времени ему было уже около 16 лет.
10 августа 1832 года Георгий Добросердов окончил курс семинарии вторым учеником. По окончании семинарии Георгий был определен на должность учителя Иркутского духовного училища. Георгию было всего 23 года, он отличался привлекательной внешностью, пылкостью и мечтательностью. И, очевидно, нет ничего удивительного в том, что молодой человек влюбился. С девицей Натальей Михайловной (предположительно урожденной Шестуновой) Добросердов обвенчался 29 января 1836 года.
Будущий святитель нежно любил свою супругу, которая стала для него не просто женой, но и другом, однако в 1840 году Наталья Михайловна тяжело заболела, судя по всему чахоткой, и вскоре скончалась, оставив отца Георгия одного с годовалым сыном на руках.
И пережитая трагедия, и жизненные обстоятельства однозначно предопределяли новый выбор Георгия - монашество.
Однако Добросердов не просто решил принять монашество.
По окончании академии Добросердов был причислен к высшему (первому) разряду. К тому же он окончил шестнадцатый курс С.-Петербургской Духовной Академии вторым магистром. Незадолго до этого, в 1845 году, он был пострижен в стенах Александро-Невской Лавры, будучи при постриге наречен Герасимом.
Молодой выпускник академии, иеромонах Герасим был направлен учителем богословия в Тверскую духовную семинарию, получил хорошие рекомендации и уже в 1846 году был переведен инспектором и преподавателем всеобщей истории и греческого языка в новоустраиваемую Кавказскую (Ставропольскую) духовную семинарию.
За нехваткой преподавателей о. Герасиму пришлось взять на себя обязанности по преподаванию различных предметов, а в 1849 году был назначен ректором Кавказской семинарии. В связи с назначением на эту должность о. Герасим был возведен в сан архимандрита.
Однако уже в 1849 году Герасим был вынужден расстаться со своей паствой: его переместили на должность ректора Симбирской духовной семинарии.
Но у архимандрита Герасима не сложились отношения с местным епархиальным начальством. И, несмотря на всю привязанность о. Герасима к Самаре, он был вынужден покинуть ее. В 1855 году последовало новое назначение - ректором в Харьковскую духовную семинарию.
В 1860 году последовало новое перемещение: архимандрит Герасим был назначен ректором и профессором богословских наук в Калужскую духовную семинарию. А в 1865 году о. Герасиму была предложена архиерейская хиротония. Высочайшим именным указом ему было предписано быть епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии.
Деятельность владыки Герасима была весьма успешной, и потому вскоре он был назначен викарием уже центральной С.-Петербургской епархии, с наименованием епископом Ревельским. Но уже в 1866 году по представлению графа Победоносцева, викарный епископ Герасим был переведен на ставшую вакантной самостоятельную Самарскую кафедру. Сын дьячка одного из небольших сел Иркутской губернии стал архиепископом Самарским.
Но в 1877 году последовало новое назначение, теперь в Астрахань. Астраханской епархией преосвященный Герасим управлял всего два с небольшим года, уже на склоне своих лет. Умер архиепископ Герасим 24 июня 1880 года после кратковременной болезни на 70-м году жизни.
Впервыеопубликованыдневники ученикаИркутскойсеминарии, высшегоотделенияЕгораДобросердова, командированноговиюле 1831 года, по распоряжениюЕгоВысокопреосвященства, ПреосвященногоАрхиепископа Иринея, вулусыбурятАларского, БалаганскогоиИдинскоговедомств, вкачествемиссионера, сосвященником НиколаемКомаровским, выдержкииз которыхмыпредлагаем:
23 июля, посленапутственногомолебна прибылинастанциюЗуй, чтонедалекоот Иркутска. Останавливалисьздесьчасана дваиотправилисьдалее. Вечербылпрекрасный. Пениептиц, разнообразиедерев иблагоуханиецветовдоставлялимоемусердцуневыразимоеутешение, такчтонеощутительноподъехаликрекеКитою, черезкоторую, переправясьблагополучно, присталинаночлегксвященникуБиликтуйской церквио. НиколаюКазанцеву.
СелоБиликтуй, расположенноевнесколькихкилометрахотУсолья-Сибирского, было основанопредположительнов 1720 году. По преданию, названиеселапроизошлоотименижившегонаэтомместебурятапоимени Биликтуйка (Блаженный). Посколькусело находилосьнаМосковскомтракте, первымипоселенцамиздесьбылисемьсемейямщиков. Естьданные, чтопослеподавления крестьянскогобунтаподруководствомЕмельянаПугачевавселобылисосланы 17 человекизегоотряда. В 60-егодыXIXвекав селебылипостроенымельница, церковь. В 1872 годуоткрытотрехклассноеучилище. Селобыстроросло. Основнымзанятиемнаселениясталиямскаягоньба, земледелие, отхожийпромысел, рыбалкаиохота, атакжеграбежипроходящихобозов. УчастокдорогиотМальтыдоБиликтуясчиталсяодним изсамыхопасныхвкриминальномотношении. Летом 1898 годадоБиликтуядошла железнаядорога, сыгравшаябольшуюроль вразвитиисела.
