Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Из истории иркутской писательской организации: заключение

Н. Вяткин

А. Обухов

А. Латкин

А. Никифоров

А. Столяревский

Н. Соин

С. Эпов

Слева направо: А. П. Зверев, Р. В. Филипппов

Ю. Самсонов

В условиях падения культу­ры и нравов России последних десятилетий иркутские писа­тели противостоят силам рас­пада, и тому есть подтвержде­ния.

В годы наиболее резкого слома прежних устоев рож­дается на земле Иркутской праздник     под     названием «Сияние России» — Дни рус­ской духовности и культуры. Главная его часть — встречи с выдающимися писателями, деятелями культуры России. У истоков Дней в 1994 г. стояли В. Распутин, русский певец из Австралии А. Шахматов, архи­епископ Иркутский и Ангар­ский Вадим, мэр города Б. А. Говорин, при участии иркут­ских писателей. С приходом Говорина на пост губернатора праздник перерос в областной фестиваль, вовлекая в своё течение все культурные силы Приангарья под эгидой Коми­тета по культуре Иркутской области и Управления куль­туры г. Иркутска. За более чем 10-летие его проведения собеседниками сибиряков, не­равнодушных к литературе, истории и философии, стали Л. Бородин, Ст. Куняев, И. Шафаревич, О. Платонов, А. Панарин, Ю. Кузнецов, В. Лихоносов, М. Аввакумова и др.

Перед почитателями рус­ского песенного искусства вы­ступили певцы А. Шахматов (Австралия), Е. Смольянинова, Т. Петрова, Кубанский казачий хор, капелла под руководством В. Чернушенко, Омский народ­ный хор и многие другие признанные таланты, патриоты по духу.

Иркутские писатели в дни праздника — частые гости в студенческих аудиториях, школьных классах, библиоте­ках.

Большое духовно-культур­ное значение приобрели для иркутян ежегодные Иннокентьевские чтения, проходящие при переполненных залах, в память первосвятителя Инно­кентия (Кульчицкого), святые мощи которого были вновь обретены в 1990 г. На Чтениях звучат доклады на православ­ную тему, исполняются ду­ховные песнопения, ставятся композиции по житиям свя­тых. Программу составляет писательница В. Сидоренко. Участники — православное священство, краеведы, исто­рики, философы, литераторы, артисты.

В последние годы иркутские писатели принимают участие в фестивале современной дра­матургии им. А. Вампилова, который проводится один раз в два года на базе Иркутского академического драматичес­кого театра им. Н. П. Охлопко­ва. В. Распутин входит в оргко­митет фестиваля, в комиссию по отбору спектаклей 2003 г. были включены В. Распутин, A. Румянцев, В. Козлов.

На иркутском телевидении (ИГТРК) на средства предпри­нимателя В. Бронштейна ве­дется передача «Классическая лира». Ее цель — поэтическое просвещение (беседы о твор­честве М. Лермонтова, Г. Ива­нова, А. Прасолова, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.). Вместе с B.   Бронштейном  в  передаче участвуют поэты Г.  Гайда и В. Козлов.

Свой вклад в культуру Приангарья вносит и Иркутское региональное отделение Со­юза российских писателей. С 2000 г. оно проводит еже­годный Международный (или Всероссийский) фестиваль поэзии на Байкале.

В Иркутске побывали: А. Грицман (США), Л. Григо­рьева и Р. Бухараев (Англия), А. Радашкевич (Франция); из российских поэтов— Е. Ев­тушенко, А. Кушнер, Е. Рейн, Ю. Кублановский, О. Хлебни­ков, Т. Кибиров, Н. Ермакова и др.

К фестивалю приурочен вы­ход альманаха поэзии «Иркут­ское время».

В    Доме   литераторов   им. М. Сергеева на ул. Дзержин­ского, 12, где располагается эта организация, в послед­ние два года также прошли: «круглый стол» по иркутской прозе; рецензенты — извес­тные современные проза­ики — М. Кураев, Е. Попов, П. Крусанов, В. Сотников; «круглый стол» журналов Сибири и Дальнего Востока с участием гл. редактора жур­нала «Знамя» С. Чупринина.

Есть у организации своё пе­риодическое издание — еже­годник «Зелёная лампа».

Что касается критики 90-х — начала 2000-х гг., то следует признать, что противоречия в литературном процессе этих лет её несколько приглушили. Тенденциозность, возникшая при смене государственного строя, когда критики разных идеологических направлений скрещивали шпаги, сменилась безразличием к появлению но­вых книг и новых имён. С од­ной стороны, противостояние постепенно теряло остроту, а «бить своих» никто не хотел, с другой — в литературу хлы­нули   дилетанты,   издающие книги за свои деньги (или де­ньги спонсоров) и, как прави­ло, в собственной редакции. Выискивать зёрна в этих зава­лах плевел — занятие трудновыполнимое.

