Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Усольчане вспоминают августовский путч 1991 года

Кто теперь (навскидку) вспомянет такое историчес­кое событие, как трехднев­ный путч 1991-го года, случившийся 19 августа. Точнее сказать, это была попытка переворота, целью которой являлось «исправление по­литической обстановки в стране и устранение от вла­сти тогдашнего лидера Ми­хаила Горбачева».

Н.Эльгерт

Л.Белобородов

Когда-то в августе «вспутчипо»...

Не знаю, почему, но мне за­помнился этот день (точнее, ве­чер). Скорее всего, потому, что связан он оказался с немаловажным (с моей точки зрения) событием. А именно: приездом в наши края легендарной по тем временам рок-группы «Ак­вариум» во главе с Борисом Гребенщиковым, вознамерив­шимся дать совместно с груп­пой из Харькова «Разные Люди» серию благотворительных кон­цертов. Все денежные сборы от коих должны были пойти на до­рогостоящую операцию лидеру «РЛ» Александру Чернецкому.

Первый концерт отечествен­ные рокеры играли в Иркутске, и я не смог на него поехать, т.к. именно в тот вечер должен был сторожить один из усольских детских садов. Профессия сто­рожа в те годы спасала многих из нас от прозябания. Как когда-то тех же Юрия Шевчука и Борю Гребенщикова, написав­шего песню «про поколение дворников и сторожей». И именно в тот вечер, будучи на «дежурстве», я и услышал по ра­дио о происходящем в столи­це. И наутро по пути с работы зашел к товарищу (впослед­ствии иммигрировавшему из страны вместе с семейством), с которым мы и посмотрели по «телику» выступление новояв­ленных «гэкачепистов». И, чест­но говоря, настроение от уви­денного было мерзопакостное.

Мой знакомый в тот день помчался в один из местных видеосалонов «посмотреть напос­ледок эротику»: «А ну как эти старые пердуны-путчисты по­закроют все видеоточки!..»

В тот же день ребята-усольчане, побывавшие минувшим вечером в Иркутске на выступле­нии «Аквариума», рассказали следующее. Неожиданно кон­церт прервали на середине, и на сцене появился... глава об­ласти Юрий Ножиков с чрезвы­чайным сообщением о москов­ском перевороте. И тут же предложил патриотично настро­енным ребятам из публики по­мочь с защитой областного «се­рого дома», в котором распола­гается администрация Иркутс­ка. «А пиво поставишь?!» - крик­нули из первых рядов. «Сколь­ко угодно!» - пообещал Ножи­ков, после чего кое-кто из пат­риотов отправился дежурить возле администрации. Концерт благополучно продолжился, но Гребенщиков вместо заплани­рованной новой программы вспомнил свои старые «бое­вые» песни времен подпольных выступлений...

В Усолье же поговаривали о том, как во время путча мест­ный тогдашний кагэбэшник выскочил перед местными де­путатами с предложением о введении на территории горо­да «комендантского часа». Бла­го у тех хватило мозгов не под­держать «выскочку». Зато когда путчистов арестовали и пере­ворот провалился, «товарищ» слезно умолял «товарищей» о том, чтобы те его ненароком не заложили, и щедро поил их ко­ньяком.

А группу «Аквариум» я увидел и услышал день спустя в Ангарске, когда политические страс­ти в стране уже начали стихать. До времени...

 

Вспоминал О.Сурусин

Что делать? Работать!

Правда горька. Но какой бы горькой она ни была, от нее не отвернешься, не спрячешься, не убежишь. Августовский путч 1991 года - исто­рический факт. Каким его вспоминают люди?

НиколайЭдуардовичЭльгерт, мэрУсольскогорайонатехлет:

- Утром приехали на работу с ощущением, что в стране творится что-то неладное. Не было по телевидению привычных новостей, вместо них показывали что-то неопределенное типа бале­та «Лебединое озеро». Обменялись с сослужив­цами мнением. Решили днем собрать членов исполкома, а информация о путче уже прошла, с одним вопросом: «Что делать? Что делать бу­дем?».

А кто его знает, что делать? Указаний сверху никаких, телефоны молчат. И тогда Илья Алек­сеевич Сумароков говорит (он тоже был чле­ном исполкома): «Давайте не будем никого ба­ламутить, ситуация непонятная, людей раскачать легко, мы же законопослушные. Дождемся яс­ности, во всем разберемся, уж больно все непо­нятно, тайно, такого в Советском Союзе никогда не было». И с мнением Ильи Алексеевича все согласились: и Владимир Анатольевич Шуплецов - царствия ему небесного, и заместитель мой, и заведующие отделов. То есть, мы по сво­ему мировоззрению, мироощущению не готовы были выйти на улицы, болтать, кого-то к чему-то призывать. Надо было работать. На том и поре­шили.

Какие-то попытки к подстрекательству со сто­роны были типа: «Надо на улицу выходить, лю­дей поднимать будем!» Но все это было несе­рьезно, как из-за угла. Поэтому приняли едино­гласное решение: «Надо работать! Надо принять меры, чтобы общественный порядок сохранить». Да и Геннадий Козьмин, он в то время был на­чальником районного отдела внутренних дел, сообщил, что по его линии прошла команда об усилении режима по охране правопорядка.