КаменнойцерквивБиликтуйскойслободенепредшествоваладеревянная, какэто обычноимеломестовбогатойлесомИркутскойепархии. Перваяцерковьбылавозведенасразувкамнев 1807-1815 годах. Заменатрадиционногоистольхарактерного дляСибириматериалапроизошлаврезультатевысочайшегоуказа 1800 года, согласнокоторомуразрешалосьстроитьтолькокаменныехрамы. Отрывочныеархивныематериалыпозволяютлишьприблизительновосстановитьееоблик. Этобылакаменнаяцерковь, вероятно, довольнокрупная, таккак имелатрипрестола. Главныйизних, вхолодномхраме, былосвященвоимяРождестваХристова; теплыебоковыеприделы былипосвящены: СвятителюиЧудотворцу Николаю (правый) иАлександруНевскому (левый). Всезданиевенчалопятьпозолоченныхкрестов.
СвященникомХристорождественской церквивБиликтуебылНиколайИвановичКазанцев. ДьякономприцерквисостоялВасилийГавриловичПопов, исключенныйизнизшегоотделенияИркутскойдуховнойсеминариив 1828 году.
Отблагодаривсвященниказагостеприимство, наследующийденьотправилисьв Тельминскуюфабрику, гдесвященником былАлександрПономаревский. В 1827 годуонбылнагражденнабедренником, а в 1830 году, попредставлениюархиепископаМихаила, получилотЕгоИмператорскогоВеличестваскуфьюзаотличное усердиепослужбе.
ДьякономприцерквибылСергейАлексеевичБерденников, дьяческийсын. ОбучалсявИркутскойдуховнойсеминарии, по исключенииизнизшегоотделениякоторойбылназначенвТельминскуюказеннуюфабрикудьякономкКазанскойцерквииучителемприприходскомучилище.
Пробывунегооколодвухчасов, мыотправилисьвУсолье, гдеиизбралидля себяквартироюдомздешнегодиакона Николая. Былиувечерни, ибоспутникмой о. Николай, желаявоздатькакбыдолгсвоемунаставнику, покойномуо. Нифонту, решилсяотслужитьздесьпонемобедню.
СвященникомСпасскойцерквивэто времябылИаковДаниловичПономаревский. Вдвачаса 25 июлямыотправилисьв с. Мальту.
ЦерковьВознесенияГосподнябылавозведеназдесьпоименномувысочайшемууказуАлександраIот 7 ноября 1804 года. Церковьпредполагалидвухпредельной, ново времяеевозведениябылиобретенымощи Иннокентия, ивегоимябылвозведентретийпредел.
В 1831 годусвященникомМальтинской церквибылВасилийИвановичВознесенский, сындьячка, обучалсявМосковскойГреко-российскойАкадемии, затембылпереведенвИркутскуюсеминарию. В 1819 году определенпослушникомвИркутскийВознесенскиймонастырь, втомжегодурукоположенвдьякона. В 1822 годурукоположен всвященникак Усть-КудинскойБогородско-Казанскойцеркви. В 1830 годупособственномупрошениюпереведенкМальтинской церкви.
ДиакономбылАлексейКонстантинович Попов, сынсвященника.
ПомолившисьГосподу, мыотправились вс. Тайтуркуидивилисьнапути, привиде дивнойпанорамы, чудномуперстуВсевышнего, который, поставивгорывмерилехи холмыввесе, всепривелвбеспримерные устройства.
Считается, что Тайтурка была основана в 1743 году (по другим данным - в 1666). Изначально население занималось земледелием. После того, как в километре от села прошел Московский тракт, здесь появился почтовый стан.
Деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла была сооружена здесь в 1756 году на средства купца М.И.Глазунова. Уцелела после пожара в 1865 году, уничтожившего 80 дворов. Сгорела только колокольня.
В 1831 году священником Петропавловской церкви был Иоанн Иосифович Попов, сын священника, выпускник Иркутской семинарии. Священником в Тайтурку был определен в 1809 году. Дьячок церкви - Федор Яковлевич Попов.
Затем, пробыввс.Ускулукскомсчас, у родноймоейтетки, мыотправилисьв с.Бельск, гдеяродился.
С.Васильев
Газета «Усольские новости» № 25 (923) от 21 июня 2012 года