Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Галина Шеметова - художница из Усолья-Сибирского

Дитя «степей»

Галину Шеметову многие ценители искусства на ме­стном уровне знают по ее работам, периодически вы­ставляющимся в городском музее. Большую часть сво­его времени на протяжении многих последних лет она проводит в детской художе­ственной школе, где преподает сразу несколько пред­метов, включая живопись, композицию, рисунок. И именно в учебном классе во время занятий протекал наш с ней разговор.

На вопросы о личной жиз­ни Галина Александровна от­вечает со скромной ухмылкой на лице. Но о своих родных рассказывает с удовольстви­ем. Как у многих, чьей роди­ной стала Сибирь, она впита­ла особенности культуры не­скольких народов. Мама при­ехала строить Усолье по орг- набору из Белоруссии. Г. Шеметова уточняет:

Наверное, хотела выбрать­ся из деревни, в которой жила, расположенной в Гомельской области. Хотя комсомолкой не являлась. Образования тоже не было. Профессию камен­щика осваивала в процессе работы. И застала Усолье, ког­да здесь стояла голая степь.

Отец художницы, предста­витель тоже рабочей специ­альности, по деду был осед­лым цыганом. По матери - ку­банский казак. И судя по рас­сказам женщины, провел не­простую жизнь.

Раньше дети быстрее взрослели, - снова вносит ре­марку Галина, - в двенадцать лет он ушел из семьи на воль­ные хлеба. В Усолье работал на Химпроме кузнецом. Искус­ством не увлекался. Но ковал и дома по заказу ножи, иные инструменты, плел рыболов­ные сети. Был очень жестким хозяйственником, настолько строгим, что ужиться с ним, наверное, только и могла моя мама, имея, в отличие от него, спокойный тихий нрав. По сча­стью, оба моих родителя не пострадали во время войны. Хотя знаю, что мать некоторое время находилась в оккупа­ции. Недоедала, и отсюда до самой смерти у нее сохрани­лось чрезмерно бережливое отношение к продуктам.

Несмотря на то, что семья была из простых рабочих, в доме, по словам Галины, все­гда были книги. Хотя, что ин­тересно, в то время детская литература считалась огром­ной редкостью, баловством.С ранних лет читала она так на­зываемых взрослых авторов, много о Великой Отечествен­ной войне. А детские книжки, к которым, кстати, относит и Александра Дюма, прочла за­поем уже в юности. С детско­го садика Г. Шеметова мечта­ла обучаться музыке. Но по какой-то причине ее отдали в художественную школу, распо­ложенную тогда в деревянном доме в районе городского ку­рорта. Как все дети, первое вре­мя занятия в ней она посещала по «обязаловке», то проявляя, то теряя к ним всякий интерес.

Среди ее именитых учителей были Кузьмин, Фридман, Скобцов, Скорняков. Особенную лю­бовь к изобразительному искус­ству привил Романовский, взяв­ший их класс на четвертом году обучения, преподававший живо­пись, рисунок. И многие из их выпуска в дальнейшем стали учиться по профессии.

В обычной средней школе Галине Александровне легко давалась математика. Препода­ватели советовали пойти на математический, но она реши­ла стать художником. По ее сло­вам, в то советское время аван­гарда в стране не было. В шко­ле и иркутском училище закла­дывались основы реализма, да­валась прочная классическая база.

- Но без нее, - считает пре­подаватель, - не может быть профессионализма в изобрази­тельном искусстве, которого так не хватает в наши дни. Пикас­со тоже был модернистом. Но у него есть работы,написанные в стиле реализма. Он прекрасно владел основами рисунка. Придерживается старой классичес­кой школы и наше учебное за­ведение, стараясь не только раскрыть в ребенке талант, но и научить его рисовать.

