Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Поездка Владыки Евгения по реке Лене: сёла Кокуй, Назарово, деревня Суховская. 1913 год

Приписной Никольский храм в с. Кокуйском Подымахинского прихода

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

В 2 часа дня отправились из Подымахина; дул силь­ный низовый ветер.

В 18 вер. — сел. Кокуй. Здесь хороший новый храм во имя св. Николая, приписной к приходскому. Утварию очень беден, иконы старые. Осмотрев здание хра­ма, Владыка беседовал с населением о необходимости иметь шейные кресты, так как оказалось, что не только дети, но и многие взрослые не имели на себе крестов. Мужички вы­разили желание при своем приписном храме иметь церков­ного старосту и вести самостоятельное хозяйство, с осво­бождением от несения повинностей по содержанию храма приходского. С подобными просьбами обращались не здесь только. Владыка разъяснял, что своего старосту при при­писном храме иметь можно, можно и вести самостоятельную продажу свеч, но это не дает права быть освобожденным от несения повинностей по приходскому храму, и приписная церковь с самостоятельным хозяйством должна вносить из­вестный % по раскладке в духовно-учебный капитал.

В Кокуе есть церковно-приходская школа, пока в убо­гом наемном здании. Обществом уже вырешен вопрос о постройке школьного здания; Владыка одобрил выбран­ное для школы место. Учащихся 30 челов., учительствует окончившая прогимназию Евдокия Пежемская.

По пути от Кокуя к Таюре разразилась гроза и полил проливной дождь; пришлось проехать мимо с. Таюры и не видеть строящегося здесь нового храма, обещающего быть, по-видимому, очень красивым.

В 6 час. вечера — прибыли в д. Суховскую. Владыка вышел посетить местную церковно-приходскую школу. Помещается пока в небольшой наемной крестьянской избе; в недалеком будущем имеет быть выстроено специально школьное помещение. Остановка пока в выборе места: вблизи три деревни, всякая тянет школу к себе. Влады­ка, осмотрев местность, признал за лучшее иметь школу в Суховской и вверху деревни указал для нее место, благо­словив начало дела. Мужички начнут доставку леса. Уча­щихся 22 человека, учителем состоит И.П. Евсеенко, много уже лет своей жизни отдавший церковно-школьному делу; трудится усердно и честно. В 8 час. вечера — вступили в пределы прихода Марковского; первое село — Назарово. Благодаря тому, что двигались «пароходом», прибыли на несколько часов ранее, чем было назначено по маршруту; народ не ожидал. Колокольный звон собрал человек до 100. Храм только что отремонтирован, стены окрашены масля­ной краской розового цвета, а потолок — голубого. Не­сколько не доделан иконостас, на что Владыкой обращено внимание и даны соответствующие указания о. настоятелю. Храм приписной к приходскому, во имя св. Архистратига Михаила. Строится новая деревянная колокольня, вместо ветхой прежней. Видно, что население любит свой храм и охотно несет трудовую копейку на его поддержание и бла­гоукрашение. Марковский приход более других сохранился в отношении патриархальности: религиозность и усердие к храму Божьему составляют его неотъемлемое достоинство… В Назарово храм приписной — Михаило-Архангельский. После молебна св. Архистратигу Михаилу и св. Иннокен­тию с акафистом Владыка преподал наставление собрав­шимся и благословил. Было 10 час. вечера, когда мы выхо­дили из храма. Тучи заволокли небо, сделалось темно, дул пронизывающий ветер и шел дождь. Храм на краю села, до квартиры далеко. Назаровцы не были так гостеприимны и находчивы, как илимчане: они не подали Владыке лошади хотя бы с санями на колесах. Кое-как достали где-то зонт, Владыка одел дождевик, и мы, вспотевши после службы, побрели по грязным улицам Назаровой, пронизываемые вет­ром. В доме крестьянина А.И. Трифонова мы нашли теплый приют, подкрепились пищею и остановились на ночлег. Ве­тер свирепо дул всю ночь. Я дивился богатырскому здоро­вью о. благочинного Кокоулина, который спал около окна с разбитым стеклом, — ветер бесцеремонно сбрасывал с него одеяло и пронизывал его, казалось, до костей… Телесная сила в этом почтенном старце прекрасно сочеталась с такою же духовной, которую он всю самоотверженно отдал на благо Киренского уезда. Со школьной скамьи в течение уже 45 лет он беспорочно несет пастырскую службу в этом да­леком крае, он — патриарх уезда и отец церковных школ: первая церковная школа в Киренском уезде была открыта им в своей квартире…

Утром 22 июня Владыка посетил местную церковно-приходскую школу. Здание хорошее, чистое, светлое, — с квартирой для учителя. Учительствует вышедшая из 5 кл. Якутской гимназии Анна Ситник, видимо, с небольшим пока педагогическим опытом. Знания Владыка нашел сла­быми: слияние звуков не усвоено, молитвы в I отд. знают пло­хо, по арифметике ученик II отд. не смог отнять от 20 – 13; учительница, по случаю каникул, гостит в Подымахино. Уча­щихся 24 мальчика и 8 девочек. Попечителя при школе нет. На предложение Владыки взять эту обязанность согласился А.И. Трифонов, с ежегодным взносом в 25–30 руб. Обреви­зовав библиотеку, Владыка отбыл далее.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области