Каких-то эксцессов я не припоминаю. Народ все спокойно воспринял. Было буквально не­сколько непонятных телефонных звонков. На улицах никаких тусовок. Нигде ничего не про­исходило. Вспоминается какое-то затишье. Все притихли в ожидании чего-то, а чего - непонят­но. Надо было работать.

Таким я запомнил тот август двадцатилетней давности, тот августовский путч.

 

В.Бутаков  

Как это было

19 августаисполняетсядвадцать лет, какнесталовеликойстраны подназваниемСССР.

Кто-тобылрадэтомусобытию, кто-то - нет. Ното, чтостранак этомушлавэпохуправленияГор­бачева - очевидно.

СтавуруляКПСС, аследователь­ногосударства, МихаилГорбачев началпроводитьнеобдуманные реформы, противоречащиездраво­мусмыслу.

В то время главой исполнительной власти в Усолье-Сибирском был Леонид Петрович Белобородов. Его мы и попросили рассказать о тех трех августовских днях - 19, 20, 21 августа, которые потрясли мир.

- ЛеонидПетрович, каквывоспринялисо­бытиетехавгустовскихдней, являясьпредсе­дателемгорисполкома (так, кажется, называ­ласьдолжность) ?

Не помню, какой это был день недели. Но вспоминаю, что собрал всех руководителей го­рода и сказал, чтобы они не предпринимали никаких необдуманных действий, чтобы, как и прежде, занимались исполнением своих обя­занностей.

-Аобластьчтопредлагала?

Говорю честно, за эти три дня оттуда не поступило никаких конкретных указаний. Ска­зали: «Сидите и ждите».

Какразвивалисьсобытиявгородскомко­митетеКПСС?

Не знаю. Первым секретарем горкома тог­да был Тюленев, и там проводились какие-то проверки. Вскоре после путча партийные орга­ны прекратили существование, а люди, там ра­ботавшие, пошли трудоустраиваться.

-Делошлокосени, инадобылоготовиться котопительномусезону. Срывовнебыло?

Ни в коем случае. Все шло по графику, и в зимний отопительный сезон мы вступили, как говорится, во всеоружии.

Ну, авашеличноеотношениекпутчу? На чьейвыбылистороне?

Еще в 1964 году, в армии, я вступил в ряды КПСС по убеждению и не изменяю своим прин­ципам по сей день, считая социализм самым справедливым строем. Другое дело Горбачев, Яковлев, Шеварднадзе, которые нас предали, но это еще не вся партия.

Ивсеже, комувысимпатизировали?

Ни Горбачеву, ни Ельцину - однозначно. Они оба разрушители. В душе я очень пере­живал за развал СССР. Да, реформы были нуж­ны, но не в горбачевской форме. Все реша­лось там, наверху, в Москве. На местах, далеко от центра событий, влиять мы на события не могли.

Ичтобылоглавнымдлявасвэтотпери­од?

Работать на благо города так, чтобы вся система жизнедеятельности функционирова­ла нормально.

Удалось? -Да.

- Ачтобылопослепутча?

Не стало горкома КПСС, и все руководя­щие функции в городе перешли на переход­ный период председателю горисполкома.

Тоестьвам. Проверкисоответствующих органовбыли? Ну, типа, закогововремяпут­чабылБелобородое?

Нет. И все же, подобие того, как мне пока­залось, было со стороны народного депутата Верховного Совета РСФСР от нашего города

Галины Никольской. Она побывала осенью на внеочередном съезде народных депутатов в Москве и там, видимо, всем депутатам было дано задание выявить неблагонадежных руко­водителей на своих территориях. Но я как-то ей ответил очень резко, и после этого с ее стороны расспросов на эту тему не было.

В то же время я ее понимал. Время было такое. Ведь Галина Максимовна являлась де­путатом парламента РСФСР, а Россия стала после развала преемницей СССР. Следова­тельно, ей нужно было выполнять уже волю Съезда народных депутатов России. А это по­литика государства того переходного перио­да.

Когдазавершилсяпереходныйпериод?

В декабре 1991 года. Тогдашний предсе­датель облисполкома Юрий Ножиков был на­делен статусом главы администрации Иркут­ской области. Он же своим приказом назна­чил меня главой администрации города Усолье-Сибирское.

Какойбылсрокполномочий?

До 1994 года. А в марте 94-го состоялись выборы мэра нашего города. Я получил боль­шинство голосов от избирателей.

Черездвадцатьлет, прожитыхпослепут­ча, какиевысделаливыводыдлясебя?

Страна наша, Россия, жить лучше не стала - это явно. В уровне жизни народа имеются большие контрасты - есть очень богатые и очень бедные люди. Это  плохо.  Ведь соци­альная несправедливость не приводит к еди­нению нации.

Что касается меня, то взглядов на жизнь не изменил. Я за равенство, справедливость, че­стный труд и дружеские взаимоотношения между всеми людьми.

Ни в какие партии за это время не вступал. Был и остаюсь коммунистом.

Спасибозаоткровенность, ЛеонидПетро­вич.

 

Беседовал В.Патрин

Газета «Усольские новости» № 33 (879) от 18 августа 2011 года