Не склоняется перед обсто­ятельствами старейший ир­кутский критик Н. Тендитник. Её статьи часто появляются в журнале «Сибирь» и газете «Родная земля». С позиции патриотизма и традиций рус­ской классики она рассматри­вает произведения прозаиков К. Балкова, А. Байбородина, И. Комлева, А. Семёнова, поэ­тов А. Горбунова, А. Румянцева, В. Соколова и др.; размышляет о творчестве писателей рус­ского зарубежья — Б. Зайцева и И. Шмелёва, пишет взыска­тельные рецензии на книгу «Мир Александра Вампилова», изданную в 2000 г. Иркутским фондом А. Вампилова и Ир­кутским госуниверситетом, хрестоматию для школьников «Писатели Восточной Сиби­ри» (авт.-сост. О. Н. Шахерова) 2000 г., а также горячо от­кликается на события обще­ственно-политической жизни в стране. Не оставляя своим вниманием имена А. Вампилова и В. Распутина, Н. Тендитник выпускает новые книги о них — «Перед лицом правды». Очерк   жизни   и   творчества A.   Вампилова (Ирк., 1997) и «Валентин Распутин. Колоко­ла тревоги» (М., 1999).

П. Забелин в 2000 г. издаёт сборник литературно-крити­ческих обозрений «Приходит час определенный», касаясь творчества   В.   Непомнящих, B.   Распутина, А. Вампилова, представителей крестьянской поэзии Сибири — П. Василье­ва, Л. Мерзликина, А. Кутилова, А. Горбунова.

С литературно-критичес­кими обзорами на страницах «Сибири» выступают поэ­ты А. Столяревский, С. Эпов, Р. Филиппов; в рубрике «Пе­речитывая      классику»      —

A.   Румянцев; публикуют по­лемические статьи авторы, не входящие в писательский со­юз, — В. Хоменко (под псевдо­нимом Яков Серпов-Молотов), B. Семёнова — она же состави­тель справочника «Писатели Приангарья» (Ирк., 1996).

Из иркутского Союза рос­сийских    писателей    острополемичны в критике поэты В. Науменко (под псевдонимом В.Зангезин) и А. Кобенков.

Несмотря на трудности вре­мени, выходят в свет книги с литературным наследием известных иркутских писа­телей, воспоминания о них, антологии и хрестоматии. Кроме уже упомянутых, это сборник прозы и поэзии для школьников «Солнце в аисто­вом гнезде» (сост. А. Румянцев и Р. Филиппов. Ирк., 1994); не­которые издания Иркутского областного фонда А. Вампи­лова: «Александр Вампилов. Записные книжки» (сост. О. Вампилова); «Венок Вампилову» (сост. Л. Иоффе) — Ирк., 1997; «Александр Вампилов. Драматургическое наследие» (Ирк., 2002) и др. А. Румянцев составляет и выпускает сбор­ник «Александр Вампилов в воспоминаниях и фотографиях» (Ирк., 1999); выходит книга о М. Сергееве «Он между нами жил...» (сост. О. Гантваргер. Ирк., 2001), В. Трушкине, с его дневниками и очерка­ми, — «Друзья мои...» (сост. А. Трушкина. Ирк., 2001), по­смертное издание 4-томника Г. Михасенко, «Антология ир­кутской поэзии. ХХ век» (сост. В. Козлов, А. Румянцев. Ирк., 2000), «Антология иркутско­го рассказа. ХХ в.» (сост. Ст. Китайский, В. Семёнова. Ирк., 2003).

Иркутские областные биб­лиотеки — им. И. И. Молча­нова-Сибирского и детская им. М. Сергеева выпуска­ют биобиблиографические указатели: по творчеству М. Сергеева (2003), указатели-путеводители по книгам ир­кутских писателей для детей, составленные Л. Казанцевой и В. Копыловой (1995, 2001). В библиотеке им. И. И. Молчано­ва-Сибирского готовится к вы­ходу новый биобиблиографи­ческий указатель по творчеству В.Распутина.

Продолжает работать для читателей журнал «Сибирь». В этом году ему исполняется так­же 75 лет.

После своего возрождения в 1997 г. издание преобразилось. Теперь это «журнал писателей России» консервативно-пат­риотического, православного направления. Объём его увели­чился, расширилась тематика: помимо традиционных разде­лов «Проза», «Поэзия», «Публи­цистика», «Критика» появились многочисленные рубрики: «Иркутская (Сибирская) старина», «Жития народные», «Перечи­тывая классику», «Сибирь мо­лодая», «Русская школа» и др., позволяющие отражать самые разнообразные явления лите­ратурной и культурной жизни. Возглавляет журнал, как уже было сказано, поэт В. Козлов.

