Похоронен в земле Приангарья. Лётчику Евгению Дергунову посвящается
Категория: Усольский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Несколько лет назад в адрес Белой средней школы в посёлок Средний Усольского района на имя директора школы пришло письмо из Новосибирска. Некто В.К.Гостеев просил сообщить хоть какие-нибудь сведения о лётчиках, погибших в этих местах во время тренировочного полёта на самолёте ДБ-3 и похороненных в селе Мальта осенью 1942 года. Автор письма интересовался, сохранилась ли могила и есть ли в школе какие-нибудь сведения об этой трагедии.
Письмо было передано в школьный музей, но там об этой авиакатастрофе военного времени никаких сведений не было, как не было их и о захоронении. Сообщили об этом В.К.Гостееву или нет, не знаю, но когда я работал над книгой об истории гарнизона Белая, мне о запросе говорили. В ходе своего исследования я интересовался этим происшествием, но за давностью лет не осталось в посёлке людей, что- либо о нём знающих. Лётные происшествия советского периода всегда были тайной за семью печатями, а в годы войны тем более.
Ещё раз автор письма напомнил о себе нынешним летом в августе. Он сам приехал в посёлок Средний и в поселковой администрации изложил суть беспокоящей его проблемы. Буквально на следующий день мы встретились с ним у меня дома.
Виктор Гостеев живёт и работает в Новосибирске. Он инженер-конструктор института ядерной физики. С детства из рассказов своей матери он знал, что в 1942 году под Иркутском погиб в авиакатастрофе её брат Евгений Иванович Дергунов. Она хранила письма, и фотографии брата. Сохранилась и похоронка - извещение.
Рождённая Дергунова, мать Виктора Константиновича, однажды лет двадцать назад приезжала на станцию Белая, была в гарнизоне военных лётчиков, но никаких сведений о своём погибшем брате нигде не обнаружила. В посёлке Средний никто из старожилов не смог припомнить, где похоронены лётчики. Тогда женщина уехала ни с чем, а спустя некоторое время умерла, так и не узнав ничего о гибели своего брата.
На многие годы военная судьба и история трагической гибели Евгения Дергунова в семье Виктора Гостеева изредка вспоминалась как штрих в родословной, но не более. Ему было далеко за шестьдесят, когда он ощутил какое-то беспокойство, нечто вроде угрызения совести от того, что не продолжил дело своей матери, от того, что его близкий родственник, родной дядя, похоронен на сибирской земле, в общем-то, рядом, а он ничего не предпринял для поисков его могилы.
- В какое-то время я вдруг ощутил, что мне это надо! Я перечитал сохранившиеся в семейном архиве письма дяди, внимательно изучил похоронку, рассмотрел фотографии и написал письмо в школу посёлка Средний. Интуитивно чувствовал, что именно в школе могут знать что-то об этой трагедии, - рассказывает Виктор Константинович. - Когда получил отрицательный ответ, беспокойство меня не покинуло. Довольно долго не было возможности приехать сюда и самому заняться поиском. Наконец сумел вырваться на несколько дней.
Он разобрался в особенностях местной топонимики, узнал, что кроме Северного аэродрома у Ангары был аэродром Южный за Тайтуркой. Побывал на тайтурском кладбище и даже видел могилу лётчиков, похороненных в 50-е годы. Ему показали лётное поле аэродрома Южный. Там сохранился ангар для самолётов со времён войны. Мы долго рассуждали о местах расположения частей в то далёкое время. Пришли к выводу, что служил лётчик Дергунов не на Северном, а на Южном аэродроме, и свой последний тренировочный полёт он совершил в небе над Тайтуркой, хотя в тексте похоронки об этом ничего не сказано, и он нас в какой-то степени запутал. Я привожу его полностью с сохранением орфографии: «Извещение. Ваш сын пилот в/части п/ я 289 сержант Дергунов Евгений Иванович. Уроженец Красноярского края Минусинского района села Шадино. При исполнении учебных обязанностей 14.11.42 ПОГИБ. Похоронен ст. Мальта Иркутской области. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии. Командир в/ч №289 подполковник Савельев. Начальник штаба - майор Овчаренко». Чернилами вверху сделана пометка: ст. Белая.
Вот такая она, последняя запись в биографии двадцатилетнего военного лётчика Евгения Дергунова, который как и многие тысячи его сверстников со школьной скамьи мечтал о небе. Виктор Константинович рассказал о том, что в детстве Женя посмотрел фильм «Истребители» и с тех пор часто напевал песню из этой картины. В конце тридцатых, когда семья жила в Томске, он поступил в лётную школу авиации дальнего действия в городе Бердске и по окончании был выпущен лётчиком в звании сержанта. Почему не лейтенанта? В этом казусе Виктор Гостеев тоже разобрался. Именно в те годы военный нарком Тимошенко настоял на том, чтобы молодые лётчики выпускались сержантами и жили в казармах без семей. Это, по мнению наркома, позволяло им полностью сосредоточиться на службе и ни на что не отвлекаться. Позже эту установку отменили, но Евгений Дергунов навсегда остался сержантом.
Он прибыл в 23-й запасной полк (так называлась часть, которой командовал подполковник Савельев) в конце 1942 года, когда страна несла огромные потери на фронтах и вся более или менее исправная боевая техника была отправлена в действующую армию. Можно только догадываться, на каких машинах совершенствовали своё лётное мастерство недавние курсанты лётной школы в небе Приангарья. Лётчик Дергунов прислал домой несколько фотографий. На одной из них он сам вместе с экипажем из четырёх человек в лётных шлемах и ещё двое в пилотках, видимо, техники. За спиной у них тот самый четырёхмоторный ДБ-3 (именно ДБ, а не ТБ), на котором они совершали свои тренировочные полёты. Можно только представлять, что это за техника.
Нет никаких сомнений в том, что в самый тяжёлый год Великой Отечественной войны горючее для учебных полётов жёстко ограничивалось, и летали эти парни редко и недолго. Настоящее мастерство им предстояло обретать в бою. Сержанту Дергунову не пришлось. Письма домой он писал часто, но из соображений цензурных, рассказывать в них подробно ни о чём не полагалось. Потому и пришлось племяннику через шестьдесят с лишним лет почти вслепую шаг за шагом восстанавливать подробности тех немногих месяцев, которые провёл его дядя там, где и был похоронен.
Теперь о могиле. Нет сомнений в том, что гибель лётчика Дергунова и его экипажа далеко не единственная трагедия в этих местах. Лётные происшествия с тяжёлыми последствиями случались и в мирное время. В годы войны их было больше, хотя бы потому что за штурвалами старой техники сидели вчерашние курсанты, прошедшие ускоренный курс обучения в условиях острой нехватки пилотов на фронте. Потому хоронили ребят на обычных сельских кладбищах хоть и с военными почестями, но без памятников и обелисков. Не до того было.
В похоронном извещении местом погребения названа ст. Мальта. Надо полагать - станция. На станции Мальта, увы, кладбища не было, а то, которое есть в настоящее время, в километре от железной дороги на стороне посёлка Белореченского - считается новым. Не более 50 лет кладбищу между Мальтой и Новомальтинском. И потому, скорее всего, в извещении что-то напутали. В любом случае настоящего места погребения Евгения Дергунова нет, и могилой ему стала земля Приангарья, и люди, живущие на ней, теперь о нём знают.
А.Гретченко
Газета «Усольские новости» № 34 (880) от 25 августа 2011 года