Возможно, благодаря этой позиции, ученики Галины Алек­сандровны тоже часто поступа­ют в училище искусств и вузы. В один из выпусков студента­ми-художниками стали сразу восемь человек. Одна из ее уче­ниц получает образование ди­зайнера во Владивостоке. Дру­гая - в Московском институте. Двое в Красноярске, среди ко­торых Антон Тхаренко, о ком Га­лина Шеметова говорит: «Бала­гур, но талантливый парень».

В отличие от преподавателей, молодым художникам меньше повезло с эпохой, в которую они родились.

Нет той государственной поддержки, которая имелась в наши годы, - продолжает она, - не случайно молодежь сейчас стремиться объединяться в со­юзы, потому что в одиночку мо­лодому художнику тяжело выжи­вать.

Когда сама Г. Шеметова была еще студенткой, ее, по дей­ствующей в те годы практике, с группой однокашников от учи­лища отправили на многоднев­ную экскурсию в Ленинград. Жили они за государственный счет в гостинице. Все время проводили в музеях, «глотая» впечатления от полотен извес­тных авторов.

В то время не было про­блем с переездом через гра­ницу, - рассказывает Галина, - из Ленинграда мы удрали в Таллин. И там впервые позна­комились с авангардом. После классических шедевров «Эрми­тажа», признаться, не могли вос­принять всерьез модернистские работы европейских художни­ков. Оттуда - в Ригу, где дей­ствовал более классический музей. Но что мне запомнилось в Таллине: старинная часть го­рода была четко отделена от новостроек. Бросалось в глаза, как гордятся ею тамошние жи­тели. Имелось много церквей. Уже тогда девяносто процентов «таллинцев» были верующими людьми. И кто сказал, что рус­ских там не любят? Узнав, отку­да мы приехали, иностранцы всюду шли нам на выручку, по­казывали дорогу, однажды бес­платно прокатили в трамвае. Естественно, общались мы с ними на русском языке.

Дипломную работу художни­ца писала столь же просто и кропотливо не о высоких мате­риях, а очень земных вещах. В год ее защиты на Восточно­-Сибирской железной дороге прокладывали дополнительную ветку. Около недели девушка ездила в Тельму, где на желез­нодорожной станции работала бригада. И писала портрет ра­ботяги - шофера, который и стал ее заключительным дип­ломным словом.

По окончании училища ка­кое-то время Галина являлась художником оформителем ДК одного из поселков. Познако­милась там с будущим супру­гом, который тогда занимал дол­жность директора клуба. Вмес­те они приехали жить в Усолье. Профессия художника была во­стребована практически на каж­дом предприятии. В качестве оформителя Галина Александ­ровна служила в тресте, затем перешла в ОРС. К преподава­нию в художественной школе долго относилась с осторожно­стью. Получив приглашение ра­ботать, сначала устроилась туда преподавателем по совмести­тельству и втянулась. С тех пор, как она здесь училась, в учреж­дении многое изменилось: зда­ние, если раньше большинство учителей были мужчинами, то сегодня чувствуется женский перевес. В хорошую традицию превратились так называемые просмотры, когда на стенах вы­вешивают все работы ученика, благодаря чему можно проана­лизировать, насколько он вырос.

Что ценно, в параллели с работой Галина Александровна не бросает кисть, пишет и про­должает выставляться, ближай­шую подборку планирует под­готовить ко Дню города. Прав­да, писать ей удается во время каникул. И обычно, насколько я поняла, она уходит в работу с головой.

Изменились за годы ее соб­ственные предпочтения. Если раньше любила портрет, то сей­час признается, имеются слож­ности с позерами. И особым ее вниманием стали пользоваться цветы.

Пока мы разговаривали, схе­матично, на листочке художни­ца начертила букет хризантем. В ответ на мою просьбу пока­зала свою картину, достав ее из шкафа - чайные розочки в ста­кане. Несмотря на привержен­ность к реализму, я увидела в ней свободный полет красок, в чем Галина Александровна сра­зу меня не поддержала, «отре­зав», что это чистый реализм.

 

М. Манаева

Газета «Усольские новости» № 20 (866) от 19 мая 2011 года