С первых дней возникнове­ния стал своим для иркутских писателей и детский журнал «Сибирячок», не оставляющий без внимания ни одно произве­дение для детей, рождённое на земле Иркутской. Молодёжную нишу занял «Первоцвет» (гл. ред. А. Стародубцева) — жур­нал для тех, кто делает в ли­тературном творчестве самые первые шаги.

* * *

Говоря о писателях, входя­щих в творческий союз, стоит назвать и тех, кто, не имея би­лета члена СП, прибавляли (и прибавляют) свои страницы литературе Приангарья. Это сказочник В. Стародумов («Ангарские бусы». Ирк., 1991 и др.), автор научно-популяр­ных книг для детей А. Смир­нов, покинувший Иркутск в 70-е гг. («В тайге у Байкала». Л., 1958; «В джунглях Хамар-

Дабана». Ирк., 1967; «Морской змей и маленькая хлорелла». Ирк., 1972 и мн. др.), прозаик Е. Ячменева («Повторение пройденного». Ирк., 1985 и др.), детская поэтесса А. Стародубова («Смешинки». Ирк., 1966), автор приключенческих повестей для детей В. Имшенецкий («Секрет лабиринта Гаусса». Ирк., 1977; 1986), поэт, прозаик— кстати, рекомен­дованный на писательском собрании в 2006 г. в члены СП России — В. Гусенков(«Кораб­ли выходят на орбиту». Стихи. Ирк., 1961; «Мой бедный Араньян». Повести. Ирк., 1987), В. Шкуратов («Фронтовые бы­ли». Ирк., 2000), Ю. Баранов («Медвежий след». Ирк., 2005), эссеист, член Международного ПЕН-клуба/Русский ПЕН-центр — В. Диксон («Пятыйтуз». Ирк., 1994, «Когда-нибудь монах...» Ирк., 1996 и др.), поэты А. Гай­дай «Расстояния». Ирк., 1985), Р. Смирнов («Юность сердца». Ирк., 1963), Д. Цветков («Высо­ковольтка». Ирк., 1973; «Годо­вые кольца». Ирк., 2000 и др.), О. Кузьминский («Предместье в сентябре». Ирк., 1986; «Ог­рада». Ирк., 2002), Е. Варла­мов («Спасение». Ирк., 1968; «Осенние игры». Ирк., 1978), Л. Сухаревская («Послушай сердце». Ирк., 1979; «Прямая речь». Ирк., 2006), Н. Сидорова («Прощеный день». Ирк., 2003 и др.), Т. Назарова («Беспри­зорная свирель». Ирк., 2004); В. Скурихин («Вольная кни­га». Ирк., 2001); автор верлибров А. Сокольников — список наверняка неполный, он пос­тоянно растет.

*  * *

Иркутское региональное отделение Союза писателей России объединяет сегодня 47 писателей.

Дом литераторов им. П. П. Петрова на ул. Ст. Разина, 40 давно уже стал одним из популярных в городе очагов культуры. Здесь по-прежнему проводятся литературно-му­зыкальные вечера, премьеры книг, выставки художников, конференции «Молодость. Творчество. Современность», писательские собрания; про­должают свою работу Бюро пропаганды художественной литературы и литобъединение начинающих, базируются АНО «Издательство «Иркутский пи­сатель» и журнал «Сибирь».

*  * *

Организация иркутских пи­сателей прошла путь длиной в три четверти века. Вместе со своими земляками она пе­режила на этом пути многие бури времени. Возникшая в 30-е атеистические годы, в конце ХХ в. она вернулась к истокам традиционных куль­турных, религиозных ценнос­тей, не отказываясь и от идеи социальной справедливости советской эпохи. Произошло это благодаря тому, что наибо­лее честные и талантливые писатели умели из многозвучия народной жизни выделять мудрые голоса и доверять им больше, чем сиюминутному политическому лозунгу. И тем самым помогали читателю зорче всматриваться в проис­ходящее вокруг.

Очередные испытания, вы­званные обвальной капита­лизацией, ослабили силы, но не заставили человека, вла­деющего пером, отказаться от благородного стремления поддерживать читателя на его пути к правде, добру, красоте. И стало очевидным: те, кто пи­шет искренние, умные книги, сегодня очень нужны повсю­ду, где идёт просветительская и нравственная работа.

А как же иначе передавать будущим поколениям много­вековой опыт отечественной культуры?..

 

Валентина Семенова
ВМЕСТЕ С БУРЯМИ ВЕКА
Краткий обзор имён и книг к 75-летию
Иркутской писательской организации