Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Зеркало работы иркутских мастеров конца 19-го века хранится в Байкальском университете

Красота не подвластна времени

Именно такие слова вспоминаешь, когда видишь произведение искусства, дошедшее до нас через десятки, а то и сотни лет. Будь то картина, скульптура или резная рама для зеркала.

Когда в 1930-м году Сибирский финансово экономический институт (ныне Байкальский государственный  университет экономики и права) получил здание бывшего Александро-Мариинского городского пятиклассного училища, то в собственность института вместе с помещением перешли и предметы его внутреннего убранства. В том числе огромное зеркало в раме, богато украшенной резьбой. Внутренние интерьеры вскоре были изменены, но деревянную раму оставили на прежнем месте, благо красота резьбы была надежно скрыта под темным лаком и не бросалась в глаза.

Долгие годы зеркало стояло в фойе учебного корпуса (ныне корпус № 2), пока в 1980 х гг. там не был установлен книжный киоск. Зеркало сняли и, не найдя подходящего для него места, убрали в подсобное помещение. На протяжении двадцати с лишним лет его хранили, перенося с места на место, пока оно не было установлено в музее истории БГУЭП. После этого мы решили узнать о художественной ценности рамы этого зеркала.

За консультацией о стиле, в котором она выполнена, мы обратились к ведущему научному сотруднику Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева Софье Евгеньевне Шемякиной. По ее словам, зеркала были одной из наиболее примечательных черт интерьера XIX в. Зеркало, сохранившееся в Байкальском университете, изначально являлось частью трюмо, нижняя полови на которого утрачена. Изогнутые «фальшивые» ножки внизу рамы - характерная деталь для послед них десятилетий этого столетия, когда самые разнообразные виды мебели снабжались ножками. По периметру рама покрыта про дольными резными бороздками, вверху украшена «декоративным гребнем» в виде большой грозди винограда в растительных побегах, ее низ композиционно уравновешивается «нижним греб нем» в виде корзины с цветами. По бокам располагаются довольно крупные изображения: натуралистические розы, рокайльные завитки, растительные побеги и листья аканта. Часть этой резьбы выступает за пределы рамы в пространство, часть - на поверхность зеркала.

Сочетание всех этих деталей говорит о том, что рама зеркала представляет собой яркий образец стиля «историзм», который в отечественном искусствоведении принято делить на два пери ода: 1830-1850 е и 1860-1890 е гг. По времени создания она относится ко второму периоду, к последнему десятилетию XIX в.

Стиль «историзм» характеризуется такими понятиями, как «равнозначимость» и «разнообразие», поэтому интерьеры в указанные периоды наполнялись большим количеством вещей, участвовавших в создании образа: мебель, драпировки, освети тельные приборы, фарфоровые вазы, коллекции оружия, пор третные рамочки, альбомы на многочисленных столиках, полочках, этажерках, пристенные и каминные зеркала. Признаком «историзма» является многостилие, он активно использует художественные формы и стилистические приемы прошлых столетий. В 1937 г. Н. Кукольник на звал это искусство эклектикой (от греческого «эклейген» - выбирать, избирать). Поэтому в раме зеркала соединены элементы и классического искусства, и рококо, и натурализма.

Кто же был автором этой удивительно красивой рамы? Мы обратились к данным о мастерах резчиках по дереву, работавших в указанный период в Иркутске. Согласно биобиблиографическому словарю «Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век - 1917 год)» (авторы Ю.П. Лыхин и Т.А. Крючкова) их было не сколько: Коротаев Владимир Федорович (резчик иконостасов), Попов Николай Петрович (рез чик иконостасов), Пятидесятников (резчик по дереву), Якушев Михаил Васильевич (Василисович) (резчик по дереву), Якушев Петр Василисович (резчик по де реву, позолотных дел мастер) и Войцех Коперский (столяр, мастер декоративно прикладного искусства, художник).

В самом верху рама зеркала украшена виноградной гроздью, элементом, который по имею щимся у нас сведениям использовали в своих произведениях два иркутских мастера. Одним из них был Пятидесятников (к сожалению, не сохранилось упоминаний о его имени и отчестве). В 1891-1892 гг. им были сделаны деревянные части для иконостаса церкви Сиропитального дома Е. Медведниковой. Другим мастером - Войцех Коперский.

В. Коперский был сослан в Сибирь за участие в восстании 1863-1864 гг. В 1878 г. он получил официальное разрешение на проживание в Иркутске. Коперский держал собственную мастерскую сначала в Ремесленной слободе, а затем по ул. 4-й Солдатской. В 1884 г. она сгорела, а в 1886 г. он заключил договор с ремесленно воспитательным заведением Н.П. Трапезникова, по которому обязался заведовать столярной, токарной и резной мастерской, обучая воспитанников этим ремеслам.

Более всего известны деревянные работы Коперского, созданные им для иркутского костела. В 1888 г. по его рисункам и под его наблюдением был построен большой алтарь, в 1892 г. два боковых алтаря, в 1895 г. установлена кафедра для проповедей со стрельчатыми арками и винтовой лестницей, где основными элементами резьбы были виноградные ветви. Позднее мастер выполнил решетку для ограждения балкона в виде густо переплетенных ветвей лозы с крупными гроздьями винограда. Это произведение искусства можно и сейчас увидеть в иркутском костеле.

Можно предположить, что рама для зеркала, увенчанная в самом верху виноградной гроздью, была сделана непосредствен но самим Войцехом Коперским или под его руководством. Но это только предположение, прямо го подтверждения этому пока не найдено! Не требует подтверждения лишь тот факт, что каждый студент или преподаватель, работавший или учившийся в нашем вузе с 1930 по 1980 е гг., хотя бы раз смотрелся в это зеркало. Так же не требует подтверждения то, что работы иркутских мастеров - резчиков по дереву, созданные больше ста лет назад, являются неповторимой эстетической ценностью. Одна из таких ценностей украшает лестницу, ведущую в Музей БГУЭП.

 

Ирина Выборова

Газета «Байкальский университет» №15(90) от 4 июля 2011 года