Галина Шеметова - художница из Усолья-Сибирского
Категория: Усолье-Сибирское : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
Дитя «степей»
Галину Шеметову многие ценители искусства на местном уровне знают по ее работам, периодически выставляющимся в городском музее. Большую часть своего времени на протяжении многих последних лет она проводит в детской художественной школе, где преподает сразу несколько предметов, включая живопись, композицию, рисунок. И именно в учебном классе во время занятий протекал наш с ней разговор.
На вопросы о личной жизни Галина Александровна отвечает со скромной ухмылкой на лице. Но о своих родных рассказывает с удовольствием. Как у многих, чьей родиной стала Сибирь, она впитала особенности культуры нескольких народов. Мама приехала строить Усолье по орг- набору из Белоруссии. Г. Шеметова уточняет:
Наверное, хотела выбраться из деревни, в которой жила, расположенной в Гомельской области. Хотя комсомолкой не являлась. Образования тоже не было. Профессию каменщика осваивала в процессе работы. И застала Усолье, когда здесь стояла голая степь.
Отец художницы, представитель тоже рабочей специальности, по деду был оседлым цыганом. По матери - кубанский казак. И судя по рассказам женщины, провел непростую жизнь.
Раньше дети быстрее взрослели, - снова вносит ремарку Галина, - в двенадцать лет он ушел из семьи на вольные хлеба. В Усолье работал на Химпроме кузнецом. Искусством не увлекался. Но ковал и дома по заказу ножи, иные инструменты, плел рыболовные сети. Был очень жестким хозяйственником, настолько строгим, что ужиться с ним, наверное, только и могла моя мама, имея, в отличие от него, спокойный тихий нрав. По счастью, оба моих родителя не пострадали во время войны. Хотя знаю, что мать некоторое время находилась в оккупации. Недоедала, и отсюда до самой смерти у нее сохранилось чрезмерно бережливое отношение к продуктам.
Несмотря на то, что семья была из простых рабочих, в доме, по словам Галины, всегда были книги. Хотя, что интересно, в то время детская литература считалась огромной редкостью, баловством.С ранних лет читала она так называемых взрослых авторов, много о Великой Отечественной войне. А детские книжки, к которым, кстати, относит и Александра Дюма, прочла запоем уже в юности. С детского садика Г. Шеметова мечтала обучаться музыке. Но по какой-то причине ее отдали в художественную школу, расположенную тогда в деревянном доме в районе городского курорта. Как все дети, первое время занятия в ней она посещала по «обязаловке», то проявляя, то теряя к ним всякий интерес.
Среди ее именитых учителей были Кузьмин, Фридман, Скобцов, Скорняков. Особенную любовь к изобразительному искусству привил Романовский, взявший их класс на четвертом году обучения, преподававший живопись, рисунок. И многие из их выпуска в дальнейшем стали учиться по профессии.
В обычной средней школе Галине Александровне легко давалась математика. Преподаватели советовали пойти на математический, но она решила стать художником. По ее словам, в то советское время авангарда в стране не было. В школе и иркутском училище закладывались основы реализма, давалась прочная классическая база.
- Но без нее, - считает преподаватель, - не может быть профессионализма в изобразительном искусстве, которого так не хватает в наши дни. Пикассо тоже был модернистом. Но у него есть работы,написанные в стиле реализма. Он прекрасно владел основами рисунка. Придерживается старой классической школы и наше учебное заведение, стараясь не только раскрыть в ребенке талант, но и научить его рисовать.
Возможно, благодаря этой позиции, ученики Галины Александровны тоже часто поступают в училище искусств и вузы. В один из выпусков студентами-художниками стали сразу восемь человек. Одна из ее учениц получает образование дизайнера во Владивостоке. Другая - в Московском институте. Двое в Красноярске, среди которых Антон Тхаренко, о ком Галина Шеметова говорит: «Балагур, но талантливый парень».
В отличие от преподавателей, молодым художникам меньше повезло с эпохой, в которую они родились.
Нет той государственной поддержки, которая имелась в наши годы, - продолжает она, - не случайно молодежь сейчас стремиться объединяться в союзы, потому что в одиночку молодому художнику тяжело выживать.
Когда сама Г. Шеметова была еще студенткой, ее, по действующей в те годы практике, с группой однокашников от училища отправили на многодневную экскурсию в Ленинград. Жили они за государственный счет в гостинице. Все время проводили в музеях, «глотая» впечатления от полотен известных авторов.
В то время не было проблем с переездом через границу, - рассказывает Галина, - из Ленинграда мы удрали в Таллин. И там впервые познакомились с авангардом. После классических шедевров «Эрмитажа», признаться, не могли воспринять всерьез модернистские работы европейских художников. Оттуда - в Ригу, где действовал более классический музей. Но что мне запомнилось в Таллине: старинная часть города была четко отделена от новостроек. Бросалось в глаза, как гордятся ею тамошние жители. Имелось много церквей. Уже тогда девяносто процентов «таллинцев» были верующими людьми. И кто сказал, что русских там не любят? Узнав, откуда мы приехали, иностранцы всюду шли нам на выручку, показывали дорогу, однажды бесплатно прокатили в трамвае. Естественно, общались мы с ними на русском языке.
Дипломную работу художница писала столь же просто и кропотливо не о высоких материях, а очень земных вещах. В год ее защиты на Восточно-Сибирской железной дороге прокладывали дополнительную ветку. Около недели девушка ездила в Тельму, где на железнодорожной станции работала бригада. И писала портрет работяги - шофера, который и стал ее заключительным дипломным словом.
По окончании училища какое-то время Галина являлась художником оформителем ДК одного из поселков. Познакомилась там с будущим супругом, который тогда занимал должность директора клуба. Вместе они приехали жить в Усолье. Профессия художника была востребована практически на каждом предприятии. В качестве оформителя Галина Александровна служила в тресте, затем перешла в ОРС. К преподаванию в художественной школе долго относилась с осторожностью. Получив приглашение работать, сначала устроилась туда преподавателем по совместительству и втянулась. С тех пор, как она здесь училась, в учреждении многое изменилось: здание, если раньше большинство учителей были мужчинами, то сегодня чувствуется женский перевес. В хорошую традицию превратились так называемые просмотры, когда на стенах вывешивают все работы ученика, благодаря чему можно проанализировать, насколько он вырос.
Что ценно, в параллели с работой Галина Александровна не бросает кисть, пишет и продолжает выставляться, ближайшую подборку планирует подготовить ко Дню города. Правда, писать ей удается во время каникул. И обычно, насколько я поняла, она уходит в работу с головой.
Изменились за годы ее собственные предпочтения. Если раньше любила портрет, то сейчас признается, имеются сложности с позерами. И особым ее вниманием стали пользоваться цветы.
Пока мы разговаривали, схематично, на листочке художница начертила букет хризантем. В ответ на мою просьбу показала свою картину, достав ее из шкафа - чайные розочки в стакане. Несмотря на приверженность к реализму, я увидела в ней свободный полет красок, в чем Галина Александровна сразу меня не поддержала, «отрезав», что это чистый реализм.
М. Манаева
Газета «Усольские новости» № 20 (866) от 19 мая 2011 года